Я к бизнес-тренеру пойду, пусть всему научит

06 августа, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 31, 6 августа-13 августа 2004г.
Отправить
Отправить

Украинский бизнес за последние годы значительно подрос. И стало понятно: мало просто производить и продавать продукт, нужно делать это качественно...

Украинский бизнес за последние годы значительно подрос. И стало понятно: мало просто производить и продавать продукт, нужно делать это качественно. Корпоративная культура, успешный маркетинг и брэндинг, командная работа и западный стиль ведения бизнеса — вот чему сегодня хотят научиться украинские бизнесмены. «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает», — писал Георг Зиммель. И украинские деловые круги решили восполнить пробелы в своем образовании с помощью различных тренеров и консультантов. Потому рынок предлагаемых ими услуг вырос в Украине достаточно быстро и нашел свою потребительскую «мишень» — владельцев различного бизнеса, желающих быстро повысить квалификацию своих работников. Именно они готовы выкладывать безумные деньги за услугу, результаты которой зачастую не пощупаешь, не понюхаешь и на хлеб не намажешь.

Правомерен вопрос: не напрасно ли? Особенно после того, как сферу тренинговых услуг заполонили талантливые шарлатаны, которые обещают научить клиента всему (были бы у того деньги). Генеральный директор одной из солидных промышленных компаний убежден: «80% предлагаемых на украинском рынке тренингов не представляют образовательной ценности для участников. Большинство из них преследуют исключительно коммерческие цели, не имеют научно-методического обеспечения и являются, в лучшем случае, простой выкачкой денег». Итак, поговорим о тренингах и причинах, по которым наши ожидания могут остаться обманутыми.

Возникновение потребности в бизнес-тренингах объясняется достаточно просто. Сложившаяся в мире социокультурная ситуация выдвинула новые требования к подготовке рабочих и управленческих кадров. Образовательные системы академического типа уже не в состоянии быстро готовить специалистов, адекватных требованиям рынка. Особенно остро эта проблема ощутима в подготовке оргуправленцев (менеджеров). Именно они должны сочетать в себе способности опережать и прогнозировать ситуацию, применять техники управления и организации деятельности, обладать личностными лидерскими качествами. На территории бывшего СССР не оказалось учебных заведений, которые могут в короткие сроки подготовить таких специалистов. А с приходом в Украину иностранных инвестиций возникли и новые требования к персоналу и топ-менеджерам — так называемые западные стандарты ведения бизнеса. На этой же волне в нашу страну хлынули различные тренинговые технологии.

Тренинги как технологии «быстрого» образования должны были помочь за короткие сроки компактно получить необходимые навыки. Понятно, что переучить воспитанных в советской системе руководителей невозможно. Российский философ, разработчик методологии управления, организации и руководства Георгий Щедровицкий считает, что подготовить управленца путем насаждения правил и систематизированных знаний научного типа об управлении невозможно. Сколько книжек о менеджменте ни читай — менеджером не станешь. А именно на усиленном «чтении» основывается академический тип обучения, с помощью которого у нас и готовят всех менеджеров.

Изучая украинский рынок тренингов (который хоть и не так развит, как, скажем, российский, но уже пестрит разнообразием), понимаешь, что отыскать там действительно качественный продукт очень сложно. На сегодняшний день не существует официальной статистики тренинговых компаний в Украине. Сколько их? Известно, что достаточно много. По данным www.ukrbiz.net, только в Киеве —более 180 компаний. И почти у всех большая часть образовательных услуг состоит из тренингов. А значит, они популярны и в какой-то мере более действенны, чем привычные для нас семинары и лекции. К примеру, Киево-Могилянская Бизнес-школа (kmbs) при проведении различных образовательных программ использует образовательные технологии в таких пропорциях: методы кейсов — в 70—85% случаев, компьютерные симуляции — 5—20%, деловые игры — 20—70%, мастер-классы — в 5—40% случаев. Но авторские курсы тренингов используются в 100% случаев. Компании «Новатек», InforManager, Baltic Training Group, Gestalt Consulting Group, Golden Staff более чем на 70% используют в своих образовательных программах тренинговые технологии.

И здесь попрошу не подменять понятие тренинга различными семинарами и мастер-классами. Тренинги обещают изменить человека качественно, развить и усовершенствовать его личностные характеристики (в идеале), а семинары призваны количественно увеличить ваши знания в той или иной области (к примеру, «Системы менеджмента качества — ISO 9000» или «Финансовые инструменты биржевой торговли: рынок ФОРЕКС»).

Для начала стоит все-таки определиться в терминологии. Тренинг — это… Что бы тут ни было написано, все это вряд ли будет соответствовать тому, что мы увидим в реальной жизни. Облака модных словечек едким смогом висят в нашем сознании. Часто мы даже не пытаемся понять их истинный смысл и природу того, что за ними стоит. Нам сладостно быть причастными к «проекту», «менеджменту», а теперь еще и к «тренингу». Раньше мы ходили учиться, а теперь трени… Что?

Однако не все так бесполезно и безнадежно. Одни и в самом деле учатся, а другие в процессе тренингов приобретают определенные навыки. Здесь, как говорят в Одессе, две большие разницы. Но стоит помнить, что тренинг — это не метод Илоны Давыдовой (как думает множество участников), позволяющий в сжатые сроки и без особых усилий освоить новые техники и навыки. Это и не курсы повышения квалификации, хотя, разумеется, при приобретении определенных навыков ваша ценность как специалиста возрастет, что напрямую связано с понятием «квалификация».

И тем не менее украинский рынок, страдающий от нехватки адекватно образованных кадров, ухватился за тренинги как за возможность быстрого и безболезненного повышения квалификации. Один хороший человек (по совместительству директор крупного сельскохозяйственного объекта), разводя руками, говорил: «Ну что поделаешь, если люди мыслят советскими штампами? Не увольнять же их. Пока я вижу один выход — нанять тренеров из какой-нибудь Gestalt Consulting Group; их тренинги должны помочь перестроить систему управления, изменить тип мышления наших работников, заставить их работать лучше». Подразумевалось, что после этих самых тренингов все в компании вдруг «зацветет и запахнет»…

Почему-то в нашей стране на тренера ошибочно смотрят как на учителя (или шамана), который срочно исправит ошибки, направит мышление в нужное русло и передаст компактно упакованные знания. Не умеет менеджер организовывать командные работы — отправим его на трехдневный тренинг! Пусть научится. Не владеет ораторскими способностями и техниками презентации — отправим на другой тренинг. Проектирование, стратегическое планирование, аналитика и лидерство… На одном тренинге два дня, на другом — три, а там, гляди, этот менеджер всему обучится. И все было бы замечательно, но только это — теория. А на практике...

Директор одного киевского развлекательного комплекса N был очень недоволен тем, что его менеджеры не владеют техниками проектирования и организации выполнения этих самых проектов. Нужно, к примеру, составить оргпроект проведения вечеринок на год, расписать задачи, ответственных и т.д. А менеджеры пишут смешные тексты размером в полстраницы (они же люди творческие!). Заказали специальный тренинг, на три дня отправили менеджеров на природу. Вернулись они оттуда довольные, окрыленные, с массой новых знаний. Директор доволен — ждет от своих менеджеров конструктивных проектов. А они снова приносят те же тексты размером в полстраницы, только с использованием заученных «умных» слов: оргпроект, продукт, аналитический аспект, организационный аспект, команда 1, команда 2, ответственные и все в таком же духе. Результат: форму сменили, содержание — нет.

И вот здесь важно понимать, что в идеале тренинг обеспечивает человека ключом к механизму самосовершенствования. В каких случаях этот идеал приближается к действительности? В основном тогда, когда причиной неуспешности людей является отсутствие навыков самопрезентации, заниженная самооценка, плохо развитые коммуникативные способности. Вот тогда действительно срабатывает золотой закон о единстве мира, и, меняясь внешне, человек непременно изменяется и внутренне.

При этом следует помнить, что любое новое приобретаемое нами качество, которое делает нас лучше, — это искусство, ежедневный многолетний труд и вера в успех. Если вы во время тренинга не усвоили ключевые моменты, то либо ваш поезд ушел, либо ваши навыки так и останутся усеченными. Это к тому, каким прилежным учеником надо быть. Да, умненьким-благоразумненьким. Папа Карло дал Буратино книжку и послал его в школу. Учиться. Но он до нее не дошел: школа — это долго. Не проще ли пройти актерский тренинг? Глядишь, навыки самопрезентации разовьются. Это к разговору об учителях, которые во время тренингов обещают чему-то еще и научить, что не совсем честно с их стороны, т.к. дорога таких учеников прямиком в Страну Дураков. Увы, ни один тренинг не научит персонал самостоятельно думать и учиться.

Что однозначно может дать тренер (при условии, что он грамотен и психологически подкован)? Толчок вперед и прилив уверенности. Но только на короткий срок, пока свежи в памяти яркие впечатления о тренинге. А психологи утверждают, что такие впечатления сохраняются от трех до семи дней. Первую неделю после тренинга человек испытывает эйфорию, чувствует себя окрыленным и строит самые смелые планы. А все почему? Потому что тренер дал ему огромнейший заряд энергии и заставил его шевелить мозгами. По прошествии недели человек все сильнее втягивается в рутинную обстановку, которая сама по себе не подталкивает его к кардинальным изменениям на личностном уровне. Если нет постоянного стимула к изменениям, то и изменений не будет.

Цель же любого тренинга — заставить участников посмотреть на себя (на свой бизнес, команду и т.д.) со стороны, уловить свежие идеи, сдвинуться с мертвой точки. Хороший тренер способен заставить участников воплощать наработанные навыки и умения. Будет ли получен реальный результат, который обычно виден через месяц-три после проведения тренинга, — это вопрос мотивации участников (и не всегда качества тренинга). Но если человек не умеет сам развиваться, заставлять себя думать, не просто думать, а думать конструктивно? Разве его можно этому научить за несколько дней?

На пике бума тренингов многие руководители заказывали тренинги и действительно получали результат, но лишь на короткий срок, а затем все возвращалось на свои места. И все потому, что причины неэффективности работы персонала были связаны с более глубинными проблемами в организации деятельности компании. А тут ни один тренер или консультант не способен помочь. В таких случаях требуется серьезная реорганизация, создание специальной программы по сопровождению бизнеса.

Огромную роль в успешности тренинга играет также личность самого тренера. Даже если этот человек имеет педагогическое образование и опыт работы в интересующей вас сфере, это еще не значит, что он сможет быть грамотным тренером. Мы пока не берем во внимание крайние случаи, когда тренер является морально «нечистоплотным» человеком. Такие «тренинги» вообще не могут принести никакой пользы (не говоря уже об обратном эффекте), особенно если тренер применяет различные психологические приемы, небезопасные для участников (например, заставляет их заново переживать неприятные воспоминания их детства, отыскивая там причину комплексов человека).

Таким образом, мы очертили круг проблем. Первое — это неадекватные ожидания заказчика тренинга (что иногда приносит незаслуженные дивиденды исполнителям); и второе — слабое методологическое подкрепление того процесса, который мы обрисовали как тренинг.

И еще несколько слов о норме. Когда мы собираемся лечить зубы или если (не дай Бог!) что-то сломалось в автомобиле, мы десять раз поинтересуемся у доктора или механика, какую деталь, какой материал они будут применять. А что происходит, когда мы идем на очередной тренинг, который может повлиять на нашу личность? Но даже если некоторые из вас захотят проявить особую продвинутость в этом вопросе и поинтересуются методиками, при помощи которых из вас будут «лепить» лидеров, менеджеров, спикеров и крекеров, нет уверенности, что ваше любопытство будет удовлетворено. Из личного опыта общения с различными тренинговыми компаниями. Вопрос: «Какими методиками вы пользуетесь?» Ответ: «Всеми». Думаете, это шутка? Ничуть. Зачастую происходит подмена понятий тренинговых технологий и личности тренера. Длинный список консультируемых фирм призван «натренировать» в нас чувство стадности, не более: все пользуются этими услугами, и мне не нужно пасти задних. И все же стоит иногда интересоваться, каким образом вас собираются «лишить родного психотипа и превратить в преуспевающего бизнесмена» (Александр Зинченко).

Итак, методология. Здесь мы отсылаем всех желающих к наследию различных исследователей в этой области и в частности Георгия Щедровицкого, а также его учеников и последователей. Именно его идеи легли в основу многих тренинговых проектов и программ. И прижились замечательно, что уже проверено временем.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК