Количество военных санаториев можно увеличить по меньшей мере вдвое. Но, согласно официальному ответу, который мы слышим уже более года, для возврата Вооруженным силам Украины санаториев "Шкло", "Моршинский" и "Одесский", переданных в свое время в ведение ГСА, ГУД, ГСЧС, нет правовых оснований.
В связи с военными действиями в Донбассе и насущной необходимостью в оздоровлении военных, предоставлении им санаторно-курортного лечения, с просьбой вернуть санатории "Шкло", "Моршинский" и "Одесский" Вооруженным силам к президенту, Кабмину, ВРУ обращались Минобороны, Львовские ОР и ОГА, Яворовская РГА, народные депутаты, Львовская городская организация ветеранов. Очевидно, это не весь список. Просьба же... актуальна до сих пор.
31 октября 2002 г. президент Л.Кучма издал указ №970 "О некоторых вопросах усовершенствования использования санаторно-оздоровительных заведений". Им он приказал передать из ведения Минобороны Моршинский центральный военный санаторий Государственному управлению делами и Одесский военный санаторий - Министерству Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Приказ выполнен распоряжением Кабмина от 12 марта 2003 г. №131-р за подписью В.Януковича.
17 июля 2003 г. КМУ издал очередное распоряжение, №427-р, о передаче целостного имущественного комплекса еще одного военного санатория ("Шкло") из сферы управления Минобороны в подчинение Государственной судебной администрации.
Из-за аннексии Крыма ВСУ потеряли еще шесть санаторно-курортных заведений. Это 4350 коек.
На сегодня в составе Минобороны осталось только три санатория ("Пуща-Водица", "Хмельник", "Трускавецкий") и одно санаторное отделение. "Общая штатная вместимость составляет 1400 коек. Фактически развернуто (в связи с необходимостью проведения капитального ремонта корпусов) 1085 коек", - говорится в ответе Минобороны на запрос ZN.UA.
Согласно действующему законодательству Украины, на медицинском и санаторно-курортном обеспечении в лечебно-оздоровительных заведениях Минобороны находится около 1 млн 165 тыс. чел. В том числе 204 тыс. военнослужащих, 330 тыс. пенсионеров Минобороны, включая ,более 40 тыс. участников боевых действий, 585 тыс. членов семей военнослужащих и пенсионеров МОУ, 46 тыс. работников ВСУ (по информации Минобороны).
В связи с военными действиями на Востоке Украины количество лиц льготных категорий постоянно увеличивается.
Военные, несущие службу в Донбассе, имеют заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Они нуждаются в санаторно-курортном лечении.
Новых санаториев, вполне очевидно, не построят. Итак, вполне резонно вернуть ВСУ санаторно-курортные заведения "Шкло", "Моршинский" и "Одесский".
Но для решения вопроса нет... правовых оснований, уверяет Министерство экономического развития и торговли Украины. Такой ответ мы слышим уже более года.
"В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденного постановлением КМУ от 21.09.1998 №1482, предложение о передаче целостных имущественных комплексов санаториев нуждается во взаимосогласованных предложениях органов, уполномоченных управлять государственным имуществом", - ответило на запрос ZN.UA Минэкономразвития.
Поскольку ГСА, ГУД и ГСЧСне соглашаются вернуть санатории, то Минэкономразвития, дескать, не имеет правовых оснований для внесения на рассмотрение правительства проекта решения КМУ о передаче "Шкла", "Моршинского" и "Одесского" в подчинение Минобороны.
ZN.UA попросило ГСА, ГУД и ГСЧС высказать обоснованную позицию по возврату военных санаториев "Шкло", "Моршинский" и "Одесский" в сферу управления Минобороны, учитывая военные действия в Донбассе и факт жертвования личными интересами, например волонтерами, ради сохранения суверенитета Украины.
"ГСА Украины категорически возражает против переподчинения ГП "Санаторно-курортный лечебный центр "Шкло" Министерству обороны Украины", - читаем в ответе на запрос. И далее - законодательное обоснование на двух страницах.
Есть в тексте ссылки на резолюции Генассамблеи ООН, согласно которым "все государственные и другие учреждения обязаны уважать независимость судебных органов и соблюдать ее". "В свою очередь положениями п. 8 ч. 4 ст. 48 ЗУ "О судоустройстве и статусе судей" определено, что независимость судьи обеспечивается, в частности, его надлежащим материальным и социальным обеспечением", - пишет ГСА. Упоминает судебная администрация и о решении Конституционного суда. В завершение подытоживает: "Лишение судей и членов их семей возможности санаторно-курортного лечения приведет к нарушению подпункта b пункта 2 принципа I Рекомендаций № R (94) 12 "Независимость, действенность и роль судей (принятой Комитетом Министров Совета Европы 13.10.1994) и поставит под угрозу независимость судей, одной из составляющих которой является надлежащее социально-бытовое обеспечение".
Хорошо, проблему независимости судей в Украине оставим. Вопрос в другом - действительно ли нужен санаторий "Шкло" ГСА? Есть основания сомневаться.
Львовская городская организация ветеранов и ОО "Защита" неоднократно писали в органы власти, ГСА, что санаторий "Шкло" намеренно разрушают для того чтобы потом выкупить за бесценок, и просили провести финансово-хозяйственную проверку.
Ульяна Саламаха, член правления ОО "Защита", рассказала, что раньше территория "Шкла" была общедоступной. Люди из окрестных населенных пунктов отдыхали на территории санатория, набирали про запас минерализованную воду "Нафтуся-Шкло" и "Моршинская". С приходом в санаторий нового руководства на входе стоит охрана, вход без путевок запрещен.
Да и в целом посетителей в санатории негусто. Начальник медчасти Геннадий Степанович рассказал, что санаторно-курортное заведение "символически открыли" 11 мая. Максимум одновременно оздоровлялось только 50 чел. Все отдыхают за наличный расчет.
Не работало санаторно-курортное заведение "Шкло" с октября 2014 г.
ОО "Защита" получила ответ из ГСА №6-3417/15 от 19.02.2015 г. за подписью заместителя председателя ГСА Л.Гизатулиной с объяснением о работе "Шкла".
Указано, что 95% дохода учреждения составляют средства, полученные от реализации путевок для застрахованных лиц и членов их семей. Но в последнем квартале 2014 г. санаторий не предоставлял им лечение. "Согласно письму исполнительной дирекции Фонда соцстрахования по временной потере трудоспособности от 14.08.2014 №7.1-34-2126 на
IV квартал 2014 г. все путевки на санаторно-курортное лечение застрахованным лицам и членам их семьи сняты на основании ЗУ "О внесении изменений в ЗУ "О государственном бюджете Украины на 2014 г.", - сказано в письме. Написано, что это привело к уменьшению объема закупки услуг санатория на сумму почти 4 млн грн.
"Также не было лиц, которые были намерены провести санаторно-курортное лечение за собственные средства", - указано далее. В самом деле?
ГСА также объяснила в ответе на обращение ОО "Защита", почему "Шкло" не работало в первом квартале 2015 г. "Согласно ЗУ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда" от 28.12.2014 №77-VIII, на 2015 г. исполнительной дирекцией Фонда соцстрахования по временной потери трудоспособности заключены договора закупки услуг на приобретение путевок исключительно по восстановительному лечения в реабилитационных отделениях", - сообщает ГСА. Дескать, поскольку в санатории нет реабилитационных отделений, то в конкурсах он участия не принимал.
В "Шкле" действительно нет реабилитационных отделений.
Но отсутствие посетителей при наличии уникальных природно-лечебных факторов (минерализованных вод "Нафтуся", "Моршинская", сероводородных источников, торфянисто-минеральных грязей) очень удивляет.
Санаторий был закрыт. Соответственно, персонал уволен. На протяжении октября-декабря 2014 г. 200 работников "подали заявления на увольнение по соглашению сторон", говорится в письме ГСА.
Так ГСА нужно "Шкло"? "Прихватизация" санаторно-курортного заведения не за горами?
Какую же позицию занимает ГУД по возврату ВСУ санатория "Моршинский"?
На наш запрос управление ответило, что не согласно. Аргументировало цифрами: "На сегодня право на получение санаторных путевок в лечебно-профилактические заведения ГУД имеют около 50 тыс. чел." Кроме того, ГУД сообщило, что в связи с аннексией Крыма потеряло четыре санаторно-оздоровительных заведения.
Но на официальной интернет-странице ГУД среди перечня санаторно-курортных заведений видим еще более десятка. Другой вопрос - в каком они состоянии?
Например, ГП "Санаторий "Збруч" не работает еще с 2011 г. Это при наличии уникального месторождения минеральных природных вод двух типов, имеющих целебные свойства, подобные трускавецкой "Нафтуси", минеральных вод Моршина и прибалтийского курортного города Друскининкай. Причиной закрытия стал проигрыш в нескольких конкурсных торгах, проведенных Минсоцполитики, Фондом соцзащиты и др. Нечто похожее происходит сейчас и в санаторно-курортном заведении "Шкло", не так ли?
Как следствие - кредиторская задолженность санатория "Збруч", по информации ГУД, согласно финансово-статистической отчетности за І квартал 2015 г., составляет 5 млн
266 тыс. грн.
ГУД - неэффективный собственник?
Недаром упоминаем о состоянии "Збруча". В ответе Минэкономразвития Кабмина за №3214-01/14926-01 от 12.05.2014 г. сказано, что "ГУД считает целесообразным сохранить в его управлении ГП "Санаторий "Моршинский", вместе с тем предложено передать в сферу управления Минобороны ГП "Санаторий "Збруч".
ZN.UA поинтересовалось, принимает ли предложение МОУ?
Получили ответ: "Санаторий "Збруч" более чем в два раза дальше по сравнению с санаторием "Моршинский" от Военно-медицинского клинического центра Западного региона (г. Львов), из которого планируется переводить раненых и больных в ходе АТО для проведения медицинской реабилитации. Транспортировка на большие расстояния всегда негативно влияет на состояние здоровья пострадавших.
Условия размещения, лечебная база санатория "Збруч" значительно уступают санаторию "Моршинский".
Кроме того, в санатории "Моршинский" еще остался медицинский персонал с военно-медицинской подготовкой и опытом лечения, обслуживания военнослужащих, ветеранов и инвалидов войны, которые будут находиться в привычных для них условиях, что положительно повлияет на процесс лечения и восстановления здоровья.
Таким образом, Минобороны продолжает настаивать на возврате санатория "Моршинский" и других заведений".
Действительно, санаторий "Збруч" расположен аж в Тернопольской области, в отличие от "Моршинского" и "Шкла", расположенных неподалеку от Львова, а соответственно - и Военно-медицинского клинического центра Западного региона.
Какова же позиция ГСЧС по возврату санатория "Одесский"?
На запрос Служба по чрезвычайным ситуациям ответила, что санаторий является единственным санаторно-курортным заведением в системе ГСЧС. На санаторно-курортном обеспечении находится около 181 тыс. чел. "Спасатели ГСЧС Украины ежедневно, рискуя своей жизнью и здоровьем, выполняют задачи по назначению, в том числе непосредственно в зоне проведения антитеррористической операции", - сказано в письме.
Резон в этом есть, но с целесообразностью пребывания "Шкла" в управлении ГСА и "Моршинского" - в ведении ГУД согласиться трудно.
Правда, ГСА, ГУД, ГСЧС заявили в ответах на запросы, что готовы содействовать оздоровлению военнослужащих, принимавших участие в военных действиях на Востоке страны. Мы позвонили в "Шкло", якобы от имени жены пострадавшего военнослужащего и волонтера. Получили ответ, что мест найдется много, но самое дешевое предложение - 310 грн в сутки. "Принимать бесплатно мы не можем, поскольку очень мало людей в санатории. К тому же, все - за наличный расчет", - объяснил начальник медслужбы Геннадий Степанович.
Итак, уже более года ГСА, ГУД, ГСЧС не соглашаются вернуть ВСУ санаторно-курортные заведения, полученные по распоряжению Януковича и указу Кучмы. Насущная необходимость в оздоровлении военных в связи с военными действиями есть. Так почему все больше года отвечают, что для возврата санаториев военным нет правовых оснований из-за постановления КМУ от 21.09.1998 №1482, так как согласно ему передача может состояться только по согласию ГСА, ГУД, ГСЧС? Почему в связи с ситуацией в стране Кабмин не внесет правки в постановление, чтобы возврат санаторно-курортных заведений Минобороны стал возможным без согласования учреждений, в управлении которых сейчас находятся заведения? Почему, в конце концов, Кабмин не повлияет на государственные органы?
ZN.UA спросило КМУ, почему не внесены правки в кабминовское постановление №1482. Получили ответ из Минэкономразвития: "П.18 ч.1 ст. 6 ЗУ "Об управлении объектами государственной собственности" к полномочиям органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, принадлежит, в частности, согласование передачи объектов государственной собственности в сферу управления других органов, уполномоченных управлять объектами государственной собственности, хозяйственных структур...
Таким образом, предложение о внесении изменений в Положение, которое предусматривают передачу государственного имущества Минобороны без согласования с органом его управления, не будет согласовываться с нормами указанного Закона".
Снова... сила закона.
Закон выше здоровья военных? Или все же не закон, а чьи-то частные интересы?