Правительство Венгрии обжаловало решение о выплате многомиллиардной евровой помощи, предоставленной Украине: Венгрия подала иск против Совета Европейского Союза и Европейского фонда мира (EPF) в Суд ЕС в Люксембурге, отрицая использование прибыли от замороженных активов российского центробанка в пользу Украины. Иск был подан еще в июле, а сейчас судебный орган ЕС принял дело к рассмотрению.
Об этом сообщило венгерское издание Portfolio.
Сложные отношения Украины и Венгрии выходят на новый уровень: политический противник Украины имеет целью не только лишить Украину будущей помощи, но и сделать так, чтобы она потеряла право на то, что уже предоставлено.
Будапешт оспаривает решение Совета от мая прошлого года и решение EPF от февраля 2025 года, которое предусматривало направление 99,7 процента чистой прибыли от управления замороженными российскими активами в EPF, обеспечивая ежегодно 3-5 миллиардов евро постоянного финансирования военной поддержки Украины. Хотя EPF уже перечислил Киеву более 11 миллиардов евро, судебный процесс может длиться годами, и за это время выплаты - под действием обжалованного решения - могут продолжаться также через другие механизмы, но судебное решение может стать прецедентным, защитив или запретив право вето.
Венгрия официально подала иск против Совета ЕС и EPF, поскольку оспаривает решение, регулирующее новый источник финансирования военной поддержки Украины. Сначала иск подали в Суд ЕС, но его перенаправили в Общий суд. 11 июля 2025 года правительство Венгрии подало документы в люксембургский суд, который с формальной точки зрения принял дело и 25 августа опубликовал его в Официальном журнале ЕС.
Это означает, что процесс официально начат, и суд будет изучать возражения венгерского правительства, в то же время дальнейший график - заключение генерального адвоката, слушания или дата вынесения решения - пока неизвестен.
В центре иска стоит решение Совета от 21 мая 2024 года. Этот акт предусматривает, что 99,7 процента чистой прибыли от управления замороженными российскими активами должно перечисляться в Европейский фонд мира. EPF является инструментом внешней политики и политики безопасности ЕС, из которого Украине предоставляют военную помощь, оружие и боеприпасы.
В самом тексте прошлогоднего решения было указано:
"дополнительный взнос не должен одобряться Политическим и безопасностным комитетом (PBB) и не должен быть утвержден комитетом Фонда мира; поскольку решение (СКБП) 2024/1470 уже предусматривает прямое одобрение Советом, дополнительная процедура утверждения не нужна. Кроме того, нет необходимости заключать административные соглашения с центральными депозитариями, поскольку правила по взносу устанавливает это решение".
Тогда же было определено, что административные расходы также должны покрываться из этого источника, поэтому государства-члены не несут прямых расходов. Венгерское правительство просит суд отменить решение руководящего комитета EPF от февраля 2025 года о выполнении решения Совета, а также протокол, который его зафиксировал.
В Венгрии заявляют, что при принятии "оспариваемого решения Комитет Фонда мира нарушил указанные положения, поскольку считал, что Венгрия - поскольку якобы не является "государством-членом, делающим взнос" - не может участвовать в голосовании, и поэтому ее голос был проигнорирован".
Нынешняя позиция Будапешта заключается в том, что процедура нарушила принципы законного принятия решений, закрепленные в учредительных договорах ЕС, а протокол не отражает точно процесс.
Масштаб финансовой базы хорошо демонстрирует серьезность спора: в странах ЕС заморожено примерно 200 миллиардов евро российских активов, преимущественно в бельгийском клиринговом центре Euroclear. Эти деньги не поступают напрямую в ЕС, но процентные и инвестиционные доходы от их управления ежегодно составляют несколько миллиардов евро. Экспертные оценки предполагают от 3 до 5 миллиардов евро ежегодных доходов, которые по новым правилам могут напрямую направляться на военную поддержку Украины.
EPF уже перечислил Киеву более 11 миллиардов евро на закупку оружия и боеприпасов, а новая схема обеспечивает постоянный источник доходов, где гарантией выступают замороженные российские активы.
Политический контекст тоже является ключевым. Венгрия неоднократно использовала право вето, чтобы блокировать финансовые и военные пакеты помощи Украине от ЕС, в частности фонд в 50 миллиардов евро, который вызвал споры в конце 2023 года. Поэтому другие страны ЕС искали пути обойти венгерское противодействие.
Относительно обжалованного решения юридическая служба Совета и большинство государств-членов заявили, что использование доходов от замороженных активов не является новым бюджетным обязательством для бюджета ЕС, а лишь выполнением действующего правила, которое не требует единодушия. Поэтому февральское решение приняли без венгерского голоса. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто тогда резко раскритиковал это решение.
Судебное разбирательство может длиться долго: после принятия иска состоится письменная стадия, затем - при необходимости - заключение генерального адвоката, далее слушания и наконец решение. Это может занять несколько лет, и не исключено, что дело из Общего суда перейдет в Суд ЕС в порядке апелляции (важно отметить, что в отличие от венгерского законодательства, в судебной системе ЕС именно Суд ЕС является высшей инстанцией). К тому времени обжалованное решение будет оставаться в силе, то есть средства от прибыли замороженных активов и в дальнейшем будут поступать Украине, хотя возможна подача ходатайства о приостановлении исполнения во избежание продолжающегося нарушения.
Хотя венгерское правительство подало иск еще на основании предыдущего регулирования — которое предусматривало использование всей прибыли от российских активов в пользу EPF, — на практике механизм уже изменился. Текущая система направляет средства не только на военные цели, но и частично на гражданские и восстановительные проекты.
По последним правилам ЕС ежегодно получает около 2,5-3 миллиардов евро дохода от замороженных российских активов — эти средства теперь поступают в Украину по нескольким каналам. Процесс состоит из трех этапов:
- значительная часть поступлений идет через EPF на военную поддержку;
- меньшая часть направляется через Loan Cooperation Mechanism (ULCM) на гражданское восстановление и гуманитарную помощь.
Таким образом, нынешний иск является не только юридическим спором относительно технического решения, но и процессом с ретроактивными последствиями, ведь оспариваемая система уже частично изменилась, а часть выплат уже осуществлена.
В долгосрочной перспективе решающим может стать то, что решения Общего суда и Суда ЕС имеют прецедентную силу. То есть, если венгерское правительство победит, подобные процедуры в будущем будет невозможно провести, и подобные голосования Совета придется трактовать как индивидуальные решения. Если же правительство проиграет, в будущем гораздо легче можно будет обходить вето в подобных вопросах.
Напомним, президент США Дональд Трамп признался, кто был его советником в вопросах войны России в Украине. О шансах Украины победить Москву в начатой Путиным войне он спрашивал у премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, который, по словам Трампа, находится в том же регионе и очень хорошо знает обе страны.
Однако Орбана трудно назвать сторонником Украины. В частности, он до сих пор уверен, что Украина представляет опасность для Венгрии и не должна вступать в Евросоюз. А нынешний иск Венгрии к Евросоюзу против помощи Украине только подтвердил позицию Орбана.
