«Маленькие голубые человечки»: как Пекин держит контроль в Южно-Китайском море

Поделиться
«Маленькие голубые человечки»: как Пекин держит контроль в Южно-Китайском море © Скріншот з відео
Недавний конфликт с филиппинским катером только приводит доказательства их подчиненности Китаю.

Новость о том, что корабль береговой охраны Китая выстрелил из водомета по меньшему филиппинскому судну в спорной зоне Южно-Китайского моря, должно вызывать беспокойство, учитывая, что этот регион широко рассматривается как потенциальная точка вспышки глобального конфликта. Как пишет CNN, этот инцидент является одним из доказывающих связь между китайской армией и так называемой морской милицией, которую иногда упоминают как «голубые человечки» Пекина.

Кадры, предоставленные Филиппинами об инциденте на пршлых выходных, показывают, как несколько китайских судов блокируют их судно от поставок удаленного военного форпоста на Второй отмели Томаса на островах Спратли. Большинство китайских кораблей имеют отметку «Береговая охрана Китая», но среди флотилии также есть по крайней мере два судна с синим корпусом, напоминающие рыбацкие лодки.

Западные эксперты по морской безопасности вместе с Филиппинами и Соединенными Штатами считают, что эти лодки принадлежат контролируемому Пекином морскому ополчению, которое, по мнению экспертов, насчитывает сотни судов и действует как неофициальная сила, которую Китай использует для продвижения своих территориальных претензий как в Южно-Китайском. море, так и за его пределами.

Говорят, эти суда принадлежат к тем же силам, которые захватили риф Уитсон, еще один объект Спратли, на который претендуют Филиппины, в 2021 году.

«В этой конкретной операции мы фактически можем заключить, что это китайское рыболовное судно является не просто рыболовным судном, а китайским морским ополчением, которое получает приказы от китайской береговой охраны поддерживать их операции по блокированию наших пополнений», — сказал представитель береговой охраны Филиппин Джей Тарриэла на брифинге на прошлой неделе.

Последний инцидент произошел, когда Филиппины пытались пополнить контингент морской пехоты, который они имеют на Второй отмели Томаса – объекте островов Спратли, который долгое время является предметом споров между двумя странами.

Удаленная мель находится примерно в 1000 километрах от самого южного берега материкового Китая и примерно в 200 километрах от филиппинского острова Палаван.

Филиппины остановили военный корабль времен Второй мировой войны Sierra Madre на мели в 1999 году, чтобы заявить о своих претензиях на суверенитет, и сейчас удерживают на нем свою морскую пехоту, но изолированность судна и его старение делают его относительно легкой мишенью для преследований.

Милина является одним из многих спорных объектов в Южно-Китайском море, где Малайзия, Вьетнам, Бруней и Тайвань также имеют конкурирующие претензии на суверенитет. Однако претензии Китая, безусловно, самые большие. Он настаивает на том, что почти все 1,3 миллиона квадратных миль моря являются его суверенной территорией, несмотря на решение опровергающего эти претензии международного трибунала в Гааге от 2016 года.

За последние два десятилетия Китай занял ряд рифов и атоллов в Южно-Китайском море, строя военные объекты, включая взлетно-посадочные полосы и порты.

Западные эксперты предупреждают, что предполагаемое ополчение – с сотнями лодок, якобы финансируемых и контролируемых Народно-освободительной армией – являются силой, с которой нужно считаться. Как показал инцидент, его можно использовать для быстрого захвата любого спорного рифа или острова, действуя самостоятельно или совместно с береговой охраной или ВМС Китая.

Многие эксперты считают, что последнее видео – одна из самых убедительных иллюстраций того, как китайские военные и ополчения взаимодействуют.

Китай со своей стороны не признает существование такого морского ополчения. Но западные эксперты говорят, что это возражение является частью одного целого.

Директор SeaLight Центра инноваций в сфере национальной безопасности Гордиевого узла при Стэнфордском университете Рэй Пауэлл сказал, что ополчение помогло Китаю действовать в «серой зоне», выполняя действия несколько ниже того, что можно считать актами войны, но достигая того же. Результат – Пекин получает территорию или контроль без выстрела.

И Пауэлл, и Моррис говорят, что Китай пытается организовать вокруг второй мели Томаса, по сути, блокаду, морской маневр, препятствующий свободному доступу к ней.

Китайские корабли «физически заблокировали судно снабжения. Трудно возразить, что сейчас происходит настоящая блокада», – сказал Пауэлл.

Официальная блокада со стороны ВМС Китая была бы актом войны, отмечают аналитики. Но, используя ополчение – сохраняя суда в серой зоне – Китай держит операцию ниже уровня конфронтации, которая может требовать ответа в соответствии с договором о взаимной обороне между США и Филиппинами, говорят аналитики.

Но Моррис говорит, что такие доказательства как видео, опубликованное береговой охраной Филиппин, помогают аргументам в Вашингтоне, Маниле и других иностранных столицах, что морское ополчение должно рассматриваться как законный комбатант.

"Если (США) смогут доказать, что они подчинены береговой охране Китая, которая находится под командованием Центральной военной комиссии", Вашингтон может заявить, что это действие, которое может спровоцировать договор о взаимной обороне, сказал Моррис.

Это может привести к тому, что ВМС США или Береговая охрана США сыграют роль в сопровождении будущих пополнений филиппинских морских пехотинцев на Второй мели Томаса.

Однако Пауэлл отмечает, что ни Вашингтон, ни Манила, возможно, не выдержат роста напряжения, который, вероятно, станет результатом присутствия США в этих операциях.

Аналитики говорят, что не видят в Пекине никакого стремления к фактической борьбе за Вторую мель Томаса, но они также говорят, что Китай может позволить себе выжидать.

Лайонел Фаттон, профессор международных отношений Университета Вебстера в Швейцарии, говорит, что мель является хорошим местом для Китая, чтобы отработать тактику «серой зоны» и «продемонстрировать свою способность создавать проблемы в ожидании большего участия США в этом районе».

Между тем, как отмечает Пауэлл, состояние корабля Сьерра-Мадре означает, что именно Филиппины находятся под давлением времени. Судно – бывший десантный корабль ВМС США, построенный более 70 лет назад и медленно разрушающийся. Сохранить его пригодным для жизни нелегко.

Сейчас это стало еще труднее, поскольку катер поставки, который Китай не допустил к нему в минувшие выходные, перевозил материалы, предназначенные для его укрепления.

«В этот момент стратегия Китая срабатывает, потому что им остается только спасти бедных филиппинских моряков из мели, потому что они единственные люди вокруг. И (тогда они будут) контролировать мель», — сказал Пауэлл.

Он добавляет, что так и будет, если ничего не изменится. Это только вопрос времени.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме