Многие великие люди в школе сидели на задней парте. Хулиганили и не всегда отличались хорошими оценками. Но нашелся кто-то, кто поверил в них. Например, классный руководитель одной из львовских школ взяла документы троих своих учеников и разнесла их по институтам. Родители об этом даже не знали. Как потом говорили ее воспитанники, если бы не учительница, они бы не стали теми, кем стали...
Но много ли таких людей встречаем мы в своей жизни?
Наталия К., студентка:
- В школе мне сильно хотелось писать, хотя никто из домашних не писал. Хотелось прожить интересную насыщенную жизнь. Когда я говорила одноклассникам, что хочу путешествовать по миру, надо мной смеялись, называли чудачкой, девочкой с фантазиями. Меня мало кто понимал. В сельском клубе вечерами демонстрировали индийские фильмы, на дискотеках крутили российскую попсу. Многим этого было достаточно. Но неожиданно в 5 классе к нам пришла новая учительница украинского языка и литературы. Она перевернула всю мою жизнь. Научила мыслить, читать, любить художественную литературу.
Теперь в селе стало еще хуже. Мужчины ленивы, женщин больше всего интересуют сплетни. Еще когда жил мой дедушка, все было иначе. А теперь у многих дома вы не найдете ни одной книги. Шкафы заставлены дешевой посудой, лишь изредка можно увидеть книгу Леси Украинки, Франко, иногда - Чехова. Не понимаю, как можно так жить.
Мой дедушка был в ссылке в Сибири, вернулся, но не обозлился, не деградировал. У нас дома всегда были разные газеты, журналы, книги. Дедушка много работал, был столяром, однако находил время поиграть со мной. У родителей же никогда не было времени, да и желания, уделить мне внимание. Они были простыми тружениками и мало чем могли помочь. Поэтому сегодня о многих вещах у нас разные представления.
Потерянные в том мире…
Проблема родителей и детей стара как мир, считает председатель Украинского института детско-юношеской психотерапии и психологического консультирования УИДП, заведующая кафедрой психологии УКУ Галина Католик. По ее словам, старшее поколение еще помнит роман Ивана Тургенева "Отцы и дети". Жаль, что сейчас его не читают. Да и мы читали роман не так, как того хотел бы Тургенев. В школе нас учили, что нигилизм главного героя Евгения Базарова - это хорошо. Что все старое надо ломать... Была целая эпоха, когда в детские умы вкладывали мысль, что родители жили плохо, и что молодежь должна жить по-новому. Детей не учили ценить опыт родителей, их традиции. От них отказывались. И на этом хотели выстроить что-то новое и величественное.
В романе же Тургенева на это другой ответ - будущее за теми, кто уважает своих родителей. Это не просто художественное произведение, это глубоко философский труд.
Современной молодежи крайне тяжело, поскольку в большинстве она дезориентирована. Дезориентированы и родители. Факторов весьма много. Нынешний мир перевернут вверх ногами. Чтобы не говорить о духовности и общечеловеческих ценностях, говорят о телесных, интимных вещах. Тело теперь стало культом, не душа…
"К сожалению, мы живем во время формы, а не содержания, - говорит Г.Католик. - Исправить ситуацию может семья. Именно в ней у ребенка формируется понимание смысла и содержания жизни. Когда-то родители брали детей в поле, там они учились работать. Кроме того, семьи были многодетные, жизнь проходила в общении. Старшие воспитывали младших, младшие - еще меньших. Честность была в почете. Моего дедушку знали во всех магазинах. Если ему не хватало копейки расплатиться, он шел за деньгами домой, чтобы сразу вернуть долг. Это было нужно ему самому. Помню дедовы слова: "Имей чистую совесть и будь спокойна на своем месте".
Г.Католик считает, что изменения необходимо начинать с политиков. К сожалению, на политическом уровне каждый разрушает то, что было до него. Возможно, оно было несовершенным, но что-то можно надстроить, перестроить, поправить. Но не разваливать.
"Очень люблю сецессию в архитектуре. Там каждый новый этаж дома имеет свою архитектуру, стиль. Для меня это - зеркало человеческого бытия. В Риге видела старые крепости, которым тысяча лет, и над ними еще что-то надстроили. Это для меня хороший образ того, как на самом деле надо развивать общество - надстраивать, а не разрушать.
Сейчас мы живем в концепции утопизма или Заратустры. Дескать, человек - почти бог, и если он захочет, может изменить все. Это большая утопия, в которой мы погрязли. Надеялись, что станем великими и счастливыми, а получается наоборот. Возможно, все должны дойти до какой-то грани в своей патологии, чтобы потом, по закону маятника, вернуться назад".
"Я не так общалась с детьми"
По мнению психологов, украинское общество нынче заражено идеей толпы. Многое можно было бы изменить в семье. К сожалению, зачастую в семьях исповедуют двойные стандарты. Это шлейфом тянется с тех времен, когда люди думали одно, говорили другое, делали третье. А надо, чтобы ребенок, с целью сформировать собственную позицию, слышал разные, но честные мнения о людях, их поступках, о мире и событиях в нем.
"Весьма важно, чтобы, высказывая точку зрения, пусть даже репродуцированную от своих родителей, ребенок знал, что он несет за это ответственность. Если у вас другое мнение, - говорит учительница истории СШ №38 г. Львова Наталья Михайловна Голосовая, - найдите аргументы для его подтверждения. К сожалению, родители редко разговаривают с детьми как с равными. В основном такие беседы носят приказной или безапелляционный характер. Поэтому дети не получают опыта общения со взрослыми в других формах. Сегодня необходимо менять не детей, а родителей. К такому мнению пришла из собственной практики".
В 1998 г. Наталья Михайловна впервые попала на семинар о новых методиках обучения, проводимый польскими коллегами в г. Славске. Услышанное и увиденное там изменило все ее представления о подходах и методах преподавания. "Я даже не представляла, что можно учить в новом формате, общаться с детьми в новой плоскости. Моя модель общения с собственными детьми начала меняться. И спустя некоторое время моя старшая дочь сказала: "Мама, ты как-то по-другому начала с нами говорить". И объяснила, что "до недавних пор у нас в семье было авторитарное воспитание. А теперь - демократическое".
Модели отношений родителей и детей бывают разные. Нередко в семье царит слепая любовь к ребенку. Трудно родителям, которые проявляют слабость или упрямство. Упрямство может привести к семейному конфликту, слабость - к тому, что ребенок "сядет родителям на голову". Нередко видим, как ребенок в автобусе уступает место пожилой женщине. А та, вместо того, чтобы поблагодарить, говорит: "Сиди, сынок!". В таких случаях прошу: "Сядьте, потому что в следующий раз вам место не предложат. Так вы воспитываете эгоистов".
Говорят, Бог каждому ребенку дает свой талант. В зависимости от того, кто встретится ему на жизненном пути, он этот талант или развивает или же, наоборот, губит. Чтобы талант проявился, ребенок должен приобрести собственный жизненный опыт. Вопрос только в том, каким образом это происходит, и как это воспринимают родители. Один из примеров привела Галина Католик: "Бывает, родители приходят к психологу со словами, что вот, дескать, был золотой ребенок, а тут вдруг перестал слушаться - перечит, ведет себя дерзко. Я смотрю на этого мальчика и говорю: "Родители, я вас поздравляю, у вас хороший здоровый ребенок. В терапию надо вас". Родители должны понять, что перед ними уже не маленький ребенок, потому и общение должно быть другим. А они по-прежнему видят мальчика в коротких штанишках, не замечают, что он из них уже вырос".
Как считает Галина Католик, люди старшего возраста не святые, и у них тоже может быть искривленная картина мира. А они навязывают ее своим детям, внукам. Поэтому молодой человек упирается, ибо хочет сам осознать себя, свой путь в жизни. В старославянском языке есть хорошее слово "отрок" - тот, кто отрекается родительской семьи. Никто не знает, что и кому нужно. Иногда, чтобы яблоко проросло, оно должно упасть непомерно далеко от яблони. Ведь она такая большая, что все, падающее под ней, в ее тени гибнет.
"Спасибо, что вы есть в моей жизни"
Люди в течение своей жизни подвергаются влиянию других людей. И хороших, и плохих. Если в семье царит атмосфера взаимоуважения, любви, терпимости, ребенок вырастет здоровым, у него больше шансов пойти правильным путем.
В детстве на Ивана Сварника, львовского историка, самое большое влияние имели родители. "По собственному опыту вспоминаю, как отец, тогда редактор львовского издательства "Жовтень", приходил домой и читал маме новое стихотворение Олийныка или Евтушенко. Мы, дети, тоже слушали. Что-то нам нравилось, что-то - нет. Мама также цитировала поэзию. Она знала наизусть чуть ли не всего Шевченко, неимоверно много классики, современной поэзии. Это было золотое время "шестидесятников". В результате из троих их детей один стал ученым, второй - издателем, третий - переводчиком".
Но везет не всем. Нередко молодежь выбирает собственный жизненный путь, абстрагируясь от воли родителей. "Знаковым" в чьей-то судьбе может стать знакомство с чужим человеком.
"В моей памяти осталось впечатление, которое на меня произвел преподаватель истории Украины профессор Львовского университета им. Ивана Франко Ярослав Павлович Кись, - рассказывает Иван Сварник. - Человек, отличавшийся даже внешностью среди всех остальных. Это был интеллигент досоветского периода. Костюм, галстук... Не исключено, что по характеру он был педант. Но это был человек, который говорил то, чего не говорил никто иной. Он деликатно, ненавязчиво призывал нас изучать историю самостоятельно. Советовал идти в научную библиотеку им. Драгоманова. Читать работы Грушевского, Антоновича, Костомарова, многих других, не входивших тогда в университетскую программу".
По словам Ивана Сварника, в зависимости от того, что в человеке заложено от природы, в какой среде человек был воспитан, он пойдет либо по дороге добра, либо закончит жизнь под забором. Тот, кому больше повезет на умных людей, имеет больше шансов. Существует много примеров, когда определяющим в судьбе человека становится окружение.
"С детьми редко бывает весьма просто. Только словами детей не воспитать, - говорит Наталья Михайловна Голосовая.
Когда ученики приходят на урок, их внимание нужно переключить на новый предмет. Можно сказать, чтобы сидели тихо, были вежливыми. Кстати, это слово ненавижу всеми фибрами души, поэтому предлагаю детям самим установить правила поведения на уроке.
"Что нужно, чтобы наш урок был продуктивным? - спрашиваю. - Сидеть ровно. Но ведь вы же устанете. Не разговаривать. Но если вы не будете разговаривать, то как сможете высказать свою мысль?".
Отношение к детям как к равным приносит свои результаты. Словами не передать удовольствие, когда слышу, что то, что когда-то говорила и делала я, теперь мои выпускники считают своим. Фактически выходит, что я выступаю носителем каких-то жизненных постулатов. После одной из недавних встреч выпускников школы один из них прислал мне СМС: "Спасибо, что вы есть в моей жизни!". Это сообщение получила примерно в три часа ночи. До сих пор не знаю, кто из моих учеников это прислал, но сохраняю как самое ценное.
Я не люблю слово "воспитывать" в отношении детей. Ох как не люблю! Есть замечательная английская поговорка, с которой я целиком согласна: "Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя". Воспитывать нужно себя и только себя. А иначе все это - либо демагогия, либо вторжение в жизнь и личное пространство другого человека. Так иногда воспитывают не только ребенка, но и взрослого человека.
Ребенок рождается, и в жизни ему придется многое узнать и многому научиться. Задача взрослого - научить. Но не путем бесконечного "вдалбливания", а собственным примером. Ибо наглядные уроки - самые эффективные.
Следует быть открытыми к ребенку, чтобы он знал, что всегда может обратиться к родителям за советом и помощью, если не сможет справиться сам.
Бесполезно говорить ребенку о вреде курения и при этом регулярно дымить сигареткой. Бесполезно говорить о необходимости учиться, получать образование, а самому при этом иметь три класса сельской школы. Это не значит, что родители в таком случае должны бежать учиться, дабы подать чаду положительный пример. Но если ребенок будет видеть искреннее желание родителей познавать новое, заинтересованно анализировать и мыслить, то положительной эффект с наибольшей вероятностью будет достигнут".
Мысль по поводу
Светлана Гаврилюк, заведующая приютом для детей службы по делам детей г. Львова:
- Согласно действующему законодательству, каждый, кому стало известно о фактах беспризорности ребенка, обязан сообщить об этом органам власти. Однако немногие обращают внимание на таких детей. Чрезвычайно остро эта проблема ощущается в сельской местности. Родители нередко живут на "детские" деньги, но детьми не занимаются. И когда детей хотят у них забрать, они готовы на все. Угрожают, проклинают. Поскольку это для них - единственное средство к существованию.
Были случаи, когда в суде председатель сельского совета отказывалась свидетельствовать: "А что я могу? Она мне дом сожжет". Но ведь это входит в ее должностные обязанности. Не хочешь хлопот, боишься проклятий - не иди на должность! Дай возможность работать тем людям, у которых сердце будет болеть за маленького ребенка. Такую же позицию занимают и соседи.
Если в селе люди боятся иметь дело с проблемными семьями, то в городе они просто равнодушны. Их не волнует, что этот ребенок голоден и неухожен. Больше переживают за плачущую мать. А каким вырастет ребенок в такой семье, что его ждет в жизни? Будет ли самостоятельным?
Случаев, когда кто-то из посторонних занимался бы чужими детьми, крайне мало. Поэтому необходимо работать над изменением психологии общества, ибо оно сегодня уж больно несознательно.