Война на смерть. Кто выживет — водка или виноградари?

Поделиться
Сегодня в Украине несколько мощных производителей водки вместе с международными алкогольными корпорациями начали настоящую информационную войну с отечественной отраслью виноградарства и виноделия...

Сегодня в Украине несколько мощных производителей водки вместе с международными алкогольными корпорациями начали настоящую информационную войну с отечественной отраслью виноградарства и виноделия. Заложники в этой войне — миллион украинских крестьян и их семьи.

Взгляд в прошлое

История вина насчитывает более трех тысяч лет. С тех пор, как человечество научилось делать вино, возрастала культура его потребления, вместе с тем увеличивались и прибыли производителей. Но прибыли не бывает много, и человечество придумало, как за меньшие средства сделать больше пьянящего напитка. Так появились крепкие алкогольные напитки. У каждого народа они были свои. Не являются исключением и украинцы.

Мы и тут не плелись в хвосте. В отличие от других народов, мы все, даже государство, создаем по три раза. Сначала на территории древнего Крыма изготовляли вина, на территории Украины варили медовуху, позже начали гнать самогон. Приходило в упадок государство, исчезали города и села, чтобы родиться вновь, и только наша «оковыта» выживала, несмотря на эпохи и экономическое состояние. Выживала за счет государства и людей, которые постоянно и все глубже погружались в алкогольный угар.

Понимая, какое зло несет водка, князь Л.С.Голицын еще в ХIХ веке пришел к выводу: «Побороть пьянство в России возможно одним путем — научить людей пить вино». Тогда на территории современной Украины он создает целую индустрию по производству высококачественных крепленых вин.

Начиная с 1866 года, наши крепленые вина начали собирать награды на всемирных выставках. Ведущие виноделы мира писали: «…они (крымские виноделы. — С.П.) не вошли, они ворвались в винную историю семимильными шагами и заняли в виноделии достойное положение…». Поводом для этого послужило и то, что голицынское «Корона­ционное» шампанское 1899 года получило мировое Гран-при в Париже.

С этого началось возрождение отечественного виноделия и создание мировых шедевров. Некоторые из них остались непревзойденными и сегодня. Именно тогда мировое сообщество, благодаря нашим виноделам, поняло, что «вино — это продукт местности, наша местность уникальна, и вина, которые мы производим, уникальны» (Журнал «Виноградарство и виноделие», 1898 год).

Потом были советские времена, под занавес которых началась борьба с пьянством, — и все свелось к вырубке виноградников и тотальной водкотизации нации. В бурные 90-е упадок виноделия продолжался. В то время активно выстраивались криминальные схемы накопления капиталов, рос теневой экспорт, а население пило не только водку сомнительного качества, но иногда и одеколоны, различные аптечные средства.

За короткий срок отдельные «бизнесмены» зарабатывали сумасшедшие капиталы, а народ от безысходности спивался, одурманивая мозги тем, на что хватало денег.

В последние годы украинское виноделие начало возрождаться в третий раз. Государство экономически крепло, появилась уверенность в будущем и отпала потребность топить горе в водке. Возрождались традиции потребления вин. Людям все больше нравились отечественные виноградные вина.

Украинский бизнес «по-европейски»

В конце прошлого века мы почувствовали себя частью европейского сообщества и очень этому обрадовались. Но изменились ли наш менталитет и мировосприятие, вот в чем вопрос.

Обрадовались и наши соседи. Нас начали учить жить «по-европейски». Мол, зачем тратить средства на фундаментальную науку, культуру, развитие нации? Основой всего является «РЫНОК», и именно он регулирует все вопросы жизни человека. Так постепенно, шаг за шагом, навязывали не присущие нам представления.

Очень быстро начали формироваться рынки сверхприбыльной продукции. Один из них — рынок крепких алкогольных напитков. Большие прибыли, быстрое развитие, навязчивая, массовая реклама прежде всего крепкого алкоголя, стремительное увеличение объемов производства привели к образованию в Украине монополии производителей водки. Затраты небольшие — объем рынка огромный.

Однако рынок насыщается. И для сохранения сверхприбылей необходимо расширяться. Но каким образом? Нужно уничтожать тех, кто является конкурентом, а чтобы затраты были меньше, уничтожать самых слабых. Так мишенью уничтожения стало украинское виноделие, причем именно то, которое специализировалось исключительно на выращивании виноградников и производстве вина.

И сразу нашлись соучастники.

Большие деньги очень часто связаны в Украине с теневыми схемами, махинациями с НДС, с экспортом. Когда же на украинском рынке появились международные алкогольные корпорации, отдельные украинские бизнесмены быстро нашли свою выгоду.

И в самом деле, зачем бороться с «крупными» и «мощными» мировыми «друзьями», зачем бороться с водочными «братьями», зачем вкладывать миллионы в долгосрочные проекты по развитию украинского виноградарства и виноделия? Намного проще завозить сюда все из-за рубежа, постепенно освобождая место от украинской продукции.

Поэтому за последние три года объемы импортируемого в Ук­раину вина и виноматериалов достигли 16 млн. дал. За границей перепроизводство вин, и за международные средства можно и заработать неплохо, и капиталы спрятать в безопасном месте.

Так среди украинцев формировались «свои среди чужих и чужие среди своих». Так сформировалась коалиция импортеров алкоголя и национальных водочных монополистов.

В это же время мы оказались на пороге вступления в ВТО. Что это, мы не поняли и сейчас, но вступление в этот торговый клуб именно отрасль виноделия ощутила на себе одной из первых. Каждый этап переговоров характеризовался дискредитацией украинского виноделия.

Украинские чиновники полностью «слили» отечественное виноделие при вступлении страны в ВТО и лишили его какой-либо государственной защиты и механизмов борьбы с недобросовестной (субсидированной) конкуренцией. Украинские виноделы борются за выживание, оставшись наедине с мощными государственными механизмами мировых винодельческих государств. Наши рынки открыли для их продукции, и в то же время технологически закрыли их рынки для нашего вина.

Кризис и война

И это было бы еще не смертельно — и рынок можно расширять, и цены поднимать, но в 2008 году мировой финансовый кризис внес свои коррективы в экономику. Стремительно сокращается покупательная способность населения, уменьшаются доходы. И именно в этой ситуации «представители ведущих предприятий ликероводочных изделий и коньячной отрасли» разрабатывают программу уничтожения украинского виноделия, поскольку «крепленые вина являются основным заменителем потребления ликероводочных изделий, так как имеют конкурентное преимущество — цену» (из обращения представителей ведущих предприятий ликероводочных изделий и коньячной отрасли к президенту Украины. Письмо Ассоциации СОПАТ, ноябрь 2008 года).

Война есть война. На войне главное — выжить. И тут картели международных алкогольных компаний и водочные холдинги разрабатывают план действий:

1. Дискредитировать украинское виноградарство якобы некачественной (фальсифицированной) продукцией.

2. Уничтожить крепленые вина как основной заменитель водки.

3. Освободить место на украинском рынке для импортных вин, которые не могут быть реализованы на мировых рынках.

4. Разделить украинских виноделов по интересам и уничтожать по сегментам.

4. Законодательно создать условия, в которых производство вин в Украине будет невозможным.

Как тут не вспомнить слова князя Л.С.Голицына: «Они (те, кто нажил миллионы на торговле алкоголем в России, и иностранцы. — С.П.) заботятся об одном — чтобы не сажали у нас виноградников...» (Обращение Л.С.Голицына к русским виноделам. Журнал «Виноградарство и виноделие», 1900 год).

Проще всего это сделать руками «своих среди чужих и чужих среди своих».

В 2006—2008 годах начата массированная программа дискредитации украинских вин. На нее не жалеют средств. Постоян­ная информация во всех СМИ об украинских «порошковых винах», не подтверждаемая никакими исследованиями или анализами. Ни одного факта выявления такой продукции. Ни одной процедуры в Госпотребстандарте. Но информационная «утка» сделала свое дело.

Параллельно создается программа законодательного уничтожения виноделия. В Верховной Раде Украины на протяжении двух месяцев 2008 года рассматриваются шесть законопроектов (реестр. №3306, 3409, 3409-1, 2735, 3281, 3078), инициированных комитетом ВР Украины по налоговой и таможенной политике. Все они направлены на создание условий, при которых исчезнет производство крепленых вин и исчезнут с полок отечественных магазинов наши столовые вина стоимостью ниже 11—14 грн.

Справка. В Ильичевске в июне—августе 2008 года заключались сделки на поставку импортных вин по цене 1,3—1,45 долл. за бутылку. 1,3 долл. х 4,5 грн. + 0,3 долл. х 4,5 грн. (таможенная пошлина) + 1,4 грн. (НДС) + дистрибуция = 11—14 грн.

Этими законами предлагается увеличить ставки акцизного сбора для водки от 0 до 50% (на протяжении трех лет), а для некоторых видов вин — на 680%, будто бы для выравнивания конкурентных условий.

Постоянно предпринимаются попытки внедрения новых технологических требований к производству украинских вин, направленные на значительное повышение себестоимости этой продукции (в три-пять раз), в частности крепление вин спиртом виноградным, которого в Украине практически нет. И это при том, что знаменитые вина «Массандры» именно благодаря украинской технологии и покоряют мировые рынки.

Последний ли бой?

Недавно состоялась неоднозначная пресс-конференция, на которой от лица виноделов (?) выступили А.Коган, компания «Алеф-Виналь» (производство коньяков («Жан-Жак») и водки («Столетов») + мощный импортер. Собственное производство вин (ТМ «Золотая амфора») — 3—3,5% рынка вина), А.Филиппов, корпорация «Логос» (производство коньяков («Таврия») + импорт. Собственное производство вин (ТМ «Инкерман») — 1,5% рынка вина), Р.Гулиев (ТМ «Шустов») и... ранее неизвестный Молодежный общественный комитет «Молодежь против алкоголя». Предложили две меры:

а) введение индикативных цен, которое возможно исключительно для отечественных производителей. Вследствие их введения мы освобождаем место для бесконкурентного импорта в Украину вин иностранного производства и разрушаем украинское виноделие. Украинский виноматериал не будет иметь сбыта, упадет его цена, и тот, у кого нет собственной сырьевой базы, получит возможность скупать его за бесценок. В результате почти миллион людей, занимающихся выращиванием винограда в виноградарских хозяйствах, фермеров и людей, имеющих собственные виноградники или сдающих их в аренду, останутся без работы, а импортеры и несколько производителей получат сверхприбыли;

б) повышение акцизов на вино (см. выше).

Представителям ассоциации «Виноградари и виноделы Украины», объединяющей производителей вин, которые, в свою очередь, занимают 70% всего винного рынка Украины, вообще не дали слова, как, в конце концов, и журналистам, приглашенным на это заранее срежиссированное мероприятие.

Так кто же они, «украинские виноделы», заинтересованные в подорожании украинских вин в период значительного снижения покупательной способности? Ответ прост: производители водки и коньяка, крупные импортеры и виноделы, не располагающие собственной сырьевой базой.

«В чем сила, брат?» Сегодня у виноградарей единственная возможность выжить — это объединение и создание общей системы самосохранения отрасли.

Эпилог

И снова цитата Л.С.Голицына, стоявшего у истоков отечественного виноделия:

«Как винодел, я ничего не имею против, чтобы заграничные вина к нам попадали, так как высокие, хорошие типы нужно всегда иметь перед собой, но я желаю, чтобы главным образом наши вина пошли туда...

Давайте все вместе работать без отдыха, без передышки, насколько у нас хватит сил, и при создании нового виноградарства будем, как Антей, который, прикасаясь к своей матери земле, всегда черпал от нее новые силы...»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме