Давно мы, господа, да и дамы тоже, не брали в руки шашек. Я имею в виду давний спор - а человек ли женщина и зачем она ездит на автомобиле? Если брать за основу историю библейскую и вспомнить, что женщина была сотворена из ребра Адамова, то вопросы отпадут сами собой и даже станет ясно, откуда у всех бед людских красивые длинные ноги растут? Чтобы не быть голословным, возьмем правдивые исторические факты.
Знаете ли вы что-нибудь о первой женщине, пострадавшей в ДТП? Случилось это в Лондоне в понедельник 17 августа 1896 года. Мисс Бригита Драскольс шла с подругой в театр, они перешли кольцевую дорогу, получившую впоследствии название Road to Hell, по которой как раз в это время проходила гонка трех автомобилей. Увидев на середине улицы грохочущее чудище, мисс Бригита Драскольс попыталась остановить его, выставив перед собой раскрытый зонтик. Водитель не успел затормозить и не сумел объехать женщину. Автомобиль сбил ее, переднее колесо переехало голову, а заднее левую ногу (извините за подробности).
Суд оправдал автогонщика, придя к выводу, что «мисс Бригита Драскольс стала жертвой уличного происшествия по собственной неосторожности». В многочисленных газетных публикациях той поры высказывалась мысль, что если бы за рулем автомашины была женщина, она бы не допустила наезда на пешехода. А если бы и задавила кого-нибудь, то ее жертвой стал бы только мужчина. Наверное, все журналисты тех газет были женщинами, но если брать это за основу, то представляете, до чего бы мы дошли в наши дни всеобщей эмансипированной автомобилизации. Слава Богу, автомобиль орудием массового поражения в извечных кухонных войнах так и не стал. Но обратите внимание еще на один факт - кто, как не женщина, умудрился попасть под колеса всего трех автомобилей, да еще и в те времена, когда гоночные скорости были сравнимы с улитками. Хватило и времени и дальновидности бороться с машиной зонтиком.
Как бы там ни было, но женщины тоже стали водить автомобиль. И одной из первых этому научилась Берта Бенц, жена знаменитого к тому времени Карла Бенца. Он всецело доверял ей не только машину, но и жизнь своих детей. Именно с ними Берта частенько ездила, как мы сейчас говорим, на пикник и совершила первую туристическую автомобильную поездку. При этом она была не только водителем, но и механиком - устраняла различные неполадки.
Среди француженок одной из первых села за руль автомобиля герцогиня де Юзес. Вслед за ней научилась водить авто ее подруга баронесса Силен де Нейвель, да так успешно, что в 1898 году под псевдонимом Сайль участвовала в пробеге Париж-Амстердам. Лавров, правда, не снискала, но и в число аутсайдеров тоже не попала.
Гонщицей стала мадам Камилла де Гаст. Во время пробега Париж-Мадрид на одном из участков трассы скорость ее машины достигала 120 км/ч, а средняя скорость в целом составила 90 км/ч. Мадам де Гаст имела все шансы добиться победы. К сожалению, в Бордо по настоянию судей гонка была прекращена из-за частых аварий.
Но самой знаменитой английской автогонщицей начала ХХ века стала Доротея Ливитт. Кстати, именно в Англии в 1903 году был основан женский автомобильный клуб, насчитывавший через 10 лет в своих рядах 500 членов. В 1908 году клуб провел в Бруклине гонку для женщин, которую выиграла мисс Мюриель Томсон, показавшая среднюю скорость 80 миль в час.
Осваивать автомобиль стали и российские дамы. Вот несколько фактов. 13 марта 1902 года в Санкт-Петербурге, в Михайловском манеже был проведен конкурс с необычным названием «На ловкость управления автомобиля». Среди победителей оказалась госпожа Гильгендорф, соревновавшаяся на двухместном паровом автомобиле «Дукс».
Госпожа Л.А.Нагель, жена редактора российского журнала, вместе с мужем участвовала в дальних поездках, во время которых супруги вели автомобиль попеременно (как правило, эта была «русская жемчужина» - «Руссо-Балт»).
14 мая 1913, участвуя в одноверстной гонке, госпожа Римская-Корсакова была одной из лучших на автомобиле «Воксхолл».
Выходит, что женщина за рулем - исторически проверенный факт. Все женщины или, по крайней мере, большинство не просто имеют все права сидеть за рулем, но издревле и сильный пол могут заткнуть за пояс не отрываясь от руля. Уже в советское время женщины освоили почти все мужские профессии. В конце августа 1936 года 27 женщин-водителей в сопровождении слесарей, механиков, контролеров (?), бригады резинщиков, врача, кинооператора и корреспондентов московских газет (все тоже женщины) отправились в большой женский автопробег по маршруту Москва-Челябинск-Петропавловск -Малые Кара-Кумы-Сталинград-Киев-Минск-Москва. В пробеге участвовало 15 автомобилей, за 45 ходовых дней было пройдено
10 020 километров. Участники пробега проехали по дорогам 13 областей, трех краев, трех союзных и четырех автономных республик. Побывали в 53 городах, в 500 населенных пунктах. Их путь пересекли 150 рек и речушек. Пробег проходил в очень трудных условиях - днем температура достигала 60 градусов. Пришлось преодолевать проселки, глину, пески, солончаки. Средняя скорость движения составляла 27, 4 км/ч. Сталин поздравил участниц пробега, ЦИК наградил 10 человек орденом «Знак Почета» и 35 человек - Почетной грамотой.
В то же самое время был проведен еще один женский пробег по маршруту Чита - Москва (11000 км). В пробеге стартовали 20 женщин - жен начсостава Забайкальского военного округа. Этот пробег длился 52 дня.
Но времена изменились. Сейчас юные, милейшие, едва совершеннолетние создания передвигаются за рулем Совершенства, стоимостью в максимальное количество минимальных зарплат (купленное, конечно, за трудовые подвиги).
Но важно не это. Важно, что за рулем совершенных машин женщина удивительно раскрывает и свое Совершенство - потрясающее сочетанием своей женственности с мужественностью в хорошем смысле слова. Она обладает уже не просто функциональной, практичной, но и красивой, воплощенной в металле мужской мыслью технического совершенства.
Стоит признать и то, что самые наши красивые и любимые успели внести коррективы и в поведение на дороге. На укор нам, мужественным и сильным, фактически не существует статистики, когда женщина попала в ДТП за рулем в нетрезвом состоянии. Согласитесь, мужчины этим особо не похвастают. Женщина не становится причиной аварии из-за грубости и неуважения к ближнему. Женщина за рулем слишком прагматична, слишком пунктуально выполняет обряды правил, а вот в этом, как ни странно, и становится непредсказуемым объектом для мужчин, которым не подвластны законы женской логики.
Не углубляясь в вопрос инстинктивной подозрительности мужчин-водителей к возможным поступкам женщин за рулем, удивимся простому зрительному наблюдению. Женщин реально за рулем, по крайней мере в Киеве, не более 5-8%, даже по частным машинам. Если же приглядеться, кого обучают в учебных машинах и центрах, то женщины там явно доминируют и составляют до 2/3 учеников. Причина столь колоссальной разницы многолика, но все же одна из основных, на поверхности. Женщинам, в отличие от мужчин, до сих пор гораздо важнее иметь право пользоваться автомобилем, чем реально это право применять, а не наоборот. Так что спор наш не оконченный и вечный.
И еще один, пусть субъективный, но неоспоримый аргумент: женщина за рулем - это, во-первых, красиво. В нашей автомобильной жизни, подвластной, увы, не только правилам но и законам джунглей, согласитесь, это немаловажно. Даже если это единственное достоинство - оно стоит того, чтобы существовать. Женщины, мужайтесь! Мужчины, женитесь!