Япония: ПОИСК НОВЫХ ДОРОГ

Поделиться
Ушли в прошлое 1980-е годы, когда казалось, что натиск японских компаний невозможно остановить. Сего...

Ушли в прошлое 1980-е годы, когда казалось, что натиск японских компаний невозможно остановить. Сегодня, через семь лет после того, как лопнули «мыльные пузыри» фондового рынка и рынка недвижимости, экономика Японии все еще пытается преодолеть трудности. Валовой внутренний продукт во второй половине 1996 года сократился. Упали курсы акций на фондовой бирже в Токио. Если с 1992 года ВВП США увеличился в общей сложности на 22 процента, то Японии - всего на 6 процентов.

Сможет ли страна воспрянуть? Вливание государственных средств в экономику позволило в 1992 - 1996 годах ослабить спад, но такое вливание не в состоянии обеспечить устойчивый рост экономики. Япония также не может снова прибегнуть к увеличению экспорта для преодоления экономических трудностей. Политики и некоторые чиновники, кажется, склоняются к идее, согласно которой единственным способом заставить экономику двигаться вперед является уменьшение контроля государства и даже дерегулирование, то есть отказ от политики государственного регулирования.

В одной из речей в парламенте премьер-министр Рютаро Хасимото пообещал провести широкие реформы, резко сократить число министерств и уменьшить их полномочия. «Ясно, - заявил министр внешней торговли и промышленности Синдзи Сато, - что нынешняя японская экономическая система, которая обеспечивала развитие страны на протяжении полстолетия после окончания второй мировой войны, исчерпала свои возможности».

Политики говорят об этом уже много лет, но сейчас дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. Хасимото, например, пообещал «большую встряску» финансовым рынкам страны, как это произошло в Британии десять лет назад. Он сказал, что перегородки, разделяющие финансовую индустрию Японии на отдельные секторы, будут к 2001 году сломаны. Сообщил, что министерство финансов, которое является самым мощным бюрократическим аппаратом Японии, будет лишено прав надзора над финансовыми институтами страны. Объявлено и о том, что будет дерегулировано страхование, один из наиболее тщательно контролируемых секторов экономики. Страховые премии, которые в настоящее время фиксированы, будут освобождены от регулирования, за исключением страхования жизни, и страховые компании получат право определять сами свои ставки.

Реформы будут проходить не только в финансовом секторе. В данный момент авиатранспортные компании, обслуживающие внутренние линии, должны получать разрешение на каждый маршрут от министерства транспорта, которое определяет тарифы и число пассажирских мест. Министерство отказывалось допускать в эту сферу новичков, но сейчас оно, кажется, готово разрешить некоторую конкуренцию.

Правительство решило провести реструктуризацию крупнейшей в мире телефонной компании «Ниппон телеграф энд телефон». Впервые компании будет разрешено обеспечивать международную телефонную связь. В обмен на это государственная компания международной телефонной связи и две другие частные компании международной телефонной связи получат разрешение обслуживать телефонный рынок внутри страны.

Итак, реформы - это уже не пустые разговоры. И похоже, что процесс, наблюдаемый сейчас в стране, будет развиваться все быстрее.

Есть три причины, которые позволяют полагать, что реформы могут изменить экономику Японии к лучшему. Первая заключается в том, что трудно ограничить масштабы реформ, стоит только их начать.

В данный момент фирмы могут увольнять работников только в том случае, если есть «основательные причины» для этого, что, как правило, предполагает: фирма в целом терпит убытки. Если она в целом имеет прибыль, то не может уволить рабочих отделения, которое приносит убытки. Создание холдинговых компаний позволит хозяевам выделить убыточные отделения в отдельные фирмы, где можно будет провести увольнения.

Вторая причина заключается в том, что во влиятельных кругах существует почти единогласная поддержка реформ. Три правительственных комитета почти одновременно выступили с предложениями по дерегулированию. Комитет, который был создан министерством внешней торговли и промышленности, внес 133 предложения. Консультативный орган при премьер-министре представил список шести секторов экономики, где нужно провести реформы. Комитет по административной реформе при секретариате премьер-министра высказался за проведение реформ в 13 отраслях.

Весьма радикальны предложения экономического совета. Он потребовал смягчения, а затем и отмены правил, ограничивающих строительство, что помогло бы ослабить напряженность на рынке недвижимости. Кроме того, совет предложил отменить многие правила, которые превратили каботажное судоходство и автодорожные перевозки в два наиболее регулируемых и коррумпированных сектора экономики. Он также рекомендовал ликвидировать многие правила, ограничивающие деятельность контор по найму рабочей силы.

Третья причина заключается в том, что у японских политиков нет большого выбора. Реформа - единственный шанс возродить экономику. Тот рост, который достигнут за последние пять лет, связан главным образом с пакетами государственных ассигнований на общую сумму 33,6 триллиона иен (300 миллиардов долларов), которые усилили инфляцию. Крупнейшим вливанием в экономику был пакет 1995 года в 9 триллионов иен, что эквивалентно 2 процентам ВВП.

В первом квартале 1996 года экономический рост увеличился на 8,4 процента, но во втором квартале опять сократился. Это еще раз подтвердило, что государственное стимулирование может улучшить положение - но только на короткий срок. Большинство экономистов считают, что в 1997 году ВВП увеличится всего на 1,5 процента.

Что же делать? Экспорт не может быть решением вопроса. Даже если его резкое увеличение было бы возможным (а это сомнительно ввиду того, что промышленное производство в значительной степени переместилось за границу), такое экспортное наступление практически немыслимо: никто в Японии не хочет новых торговых конфликтов с Соединенными Штатами.

Процентные ставки находятся на крайне низком уровне, и их дальше понижать нельзя. Государственные финансы в ужасном состоянии. Государственный долг за последние пять лет резко возрос, и правительство очень хотело бы ужесточить фискальную политику, чтобы ограничить его. А это не будет содействовать экономическому росту.

Но коль скоро фискальные и монетарные меры нельзя применить, экспорт резко увеличен быть не может, а стоимость капитала снижена, значит, нужно дерегулирование. Подобная мера изменит структуру экономики, хотя полностью влияние реформ проявится только через несколько лет.

Управление экономического планирования, которое является в правительстве главным сторонником дерегулирования, подсчитало, что даже ограниченные усилия правительства обеспечили ежегодный рост ВВП с 1990-го по 1995 год на 1,69 процента. Организация экономического сотрудничества и развития, которая провела обследование дерегулирования в пяти странах, пришла к выводу, что в Японии дерегулирование в пяти секторах - электропромышленность, авиатранспорт, автоперевозки, телекоммуникации и розничная торговля - может снизить цены в них на 10-20 процентов и увеличить ВВП в следующие десять лет дополнительно на 6 процентов.

Хасимото по своему характеру не является радикальным реформатором. После его прихода на пост премьер-министра в январе 1996 года реализация крупных решений по дерегулированию была отложена. Но даже если бы он был активным реформатором, его возможности добиться перемен ограничены из-за слабости его положения как премьер-министра. Ему нужна поддержка партийных баронов. Некоторые из них хотели бы сейчас, когда положение Либерально-демократической партии, кажется, восстановлено, вернуться к старой политике раздачи привилегий. Более того, Либерально-демократическая партия опирается на те влиятельные круги, интересы которых будут затронуты реформой. С некоторыми из этих кругов будет очень трудно бороться, например, при проведении реформ в сельском хозяйстве и строительстве.

Реформаторы также должны будут иметь дело с «железным треугольником» - союзом компаний, высокопоставленных чиновников и политиков. Последние добиваются от чиновников предоставления выгодных контрактов компаниям, те же финансируют политиков. А чиновники в конце концов получают «теплые местечки» в фирмах, которым они обеспечили выгодные заказы.

Однако поиск причин, объясняющих, почему экономика Японии была в эти годы в таком плохом состоянии, привел к почти полному консенсусу в пользу реформ. Да, Страна восходящего солнца отвергает перемены посредством конфронтации. Но консенсус может привести к новым способам ведения дел. Если это случится, перемены могут быть очень большими. Возможно, это происходит уже сейчас. К концу столетия экономика Японии вполне может оказаться весьма и весьма динамичной.

Журнал «ЭКОНОМИСТ» (Токио-Лондон)

Сколько «весит» валютный запас

217,8 миллиарда долларов «весит» сейчас валютный запас Японии. По состоянию на октябрь прошлого года, Япония занимала по этому показателю первое месте в мире. Второе место, по данным японской прессы, принадлежит Китаю (запас валюты - 101,5 миллиарда долларов). На третьем - Германия, обладающая валютным запасом в 91 миллиард.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме