С 2020 года количество российских капитанов и моряков на норвежских судах резко возросло. Сейчас во флоте страны работают около 200 капитанов с гражданством РФ — вдвое больше, чем в 2020 году, сообщает NRK со ссылкой на данные Норвежской морской администрации.
Кроме того, общее количество российских моряков на норвежских судах также выросло — с 925 человек в 2020 году до около 1,5 тысяч в 2025-м.
Как отмечают журналисты, Норвегия имеет один из крупнейших флотов в мире, но большинство экипажей на этих кораблях - из стран, не входящих в НАТО. Согласно данным, которые получил Норвежский общественный вещатель, Россия занимает третье место, после Филиппин и Индии.
"Норвежская гражданская торговая флотилия, пожалуй, важнее для НАТО, чем норвежская армия. Мы имеем относительно небольшую армию, но огромную флотилию. Гражданские суда могут перевозить солдат и грузы, особенно через Атлантический океан. У НАТО мало собственных грузовых судов и Альянс полностью зависит от гражданского торгового флота. По тем же причинам эти суда будут очень полезными для России", — говорит профессор Университета Западной Норвегии Сигмунд Симонсен.
В мирное время, предупреждает Симонсен, такие суда могут использоваться для блокирования судоходства, саботажа или как стартовая площадка для дронов.
Как отметили журналисты, хотя правительство ограничило выдачу разрешений российским капитанам на управление норвежскими судами, однако это решение не имеет обратной силы. Разрешения действительны в течение пяти лет. Поэтому количество капитанов будет уменьшаться по мере окончания срока действия выданных разрешений. Другая ситуация складывается с российскими моряками. На сегодня нет законов, запрещающих гражданам РФ работать на норвежских судах.
В комментарии NRK министр рыболовства и океанов Марианна Сивертсен Несс заявила, что правительство постоянно оценивает ситуацию с безопасностью, но не нашло достаточных оснований для запрета работать на кораблях российским экипажам. По данным норвежского морского управления, после решения правительства уже есть признаки того, что судоходные компании отказываются от норвежского флага. С начала года таких уже 38 судов.
По мнению генерального директора Норвежской ассоциации судовладельцев Кнута Арильда Харейде, судоходные компании перешли на флаг, под которым они могут и в дальнейшем иметь российских капитанов.
Напомним, во Франции в начале октября остановили танкер "теневого флота" России Boracay (Pushpa), который ходит под флагом Бенина. Это одно из судов, находящихся в центре расследования в Дании после того, как в последние дни над несколькими чувствительными объектами, такими как военные базы и аэропорты, пролетали неизвестные беспилотники.


