ЗА «КРОКОМ» «КРОК» С ДАВИДОМ ЧЕРКАССКИМ

Поделиться
11 августа стартует самый необычный и яркий фестиваль - IV Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК»...

11 августа стартует самый необычный и яркий фестиваль - IV Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК». Об этом говорилось на недавно прошедшей в Доме кино пресс-конференции. «КРОК» - уникальная акция творческого содружества украинских и российских аниматоров. Учредителями фестиваля с украинской стороны являются Министерство культуры и искусств, Союз кинематографистов Украины; с российской - Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии, Союз кинематографистов России, Конфедерация союзов кинематографистов. Поддержку фестивалю оказывают Министерство Украины по делам семьи и молодежи и Международный фонд «Відродження». За три дня до начала фестиваля в Киеве пройдут удивительные праздники «Супермультишоу», где ребята и их родители встретятся с любимыми артистами и посмотрят новые мультпрограммы. Жаль, что кинотеатры нашего города не воспользовались предложением провести эти праздники на их площадках, запросив за залы, которые, безусловно, будут полны, непомерную плату. «Супермультишоу» пройдут в Доме кино.

Грустно было слышать, что городские власти тоже почему-то остаются в стороне - они отказали «КРОКу» в какой-либо помощи, даже в автотранспорте для гостей и участников, которые так недолго пробудут в Киеве.

Девиз «КРОКа-IV» - «Лучшие анимационные фильмы мира - детям Украины». Без поддержки постоянных деловых партнеров: генерального представительства компании «Трансаэро» в Украине, «Укрречфлота», Центра народного творчества «Гопак» (полиграфическая продукция), «Улисс-системс» (комьютерные услуги), предприятия с иностранными инвестициями «Тутти-компани» (г.Львов) и в постоянно напряженном ритме работающей команды фестиваля, во главе с Ириной Капличной, мы вряд ли шли от «КРОКа» к «КРОКу».

«ЗН» до, во время и после фестиваля еще не раз вернется к проблемам его организации, программам и личностям. Для начала - беседа с президентом «КРОКа» от Украины, любимым взрослыми и детьми режиссером-мультипликатором - Давидом Черкасским.

- Давид Янович, украинская анимация, у которой столько отличных наработок, находится в состоянии стагнации, о дебютах речи нет. Что происходит, расскажите реальную картину, виден ли свет в конце тоннеля?

- Тоннель такой длинный, что конца ему не видно, но есть движение вперед, к его концу, - грустно пошутил мэтр украинской мультипликации. - Фестиваль «КРОК» - одно из этих движений, где мы, отторгнутые от мультипликации, встречаемся с людьми, которые работают, и у них это получается, а нам так нужно и интересно с ними пообщаться.

Трагедия в том, что студии распались. Огромная государственная студия должна платить какие-то баснословные деньги за аренду, за водопровод, за что-то еще. Какие-то подоходные налоги, которые, наверное, нужны, не знаю, надо ли их брать с несчастной мультипликации, вообще с искусства надо ли брать налоги?! Это вопросы не ко мне, а студии гибнут. В Москве студия «Союзмультфильм» - тоже корабль-титаник, но появились маленькие студии. Гарик Бардин на своей крохотной делает одну картину, ему тоже нелегко, но он работает и нет раздутых штатов. Работает школа-студия «Шар», которую организовали Эдуард Назаров, Федор Хитрук и Юрий Норштейн, - делают мультфильмы.

- Есть надежда, что будет закончена норштейновская «Шинель»?

- Думаю, да. Он так страдательно работает, любит кадрик сделать, чтоб это была - Европа! Мне даже кажется, что ему нравится не вылезать из этого - ведь это такое счастье «лечь под Гоголя». А у нас в Украине, к сожалению, нет человека, который создал бы такую студию.

- А Черкасский?

- Я этого не хочу и не умею. Есть, конечно, Слепцов, со своей французской студией, но это не работа для серьезных людей, хотя там работают гениальные мультипликаторы: Володя Гончаров, Алик Викин, много других, кто создан делать картины. А делают фильмы по картинкам, которые присылают из Франции. Напоминает стреноженного коня, которого заставляют быстро бегать. Но они получают какие-то деньги, в отличие от всей студии. Хуже некуда, ребята, должно быть движение в лучшую сторону.

- Некоторые фестивали приобретают ярко выраженную коммерческую направленность, возможно ли коммерциализировать «КРОК»?

- Думаю, нет. «КРОК» в принципе - фестиваль европейских стран, а самая платящая в этом смысле держава - США. Нужны американские продюсеры. В этом году будет ретроспектива анимации США, может быть, кто-то приедет. Хотя боюсь, что наши лучшие мультипликаторы уже расхватаны по миру. Не поехал куда-то только тот, кто не согласился, или ленивый. Думаю, Юре Норштейну или Эдику Назарову были тысячи предложений, но Юра занят своей радостью...

- ???

- У меня свои дела и свои планы. Хочу закончить «Макароны», но не в мультипликации, придумал вставить туда хороших актеров. По форме все будет довольно забавно: вместо мультигероев, которых я задумал, будут актеры и маленькие дорисовки, декорации. Начал заниматься тем, что мне нравится. Любимая мною телекомпания «Тонис» хочет получить многосерийный мультфильм, а тут уже на треть все готово. Плюс шикарные актеры - Армен Джигарханян, Семен Фарада, которые радостно согласились работать. Неудача, что меня постигла, может по форме сделать все это лучше. Красиво и музыкально будет: музыку напишет Володя Быстряков, стихи - Аркадий Гарцман.

- Давид Янович, вы могли бы позвать актеров сниматься под свои знамена во имя идеи?

- Так могло бы быть, но не хотел бы этого. Непочтительно по отношению к актеру делать это бесплатно, просто некрасиво. Многие, кого я хотел бы снимать, сейчас не в большом порядке, знаю об этом.

- А как вы выбрали мультипликацию?

- Очень просто. Еще до войны меня папа повел в пассаж, что напротив нынешнего кинотеатра «Киев». В торце этого пассажа был кинотеатрик мультипликационных фильмов. Посмотрел картину Ивана Петровича Иванова-Вано «Барон Мюнхгаузен», полюбил это навеки и всю жизнь рисовал под мультипликацию, ту, первую, которую увидел. Все мы из детства, собственного детства. Когда вдруг объявили по радио, что студия научно-популярных фильмов организовывает мультобъединение, вопрос выбора не стоял. К тому времени уже закончил КИСИ и работал в «Проектстальконструкции». Так и стал мультипликатором.

- Вы не из тех, кто любит представительствовать, однако вы - бессменный президент «КРОКа», что для вас этот фестиваль?

- Для меня было шоком услышать, что кинотеатры просят за аренду деньги, а город отказал в транспорте - это значит, во главе города стоят равнодушные люди. «КРОК» - самый большой фестиваль мультипликаторов, он - наш. Если он, не дай Бог, не состоится - это потеря, прежде всего, для нашей украинской культуры. Но есть снобизм, который сидит в каждом человеке - от нового русского до старого еврея: мультипликация - что-то второстепенное. Но ведь это один из самых гениальных видов искусства, где режиссер почти всегда и художник - наедине с экраном, между ними никого нет. В кино можно спрятаться за хороших сценаристов, оператора, актеров.

Гениальность этого фестиваля - в его компактности, в его неповторимой команде во главе с Ириной Капличной - потрясающая, железная женщина! Но ему нужна роскошная реклама, двухгодичный профессиональный рекламный марафон. На «КРОКе» вроде как окунаешься в свое детство. Черпаю здесь не только информацию, но силы и вдохновение. Великолепная, талантливая молодежь - роскошь, веселье! Жаль, среди мультипликаторов мало красивых женщин...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме