Тарифы в Украине растут, несмотря на мораторий: что подорожало

Документ Опрос читателей
Поделиться
Тарифы в Украине растут, несмотря на мораторий: что подорожало

Закон о введении моратория на повышение тарифов на тепло, горячую воду и распределение природного газа на период действия военного положения и шести месяцев после его отмены, принятый в августе прошлого года, позволил украинцам пережить зиму. Это тоже победа. Но на инфляцию в 25% глаза не закрыть, и если необходимое повышение тарифов не оплачивают граждане, его оплачивает госбюджет. И это когда война выкачивает из госказны астрономические суммы. Справились, пережили зиму. Но возникли вопросы, тем более что и тарифы не все заморозили.

В соответствии с индексом потребительских цен за первый квартал 2023 года, опубликованным Госстатом, коммунальные тарифы общим итогом подросли неплохо. В целом на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом почти на четверть подскочила стоимость содержания и ремонта жилья, квартплата в марте — более чем на 12%, а в январе и феврале — почти на 17%. На 17 же процентов, по итогам квартала, выросла стоимость вывоза бытовых отходов. Тарифы на водоснабжение, канализацию, электроэнергию, управление многоквартирными домами, горячую воду и отопление практически не изменились, — только тут сработал мораторий, заморозивший рост цен.

Получается, что далеко не на все жилищно-коммунальные услуги тарифы были заморожены, более того, расти продолжили как раз те суммы в платежках, которые вполне могли бы взять на себя местные бюджеты.

Парадокс очевиден: в 2022 году местные бюджеты, несмотря на войну, были выполнены с профицитом (+71 млрд грн), в отличие от государственного бюджета (918,0 млрд грн в дефиците). Остатки средств на счетах местных бюджетов и бюджетных учреждений по общему и специальному фондам за январь—декабрь 2022 года увеличились на 60,2 млрд грн и по состоянию на 01.01.2023 года составляли 116,6 млрд. Это данные анализа выполнения местных бюджетов, опубликованные интернет-ресурсом «Децентрализация».

Сам собой возникает вопрос: так почему же при астрономическом бюджетном дефиците за мораторий платит госбюджет, а местные бюджеты — в плюсах, но ничуть не скованны ценовыми ограничениями на такие виды услуг ЖКХ, как вывоз твердых отходов, подача воды и отвод жидких стоков, уборка придомовых территорий и внутри домов? Почему на эти виды услуг тарифы повышать можно?

Конечно, поставщики страдают от разрушений инфраструктуры, экономического кризиса и инфляции. Но ведь все, а не только отдельные из них. Но вот только ТЭЦ вынуждена работать по старым тарифам, а ЖЭК — по новым.

И это при том, что точно так же все граждане Украины страдают от российской агрессии, независимо от того, далеко или близко линия фронта. И страдают не только морально и психологически, но и от элементарного безденежья.

По прогнозам ПРООН, в случае затяжной войны почти треть украинцев может оказаться за чертой бедности, а 62% — в группе риска впасть в крайнюю бедность в течение ближайшего года. Экономические последствия этого понятны: сокращение потребительского спроса, поддерживающего восстановление нашей экономики, повышение запроса на различные виды социальной помощи от государства (субсидий, выплат по безработице) и кризис неплатежей, которые никем не будут компенсироваться. Это, пожалуй, самое страшное для поставщиков. Конечно, когда тариф заморожен, их это тоже не радует. Шутка ли при нынешних повреждениях в энергетике и необходимости ремонтов сохранять довоенный тариф на тепло, например? Но когда процесс контролируемый, поставщик рассчитывает на компенсации от контролера — правительства и хотя бы на уровне рентабельности держится. Совсем другое дело, когда потребители платят нерегулярно или просто не платят, потому что не могут. Такие потери не прогнозируемы и не компенсируемы.

Да, территориальные громады показали, что способны выстоять в невероятно жестких условиях. Но цены на услуги ЖКХ неоправданно растут и бьют по карману простых граждан.

В результате ТЭЦ, скованные мораторием, вынуждены работать в минус, а местные коммунальные хозяйства наращивают плюсы. По-видимому, чтобы не нагружать кошельки граждан, как раз местным предприятиям ЖКХ следовало бы запретить повышать тарифы на период войны. А ТЭЦ и котельные уберечь от вынужденных долгов, — им ведь к следующему отопительному сезону готовиться нужно!

Ну, а некоторые управляющие компании одним махом меняют тарифы при очередном перезаключении договоров. Делается это по принципу «если не нравится, ищите себе другого управителя». Иначе вам перекроют газ, свет, воду и прочие блага цивилизации. Так поступило, например, ООО «ИнвестБудГаличина». Прямо в духе домуправа из «Бриллиантовой руки»: «А если не будут брать, отключим газ» (документ).

Впрочем, как пояснила адвокат Татьяна Левчук, ничего криминального в этом нет. Договоры с управителями перезаключаются ежегодно или автоматически пролонгируются. В данном случае жильцам предложили ознакомиться с новыми тарифами и либо перезаключить договор с управляющей компанией на ее условиях, либо подыскать себе другую. Разве что можно было стиль объявления подобрать более тактичный... И учесть безальтернативность управителей, которая тоже не редкость.

Вопрос, что же будет с тарифами дальше, открытый.

С одной стороны, тарифный мораторий, по заявлению главы Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, Константина Ущаповского, может до конца войны и не дожить. В правительстве уже создана рабочая группа, рассматривающая разные модели того, как, по его словам, «стабилизировать рынок». Возможное повышение тарифов он объясняет необходимостью увеличить зарплаты энергетикам и другим работникам критической инфраструктуры, а также потребностью в средствах для аварийно-восстановительных работ. Справедливо.

С другой стороны, в парламенте буквально на днях был зарегистрирован законопроект №9102, предлагающий расширить действие тарифного моратория на все виды жилищно-коммунальных услуг, заморозив вообще все и гарантировав поставщикам компенсацию не только «тарифных» потерь, но и накопленных потребительских долгов.

Чье начало — правительственное или депутатское — перевесит, пока не ясно. Но если взглянуть на балансы центрального и местных бюджетов, а также взвесить все потери на нагрузки тех или иных поставщиков услуг ЖКХ, получается куда логичнее приостановить рост тех тарифов, которые коммунальным компаниям могут компенсировать местные власти, для бюджетов которых это не будет таким ударом. Безусловно, это будет половинчатое, компромиссное решение. Но оно гораздо лучше и оголтелого популизма депутатов, когда никто вообще ничего платить не обязан, и правительственного повышения всего и сразу в условиях жесткого безденежья.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме