Земельное антирейдерство

8 июня, 17:28 Распечатать Выпуск №22, 9 июня-15 июня

Госрегистраторов обяжут проверять не только сведения в Госреестре, но и наличие соответствующих сведений в Госкадастре

© vinnytsia.samopomich.ua

Рейдерство в Украине настолько быстро развилось и такими ускоренными темпами трансформируется, что предупредительных мер или не хватает, или они неэффективны. Однако законодатели не особо спешат заполнить этот правовой пробел, хотя хорошо знают об истинном положении дел в тех областях, где экономический бандитизм свил свои гнезда.

Например, наводить порядок в аграрной сфере руки у народных депутатов дошли только накануне очередных каникул на Троицу. 22 мая они проголосовали в первом чтении сразу за три законопроекта, касающиеся сферы земельных отношений. Два из них затрагивают проблемы рейдерства.

Новыми статьями по новейшим мошенническим схемам

В частности, принят за основу проект Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, совершенствования правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине" № 6049-д. Документ должен обеспечить оптимальное использование массивов земель сельхозназначения; даст возможность предотвратить рейдерство; а также решит проблемы использования земель коллективной собственности.

Достичь этого планируется через установление новых правил использования массива земель сельскохозяйственного назначения. Согласно им, землепользователю, использующему значительную часть земель массива, будет предоставляться право на аренду земель под полевыми дорогами при условии обеспечения доступа к другим земельным участкам. Арендаторы земельных участков, расположенных в массиве, получат возможность отдавать их в субаренду арендатору другого земельного участка в том же массиве (без согласования с арендодателем), при этом оставаясь ответственным за выполнение договора аренды.

Кроме того, землепользователь, использующий существенную часть земель массива (75% от общей площади) будет иметь право на аренду (субаренду) других земель массива с предоставлением их владельцам (арендаторам) других равноценных земельных участков в том же массиве. Физическое и юридическое лица даже получат возможность использовать земельные участки под лесными полосами и другими защитными насаждениями на правах аренды. И право это будет приобретаться без проведения земельных торгов.

Еще у одного законопроекта такое же длинное название: "О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования создания и развития семейных фермерских хозяйств и прекращения коррупционных злоупотреблений в сфере распоряжения землями государственной и коммунальной собственности" №7060.

Предложенные в нем изменения направлены на упрощение доступа граждан, выразивших намерение создать или расширить семейное фермерское хозяйство, к землям сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности.

Цель, поставленная законодателями, не менее амбициозна: увеличить количество семейных фермерских хозяйств и их землевладений, способствовать созданию новых рабочих мест, уменьшить коррупцию в сфере земельных отношений. Очерчены и дальнейшие планы развития семейного фермерства, ориентированного на органическое земледелие, нишевые культуры, животноводство, овощеводство, садоводство и виноградарство.

Вот средства, которые поспособствуют достижению поставленной цели: будут определены особенности использования и распоряжения земельным участком сельхозназначения государственной и коммунальной собственности, переданной на земельных торгах в аренду, для создания и развития семейных фермерских хозяйств. 

Будет установлен перечень физических лиц, которые смогут бесплатно получить землю для ведения личного крестьянского хозяйства в пределах норм бесплатной приватизации. Правда, размер участков уменьшается до 1,0 га вместо 2,0 га по действующей норме. Будут и другие ограничения на размеры земельных участков разных категорий земель, которые могут предоставляться в собственность или аренду.

Все эти изменения будут внесены в Земельный кодекс, в законы "Об аренде земли", "О фермерском хозяйстве", "О государственном земельном кадастре", "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество". Правда, сейчас трудно спрогнозировать, какой именно вид обретут упомянутые законопроекты во втором чтении, и когда будут окончательно одобрены.

В сессионный зал не попал

Не менее туманны перспективы у еще одного законопроекта — №8121 "О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты относительно противодействия рейдерству". Хотя зарегистрировала его немалая группа депутатов 18 марта 2018 г., а несколько дней спустя поддержал аграрный комитет, в сессионный зал в так называемый "аграрный день" 22 мая он не попал. И зря, ведь именно этот законопроект не опосредованно, а прямо касается рейдерства и предлагает новейшие методы борьбы с ним.

Необходимость такого шага представителям массовой информации объяснил председатель земельного подкомитета парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Олег Кулинич.

— После того, как был провален президентский законопроект №7363, содержавший ряд антирейдерских норм, нужно искать другие законодательные пути для решения проблемы аграрного и земельного рейдерства, которая сама по себе никуда не исчезнет, — сказал депутат. — Понимая это, мы вместе с представителями почти всех фракций и групп зарегистрировали в парламенте отдельный законопроект на эту тему.

В объяснительной записке к законопроекту речь идет о том, что в этом году рейдерские захваты в Украине вышли на новый уровень. Дескать, если раньше это происходило в основном с помощью и под прикрытием вооруженных группировок, то сейчас рейдеры не только фальсифицируют договора аренды и воруют урожай, но и захватывают предприятия, меняя состав участников юридического лица, переоформляя на себя доли в уставном капитале сельхозпредприятий, имущество и земли. Именно поэтому нужно ввести ряд антирейдерских мер и установить действенные предохранители относительно защиты имущества владельцев и пользователей земли и предотвратить противоправное поглощение или же захват предприятий в аграрном секторе, усовершенствовав процедуру государственной регистрации земельных участков и вещных прав на них.

Нововведений предложено много, вот некоторые из них. Предполагается автоматизировать взаимодействие между Государственным земельным кадастром и Государственным реестром вещных прав на недвижимое имущество для предотвращения случаев двойной регистрации договоров аренды земли. Государственные кадастровые регистраторы будут иметь доступ в онлайн-режиме к сведениям Госреестра вещных прав на недвижимое имущество. Госрегистраторов обяжут проверять не только сведения в Госреестре, но и наличие соответствующих сведений в Госкадастре. Будет упразднено обязательное получение владельцами и пользователями земли бумажных выписок из Госкадастра о земельных участках.

Не менее важным является требование отцифровать все имеющиеся в Госгеокадастре сведения о ранее выданных государственных актах и зарегистрированных договорах аренды и внести эти сведения в кадастр. Особенно это касается тех прав на землю (их довольно много), которые были зарегистрированы на бумажных носителях до 2004 г. и информации о которых нет в электронном виде. Внести эти сведения в кадастр можно будет онлайн. Также в электронной форме — и получить любую информацию из Государственного земельного кадастра.

Владелец земельного участка или участник хозяйственного общества сможет противодействовать подделке документов, подающихся на регистрацию, подписав у нотариуса документ, согласно которому любые действия по управлению этим объектом — то ли земельным участком, то ли доли в уставном капитале — должны совершаться по нотариальным договорам.

Изменится и процедура возобновления договоров аренды земельных участков. Договора будут двух видов — с пролонгацией и без нее. В частности, пролонгация предполагается на такой же срок и на таких же условиях автоматически, если в договоре есть условие о его автоматическом возобновлении, а арендованная земля не относится к государственной или коммунальной собственности.

Сделана попытка упорядочить земельные торги. Речь идет об увеличении гарантийного взноса для их участников с 5 до 50% годовой арендной платы и запрет уменьшать арендную плату, установленную по результатам аукциона, уже после заключения договора аренды. Это предупредит ситуацию, когда участники торгов фактически срывают аукцион, сначала предлагая явно завышенную арендную плату, а потом отказываясь подписывать договор.

Ну, и в завершение вспомним о санкциях. Нарушение установленных сроков Госрегистрации юридического лица, физлица-предпринимателя или общественного формирования, требование не предусмотренных законом документов, а также нарушение порядка Госрегистрации прав на недвижимое имущество угрожает штрафом от 400 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан. Повторные правонарушения подобного характера в течение года приведут к штрафам в размере от 500 до 1000 необлагаемых минимумов.

Вместо силовых захватов — спланированные операции

Станут ли эффективными предохранителями от рейдерства нормы этого законопроекта — однозначно утверждать не берется никто. Ведь в последнее время приоритеты этого преступного бизнеса изменились: рейдеры переключились на изъятие имущества крупных предприятий на якобы законных основаниях. Используя пробелы действующего законодательства, а также системные недостатки функционирования государственных учреждений (судебной и правоохранительной, системы регистрации юридических лиц и т.п.), они перебирают в свои руки чужое имущество, чтобы в дальнейшем перепродать изъятые активы связанным лицам и таким образом помешать их возвращению законным собственникам.

Произошла такая трансформация не сразу. У не есть как свой генезис, так и своя историю борьбы с этим распространенным социально-экономическим злом. Об остроте этой проблемы в наши дни свидетельствует тот факт, что в прошлом году только за период с 15 июля по 15 ноября в антирейдерские штабы поступило 500 обращений, из которых около 130 — с признаками рейдерства. По фактам злоупотреблений было открыто 17 уголовных дел.

Эти цифры озвучила заместитель министра юстиции по вопросам государственной регистрации Елена Сукманова, уточнив, что Комиссия по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации (так называемая Антирейдерская комиссия) в прошлом году удовлетворила около 600 жалоб. И, дескать, уже в первом квартале этого года поступило всего около 100 жалоб, что свидетельствует о тенденции к снижению противоправных действий.

Слова чиновницы подтверждает и президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Иван Томич:

— Апогеем земельного рейдерства был 2016 год: — поделился он печальной статистикой. — Тогда мы зарегистрировали 6800 нападений. В прошлом году количество посягательств уменьшилось более чем вдвое. В нынешнем году уже не ведем такого учета, поскольку явление перестало быть массовым. Конечно, это не значит, что нападения на фермерские хозяйства совсем прекратились. Они случаются, но это уже единичные случаи.

Вроде можно было бы настроиться на позитив. Однако эта победа, одержанная благодаря как общественной огласке, широкому освещению в печати, так и сотрудничеству предпринимателей и их отраслевых объединений с парламентом и правительством, не окончательная, предостерегает господин Томич. Она только привела к определенному улучшению законодательного поля и организации действенных антирейдерских штабов, которые ограничили бандитский произвол.

До того, как уже отмечалось, произошла трансформация рейдерства: просто так на кого-либо они уже не нападают, объясняет руководитель фермерского сообщества. Захваты тщательно планируют, анализируют деятельность потенциальной жертвы, ищут пробелы в действующем законодательстве, которые можно наложить на небрежно оформляемую документацию.

После такой кропотливой "работы" нападать на мелкое предприятие невыгодно. Потому жертвами в основном становятся крупные хозяйства с наделами от 1 тыс. до 10 тыс. гектаров. Иногда такое случается даже с агрохолдингами, у которых с документацией не все обстоит благополучно.

Директор одной из охранительных компаний Сергей Балычев в интервью Аgravery.com перечислил самые распространенные схемы рейдерских захватов. Их три: силовой захват земельных участков и сбор чужого урожая или же осуществление собственного посева на чужих участках; захват урожая через государственных исполнителей, когда на основании подделанных документов с предприятия пытаются взыскать задолженность через суд. И пока длится рассмотрение дела, на урожай или сельхозтехнику накладывают арест и передают на хранение рейдерам, которые успешно их реализуют на рынке.

Третью схему он считает самой сложной. Речь идет об овладении налоговым кредитом, то есть правом на возмещение НДС. В аграрном бизнесе сумма налогового кредита может колебаться в пределах нескольких сотен тысяч долларов. С помощью подделанных договоров купли-продажи корпоративных прав рейдеры меняют владельца предприятия, электронные ключи для подачи отчетности и администрирования НДС и уже через несколько часов переводят средства на другие счета.

Прекращение работы антирейдерских штабов осенью 2017 г. не добавило позитива в борьбе с земельным мошенничеством. От аграриев снова начали поступать жалобы на то, что уже нет оперативной реакции со стороны правоохранительных и других государственных органов на обращения бизнеса. Потому в начале этого года действие штабов решили возобновить, чтобы сыграть на опережение и предотвратить рейдерские захваты.

В целесообразности их функционировании сомневаться не приходится: в 2017 году фактов давления на бизнес уменьшился до 700 с 3–7 тыс. случаев рейдерского овладения имуществом, зафиксированных в 2016 году правоохранительными органами и Минюстом. И то, что в этом году вспышки конфликтов не произошло, свидетельствует о правильности действий.

Правда, снова и снова приходится повторять, что проблемы не исчезли, их просто стало меньше. Новые попытки рейдерских посягательств в этом году зафиксированы на Киевщине, Кировоградщине, в Запорожской области.

Многие специалисты в сфере борьбы с рейдерством едва ли не главным препятствием на этом пути считают безнаказанность преступников. Так считает и председатель комитета по антикоррупционному законодательству и антирейдерству общественного совета при Минюсте Виталий Черепаха.

По его словам, в прошлом году по уголовным делам, связанными с рейдерством, не вынесен ни один приговор.Причина — в полиции большие проблемы с доказательной базой, и в целом — с пониманием этих процессов. Следователям трудно связать в одну преступную группу заказчиков, нотариусов и регистраторов и доказать, что это была не ошибка, а умышленные действия.

Есть свое мнение по этому поводу и у президента Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Ивана Томича, который не слишком верит, что ситуация на поле борьбы с рейдерством изменится коренным образом. Он убежден, что новые законопроекты в случае их одобрения окончательно этой проблемы не решат, как не решили и предыдущие законы. Ведь дело в том, что отечественное рейдерство проросло на коррупции в сфере земельных отношений, где царит анархия, где государственная, коммунальная и частная собственность функционируют по запутанным, непрозрачным правилам. Все это вместе с разбалансированностью властной системы не дает возможности избавиться от такого позорного явления, как рейдерство.

И все же хочется надеяться, что когда-нибудь и у нас, как в США, рейдерами будут называть не бандитов, незаконно захватывающих чужое имущество, а атакующую сторону в экономических процессах слияния и поглощения, в которых нет и намека на криминал…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно