Брюссель активно изучает, как обойти пункт договора ЕС, запрещающий закупку вооружений из бюджета союза, в то время как он активизирует усилия по увеличению финансирования для обороны и Украины. Европейская комиссия, предложила юридической рабочей группе пересмотреть важное положение, известное как статья 41(2), которая запрещает финансировать из общего бюджета ЕС "операции, имеющие военные или оборонные последствия", сообщили четыре человека, знакомые с развитием дискуссии.
Любой шаг по использованию бюджета для закупки летального оружия ознаменовал бы значительное смещение в оборонной политике Брюсселя с момента начала войны в Украине. Если более гибкая юридическая интерпретация будет создана и поддержана государствами-членами — некоторые из которых с большим скептицизмом относятся к такому шагу — сторонники надеются, что это позволит Брюсселю стать прямым покупателем летального оружия и играть более значительную роль в оборонной промышленности континента, считает Financial Times.
"Юридические дебаты разворачиваются вокруг вопроса, применяется ли статья 41(2) только к военным операциям ЕС. Если да, утверждают сторонники, то это может позволить Брюсселю покупать оружие для операций, проводимых другими организациями, например, украинскими Вооруженными силами", — пишет издания.
Юридическая служба Совета ЕС, органа, представляющего государства-члены, уверена, что можно обойти формулировку статьи 41(2). Но юристы Комиссии настроены более консервативно.
В феврале 2022 года страны-члены ЕС согласились финансировать поставки оружия в Украину, но только через многосторонний фонд, созданный вне бюджета ЕС, в обход статьи 41(2) основных договоров блока. Изменение договора считается политически невозможным.
Напомним, что ЕС разработал законопроект, который позволит направлять Украине доходы от российских активов. Это может произойти уже в июле 2024 года. Украина может получить около 3 миллиардов евро в год для финансирования поставок оружия и развития оборонной промышленности.