«Топики» и тропики украинского ТВ. Украсть, отксерить, «втюхать» – три источника и три составляющих эфира

Поделиться
Экономический кризис оказал большую услугу украинским телеменеджерам — позволил открыто уволить кучу людей и закрыть ряд программ под соусом критических дней...

Экономический кризис оказал большую услугу украинским телеменеджерам — позволил открыто уволить кучу людей и закрыть ряд программ под соусом критических дней. То есть если раньше нужно было объяснять причины для увольнения/закрытия (хотя не всех это заботило), то теперь процедура упростилась: «Адью, господа... наш телеорганизм на грани выживания — встретимся после выздоровления». Впрочем, отечественным телепродюсерам (они же — «топики», от словосочетания топ-менеджер) и до кризиса было трудно понять тенденции/настроения и быть на шаг впереди остальных... Ведь владельцы каналов постоянно требуют от них денег. Иначе помашут ручкой и пригласят других беспозвоночных руководить частичкой телепространства. Но эти очень субъективные заметки — не для «топиков», а для «несчастных», любящих «ящик» и продолжающих верить в то, что он способен хотя бы немного питать мозг.

Телеящик.ua уже давно играет в «ящик». По большому счету, после того как вылетел за пределы страны на заработки Александр Роднянский и был отстранен от телевизионного руля Влад Ряшин, и так бедное на мозги ТВ фактически обанкротилось. Впрочем, пара воинов-рулевых в государстве все же найдется, но это бледные копии вышеупомянутых персонажей. Сори, что без имен, — нужно же еще как-то делать карьеру в телесарае.

Впрочем, смысла катить бочку на наших «топиков» нет. Они — люди невиноватые. В одних случаях судьба закинула их телерулить, а в других — близость к сильным мира сего вытолкнула их вверх. Ну и крайне редкие случаи — профессионализм посадил в руководящее кресло. Что их всех объединяет? Даже как-то неудобно говорить... Деньги! А что — уже слышу со всех сторон вопрос, — разве они не интересовали того же Роднянского или Ряшина? Конечно, интересовали! Только есть одна маленькая разница — там еще пахло энергией созидания. Лишним доказательством этого служат их нынешние дела.

Как известно, успех телепродукта определяет рейтинг, который прямо влияет на доходы канала. Поэтому логическим кажется стремление телеменеджеров производить исключительно рейтинговый продукт... Тема отдельного разговора — желание сделать этот продукт за три копейки. Но на беду творческой братии массовый зритель преимущественно любит шоу, скандалы, горяченькие новости, телемыло и попсовые фильмы. По крайней мере, такая мулька гуляет по телекоридорам. А «топики», повторяю, любят деньги. И проблемы творческих людей их не волнуют. Не нравится? Ищите другую работу.

Конечно, всех можно понять. Представьте себе: вы телеменеджер, и ваша зарплата — десятки тысяч бакинских... Любой ваш эксперимент может привести к потере массового зрительского интереса, серия творческих поисков — к падению рейтинга/доходов канала. В конце концов, ваше кресло снабжено пружиной, кнопка запуска которой находится на пульте владельца канала. Бац — и вы оказываетесь на скамье безработных высшей лиги. Влад Ряшин, например, забухал по этому поводу... на некоторое время. А позже обнаружил в себе силы подняться. А Александр Роднянский (простите, что часто вспоминаю этих двух персонажей) после фактического изгнания с российского СТС вплотную занялся кино. Ведь, работая на телеканале, параллельно раскладывал яйца по разным корзинам. Впрочем, некоторые менеджеры сегодняшнего украинского телерынка тоже подготовились к крутым поворотам жизни.

* * *

Но мы отвлеклись. В итоге схема такова: собственник медиаактива ждет прибыли от него, телеменеджер способен ее обеспечить, творческие работники должны ее дать... любыми методами в рамках закона. К сожалению, последний не действует на ограниченное мировоззрение. Поэтому большинство творческих людей молча сносят фактическое унижение со стороны менеджмента. И такая ситуация сложилась задолго до экономического кризиса.

А вот на что скоры наши телебоссы — так это на копирование идей с российского телепространства. Появилась там программа «Максимум»? Пожалуйста, наш вариант: «Агенти впливу» («Интер»), «За вікнами» (СТБ), «Максимум в Україні» (ICTV), «Попередження» (УТ), «Критична точка» (ТРК «Украина»)... Нет, ну я понимаю, что есть запрос на программу-расследование, есть внутренняя позиция и такое прочее. Только почему это все возникает синхронно и только после успеха в соседней стране? Танцевальные, песенные, кулинарные, ремонтные программы (странно, что у нас еще нет своего ледового шоу) — все успешные на российских каналах форматы тщательно копируются здесь! Прибавьте еще «Знак якості» и «Камеді клаб. Україна» плюс принципы построения информационных программ — и полная картина.

Да нет вопросов — идемте по российской тропе. Хотя сами россияне часто тырят у европейцев и американцев, тогда как наши не умеют даже нормально передрать... А может, просто ленятся. Пусть, дескать, сначала москали сделают из «бээмвэ» «волгу», а потом подключимся мы — превратим ее в «ланос»... В худшем случае — в «таврию». Главное, чтобы «оно» ездило и собирало деньги. Впрочем, удивляет другое — количество лапши, которое нам вешают в многочисленных интервью или частных беседах «топики»: мы придумали, сделали, доказали. Честнее было бы: мы стырили, воссоздали, впарили!

А разве не так? Еще свежи воспоминания о новогодних теленеделях. Повсюду было одно и то же оливье: киркоров-басков, галкин-задорнов-петросян, «новые­русскиебабки», Камеди клаб, российское мыло и т.д. Словом, может, это и слухи, что Россия хочет вернуть Украину в орбиту своего влияния, но, как по мне, — это уже реальность.

Причем, поверьте, ничего не имею против россиян… И люблю их телевидение за энергию и зрелищность. Может, и непатриотично, но за что я должен любить наше ТВ? За вторичность? Убогость? Потакание политическому вранью?

* * *

Еще один момент. Большинство отечественных кабельных операторов включают в свои пакеты некоторые российские каналы. Соответственно, любая российская программа сначала проходит там «обкатку». А потом наши менеджеры богатеют мысленным взором, что пипл не матерится, когда смотрит недельно-месячно-годичной давности телепродукт, но уже под украинским логотипом. Очевидно, расчет на то, что все равно схавают. И правильно! Только почему-то никто не принимает во внимание риски. Ведь постоянная закупка заграничного контента — своеобразная игла. Если возникнет потребность — сосокочить с нее будет ой как трудно. А ломка, похоже, на подходе. Разве что наши шельмы найдут способ впарить гривни российским/европейским/американским производителям за их телепродукт по курсу 5,05...

О размывании собственных брендов и непатриотизме даже говорить не хочу. Если эти вещи глубоко побоку самим менеджерам и собственникам отечественных телеканалов, то что же им, взрослым дядькам и теткам, мораль здесь читать, что ли? Во-первых, кто я такой, чтобы это делать? Во-вторых, и что дадут эти и прочие риторические вопросы в государстве, в котором каждый сам за себя, а массмедиа уже давно ни на что и ни на кого не влияют?

Иногда приходится читать/видеть/слышать сопли из уст теленебожителей о том, что украинский телерынок слишком маленький и собирает мало денег, а потому производство собственного продукта в больших количествах невозможно. Неправда! Возможно! Только за последний месяц видел две пилотные программы (не спрашивайте, как они попали ко мне) более или менее нормального художественного качества... Их не взяли на трех каналах. Сначала несколько месяцев просили переделать, потом пудрили мозги переформатированием, а потом... нервы у авторов этих программ не выдержали, и они просто перестали стучать в дверь.

Иная ситуация следующая: неоднократно приходилось видеть рейтинги каналов, объемы проданного рекламного времени и даже публичные отчеты о годовых заработках некоторых каналов первой пятерки... Так вот, только официальная прибыль этой пятерки в сумме составила десятки миллионов долларов! Теоретически часть этих денег могла бы пойти на новые творческие эксперименты. Ну почему Константину Эрнсту с ОРТ удается совмещать нерентабельные проекты с рентабельными? Почему на одном канале мирно сосуществуют «Прожекторперисхилтон» и «Гордон Кихот» (ОРТ) или «Школа злословия» и «Ты смешон!» (НТВ), документалистика и блокбастеры? Почему это же было возможно на канале «1+1» еще пять-семь лет назад? А теперь там нет ни Борсюка, ни Безулык... Даже Пиховшека турнули!

* * *

Безусловно, серьезные проекты и шоу тянут за собой и серьезные бюджеты. Конечно, с каналами, которые могут себе позволить роскошествовать, сложно соревноваться без тугого кошелька... Но! Некоторые все же соревнуются! Как, например, очень рейтинговый проект «За вікнами» (СТБ), который фактически переиграл аналогичный, более бюджетный «Агенти впливу» («Интер»). А некоторые молятся на «Дом-2», чтобы он продлился еще хотя бы пять лет или лучше — двадцать пять. В свое время на российском ТНТ как эксперимент запустили «Комеди-клаб»... Думаю, продолжать не стоит. Еще один факт — отечественная программа «Галопом по Європах» (ICTV) продолжительное время давала рейтинг, а стоила при этом «три копейки».

Важный момент: практически вся телевизионная инициатива в нашей ТВ-среде рождается наверху, а не внизу. Иначе говоря, менеджмент рулит идеями, утверждает ведущих, а потом на народные головы сыплется искусственный продукт. Потому значительная часть отечественных программ — как неживые. Да и с персоналиями нынче не сложилось. Или у них не сложилось... с харизмой. Без нее на телевидении — никак.

Хотя нехватки креативных идей внутренняя телевизионная среда никогда не испытывала. Как правило, их отфутболивают еще на стадии обсуждения. Ничего не поделаешь — ну нет у наших телеменеджеров творческих амбиций!

А самое худшее то, что диагнозы типа «формат-неформат», «рейтинг-нерейтинг», которыми они часто разбрасываются, — просто отмазки. Вот на одном из телеканалов уже пять лет существуют две (!) программы собственного производства, в одной из которых ведущий появляется в кадре каждые 15 минут на протяжении шести часов (дырки между его появлением прикрывают клипы). На протяжении этой пятилетки руководство пересмотрело великое множество пилотов — как в печатном, так и в смонтированном виде. Их делали собственные сотрудники, которые уже давно уперлись в творческий потолок на этом канале. И что? И ничего! Телекузница упрямо кует свои две программы... Чихали там не только на авторов, но и на Нацраду по вопросам ТВ и радио.

Я уверен: даже если бы в нашей стране лет пять-семь назад возникла программа наподобие «Прожекторперисхилтон», ее заклеймили бы «неформатом». Ну откуда здесь могут появиться свои «заводы»? Кто их сделает? То есть разница между российскими телеменеджерами и нашими заключается в том, что там постоянно ищут и рискуют. А у нас ни того, ни другого делать не любят. То есть люди, большинство из которых в свое время избрало творческий путь потому, что к нему лежала душа, сегодня стали безжалостно-прагматичными и вместе с тем трусливыми. Что там в углу? Деньги-деньги-деньги! Елки-палки, о чем же вы будете думать за час-полтора до смерти?

Между прочим, на российском ТВ, как свидетельствуют легенды, любой пол может сделать карьеру... через постель. У нас некоторые телевизионщики шутят: обидно, что на нашем ТВ даже таким образом не достигнешь цели.

Вряд ли эти заметки на что-то повлияют или что-то изменят, кроме отношения ко мне со стороны коллег. Но в последнем случае боюсь, что бояться уже нечего. Поэтому пусть живет телевидение для идиотов… Следовательно, кому-то нужно и такое ТВ?

От редакции. Если тема, затронутая в материале (точка зрения, безусловно, очень субъективная) небезразлична нашим телепродюсерам, аналитикам, а также читателям-зрителям – с радостью продолжим дискуссию. Ибо поиск самобытного «лица» отечественного ТВ – продолжается.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме