В последние дни своей работы, буквально под занавес, Верховная Рада приняла Закон №5141 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в отношении некоторых вопросов наследства)". Изменения, по мнению разработчиков, упростили процедуру оформления наследства для жителей сельских населенных пунктов. Упрощение состоит в том, что, помимо нотариусов, оформлять наследство, начиная с 2016 г., смогут "уполномоченные на это должностные лица органов местного самоуправления". При этом данные ответственные лица фактически приравниваются к нотариусам, хотя требования к нотариусам намного выше. В соответствии с законом, уполномоченные должны иметь высшее юридическое образование, опыт работы не менее трех лет, обязаны пройти стажировку в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса на протяжении года, а также научиться работать с Государственным реестром вещевых прав на недвижимое имущество, функционирующим в системе Министерства юстиции Украины. А еще - сдать экзамен по наследственному праву.
Другая часть этого документа посвящена отмене оценки наследуемого имущества в случае, если оно наследуется наследниками первой и второй очередей, а также в случае наследования имущества, облагаемого налогом по нулевой ставке. Данное положение, безусловно, можно считать положительным моментом, поскольку нет смысла оценивать то, что не облагается налогом. Вызывают сомнение лишь некоторые вопросы предоставления льгот наследникам второй очереди. Но это ладно. Хотя и не совсем понятно, ведь до сих пор льгот у этой категории не было. И если бы новации ограничились изменениями в закон об оценке имущества и в закон об оценке земли, то можно было бы играть бравурные марши. Хотя эти марши все равно были бы не такими громкими, как заявления автора закона депутата Мищенко, поведавшего Верховной Раде, что стоимость оценки домовладения составляет 10 тыс. грн. Сия информация, мягко говоря, неправдива, так как после отмены коррупционной схемы в оценке в августе т.г. оценка недвижимости резко снизилась в цене и достигла в среднем 500 грн (зачем же передергивать?).
Но проблема все равно есть и состоит в том, что вновь принятый закон (вторая его часть) предлагает оформлять наследство через уполномоченных лиц, фактически являющихся псевдонотариусами.
Немного статистики. В Украине - 28 496 сел и 886 поселков городского типа. По состоянию на 2013 г. в стране работало около 7 тыс. нотариусов. Причем, судя по многочисленным публикациям в прессе, нотариусы сегодня не слишком загружены. И в этих условиях предлагается подготовить еще порядка 10 тыс. неполноценных нотариусов, которые будут еще меньше загружены. Хотя проблему оформления наследства это не решает - все равно людям придется ехать на оформление в соседнее село или райцентр, ведь сельсоветы имеются не везде.
Казалось бы, прежде чем что-либо предлагать, тем более в закон, необходимо проанализировать то, что уже есть, и попытаться имеющееся использовать эффективнее. Да учесть, что примерно для 20 тыс. населенных пунктов все равно ничего не изменится. И людям придется решать свои вопросы в райцентре.
Кстати, в пояснительной записке к законопроекту говорится, что данный документ не приведет к дополнительным затратам государственного бюджета, но с этим никак нельзя согласиться. А кто будет готовить
10 тыс. новых нотариусов? За какие средства? Ведь даже если взять готовых выпускников юрфаков университетов, уже имеющих трехгодичный стаж, все равно необходимо время на их обучение, нужен год стажировки и сдача экзамена. А ведь частные нотариусы сами оплачивают это обучение и стажировку. И тогда возникает вопрос: а уполномоченные лица тоже будут сами оплачивать? Если сами, то это будет их инвестиция, которую они захотят вернуть, и оформление наследства будет никак не бесплатной процедурой. Более того, будучи монополистами в своем населенном пункте, уполномоченные лица начнут диктовать свои расценки! Если же эта процедура будет бесплатной, то бюджет должен будет выделить средства на оплату обучения и стажировки огромного количества людей, которые не будут слишком уж заняты, как не заняты сегодня те 7 тыс. нотариусов, которые могут оказывать больше услуг. И тогда какой в этом смысл? Может, проще было бы провести организационные мероприятия, позволившие частному или государственному нотариусу приезжать в определенный населенный пункт один раз в неделю или один раз в две недели - в зависимости от потребностей населенного пункта. А государство, если оно так уж заботится о своих гражданах, компенсировало бы эти приезды, предоставляло помещения для оформления наследства (и хороший интернет) и осуществляло другие действия, сокращающие затраты нотариусов. Такой подход гораздо дешевле, чем подготовка новых недонотариусов. Более того, сельсовет мог бы проводить конкурсы среди нотариусов на выполнение действий по оформлению наследства, что было бы гораздо эффективнее, чем обучение огромной армии малозанятых уполномоченных.
Обращает на себя внимание и отрицательная рецензия Главного управления Верховной Рады на проект Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в отношении некоторых вопросов наследства)" от 08.10.2014 г., внесенный народным депутатом Украины С.Мищенко. Эксперты рекомендовали направить этот закон на доработку с учетом замечаний и предложений. Увы…
Основную проблему Главное управление видит в возможных нарушениях прав наследников (непростая штука - наследство), в противоречиях с некоторыми законодательными актами. Эксперты сомневаются в компетентности псевдонотариусов и считают вопрос об оплате оформления наследства нерешенным. И с этими замечаниями трудно не согласиться.
По большому счету, все это напоминает весьма нашумевшую историю с налоговой оценкой, подготовкой огромного числа псевдооценщиков, требования к которым были снижены по сравнению с другими оценщиками. Даже просматривается след человека, замутившего воду в оценочном омуте. Кстати, после отмены Кабинетом министров налоговой оценки псевдооценщики никуда не исчезли, а были взяты "под крыло" теми же организаторами отмененной "рейдерской схемы". И сегодня эти горе-оценщики нелегально, под прикрытием хозяев, клепают безграмотные отчеты с заниженными стоимостями, нанося урон бюджету Украины, вызывая головную боль у оценочного сообщества, которому теперь предстоит долгая и трудная борьба за приведение оценки к международным требованиям…
Неужели мы действительно такие? Нам просто необходимо наступать на грабли. По аналогии с неполноценными оценщиками, обзаведемся еще и недонотариусами, потратив на них огромные средства из государственного бюджета. И лишь после этого осознаем, что выполнять нотариальные действия в полной мере эти свежеиспеченные специалисты не могут и проблем с наследством в сельской местности (особенно в
20 тыс. населенных пунктов, где нет сельсоветов) не решают.
Давайте не будем изобретать велосипед, давайте эффективнее использовать то, что уже существует, для чего достаточно дать задание и полномочия председателям сельских советов по привлечению и стимулированию действующих нотариусов.
Безусловно, стране нужны упрощения многих процедур, и, на первый взгляд, идея упрощения процедур регистрации наследства в сельской местности выглядит привлекательно. Но, к сожалению, это только на первый взгляд. При детальном рассмотрении все выглядит, как примитивный пиар, поскольку декларируемые цели принятого закона не соответствуют сути изменений, приводят к дополнительной ненужной нагрузке на бюджет, создают псевдопрофессионалов, от которых впоследствии трудно будет избавляться. И, наконец, самое главное: такая наивная простота увеличивает вероятность нарушения права наследников. А хотят ли они такой помощи от государства?..
Комментарий
Людмила ТУРОВСКАЯ,
заслуженный экономист Украины:
- Все повторяется. Снова закон готовит платформу для фальсификаций и подлогов, подменяет нотариусов на скорую руку обученными специалистами, искусственно наводняет рынок псевдоспециалистами.
Мы это уже проходили:
- подготовили в 2013 г. на краткосрочных недельных курсах (из массажистов, грузчиков, парикмахеров, продавцов…) более 1 тыс. налоговых оценщиков;
- расплодили за год в каждом райцентре по десятку частных БТИ, в которых работает по одному специалисту;
- подобный вариант был и с обязательным всеобщим аудитом, когда половина бухгалтеров Украины срочно переквалифицировались в горе-аудиторов.
К чему пришли?
Постановление КМУ №231 хоть и отменено, но псевдооценщики без квалификационных свидетельств и сертификатов обслуживают фирмы организаторов "налоговой схемы", нелегально стряпая подобие отчетов под печатями и подписями своих хозяев.
Множество мини-БТИ в составе одного специалиста (без архивов, без базы предыдущих данных, т.е. ретроистории дела, без материально-технической базы) мастерят технические дела с отличными характеристиками для одного и того же объекта.
Хорошо, что поголовная обязательность проведения аудита была законодательно прекращена, но армия псевдоаудиторов еще долго забрасывала рынок своими псевдовыводами.
В результате на выходе:
- аудиторы после такого законодательного цунами с трудом, но смогли восстановиться;
- оценщики же хоть и отвоевали свое право на оценку, но борьбу продолжают, так как на рынке прописалось большое количество нелегальных псевдоспецов, работающих под крышей бывших своих хозяев и занижающих стоимость для налогообложения;
- система БТИ не просто дала сбой, а потеряла свое единоначалие в создании и сохранении единой технической базы данных;
- теперь по наследственным делам хотят для каждого органа местного самоуправления (а их более 10 тыс.) создать "должностных лиц" - двойников нотариусов. Снова начинаем "колбасить" рынок, распорошивать документы, наводнять рынок псевдоспециалистами, которым придется еще и зарплату платить…
И это все наворачивается комом вместо того, чтобы управлениям юстиции всего лишь составить график и организовать обязательный выезд государственных и частных нотариусов в сельсоветы (один-два раза в месяц).