Украина переживает глобальный финансовый кризис с большими потерями. С серьезными испытаниями столкнулись строительство, промышленность, банковская сфера, государственные и местные финансы, торговля и транспорт.
Обрушилась гривня. Значительно сократился валовой внутренний продукт страны, уровень жизни людей.
В 2009 году впервые с 2000-го реальная зарплата в Украине сократилась на 9,2% по сравнению с 2008-м. Объем всех депозитов в прошлом году уменьшился на 6,9%, в том числе на 14,2% — в национальной валюте.
Основными проявлениями финансово-экономического кризиса являются не только значительное уменьшение объемов производства, резкое ухудшение финансового состояния государства, субъектов хозяйствования и граждан. Главным признаком и проявлением кризиса стало резкое уменьшение совокупного платежеспособного спроса. Резкое падение такого спроса обусловило сокращение производства в реальном секторе.
Сложность ситуации, в которой оказалась Украина, объясняется не только внешними причинами. Глубина кризиса в нашем государстве связана прежде всего с внутренними обстоятельствами, стратегическими ошибками в социально-экономической политике.
В то время как правительства и центральные банки зарубежных стран сдерживали падение производства мерами его бюджетной, денежной и кредитной поддержки, украинские руководители сворачивали финансовую поддержку реального сектора, практически ничего не делали для сохранения платежеспособного спроса граждан и субъектов хозяйствования.
Серьезные ошибки допустил НБУ. Если объем рефинансирования им банков в 2009 году составлял чуть более 64 млрд. грн., то объем операций по мобилизации средств (то есть их изъятия из экономики) достиг почти 97 млрд. грн. Любопытно, что в 2008 году объем рефинансирования банков (в сопоставимых показателях) достиг 169,5 млрд. грн. В свою очередь, НБУ мобилизовал 57 млрд. грн.
В 2009 году абсолютно сокращалась денежная масса. За год она уменьшилась на 28,4 млрд. грн., или на 5,5%. Уменьшение остатков денежной массы в 2009-м наблюдалось впервые за весь период независимого развития страны.
И это в условиях, когда Украина значительно отстает от других государств по уровню обеспеченности экономики деньгами. Речь идет о показателе монетизации экономики. Этот показатель является соотношением денежной массы (М2) к объему валового внутреннего продукта страны. Показатель М2 означает общий объем денег, обслуживающих экономику, кроме ценных бумаг. Для сравнения, если в Украине показатель монетизации экономики составляет менее 50%, то в Германии — 70, Великобритании — 90, Японии — 114, Китае — 160%.
Тогда как учетные ставки центральных банков многих зарубежных стран были уменьшены до 1%, а в США — до 0,25%, учетная ставка НБУ замерла на уровне 10,25%. Это является базовой причиной дороговизны кредитов.
Особенно тяжелая ситуация сложилась в строительстве. Объем строительных работ, выполненных предприятиями отрасли собственными силами, сократился по сравнению с 2008 годом на 48,2%.
В 2009 году в стране введено в эксплуатацию 6,4 млн. квадратных метров жилья. По объемам ввода жилья мы скатились до уровня 2003 года.
Особенно опасна ситуация в том, что из общего количества начатых жилищных объектов почти 2/3 приостановлены или законсервированы.
Строительство новых объектов практически не начиналось. С достаточной долей уверенности нужно сказать о том, что в ближайшем будущем рынок отреагирует на отсутствие строительного задела ростом цен на жилье. Предложение явно не будет удовлетворять спрос.
Нужно понимать, что современный кризис принципиально отличается от кризиса, который переживала страна в конце 90-х годов прошлого века. Прошлый кризис — это кризис системы. Тогда исчез источник финансирования, и строительство было поставлено перед проблемой разработать и внедрить новые, рыночные механизмы финансирования жилищного строительства. Они заработали и доказали свою дееспособность. Современный кризис в экономике вызван прежде всего сужением денежной массы. Преодолеть его возможно только при государственном содействии.
Что делать в этих условиях новой власти?
Первое. Преодоление «голода на деньги» в экономике Украины — одна из главных проблем, которую сегодня необходимо решить. Это должно стать ключевой задачей антикризисной программы. Необходимо под этим углом зрения кардинально изменить денежную и кредитную политику Национального банка Украины. Должны быть разработаны целевые кредитные программы НБУ, направленные на поддержку банков, финансирующих строительство. Такие кредиты должны предоставляться под залог имущественных прав и прочего имущества.
Необходимо снизить ставки рефинансирования по строительным кредитам до уровня текущей учетной ставки НБУ. Причем учетная ставка НБУ должна быть значительно уменьшена. 10,25% — это очень высокий показатель для кризисной ситуации.
Кроме того, нужно увеличить сроки рефинансирования строительных кредитов с одного до пяти-семи лет путем их пролонгации в соответствии со сроками реализации строительных проектов. Строительные проекты застройки микрорайонов имеют именно такой или даже больший срок реализации.
Второе. Ключевым направлением борьбы за преодоление финансово-экономического кризиса в Украине должно стать ускоренное развитие внутреннего рынка, максимальное содействие возрождению платежеспособного спроса граждан, субъектов хозяйствования, государства и органов местного самоуправления.
Главным в вопросах возрождения платежеспособного спроса является содействие росту их доходов, возобновление доступного кредитования, в первую очередь — ипотечного, за счет целевых программ рефинансирования НБУ банков Украины.
Возобновление доступного ипотечного кредитования на рынке жилья позволит восстановить реальный спрос на квартиры. Ведь хорошо известно, что 70—80% покупок квартир в докризисный период осуществлялось за кредитные средства.
Кроме того, должна быть введена система целевых субсидий гражданам на приобретение жилья. Указанные субсидии необходимо предоставлять в безналичной форме за счет целевых кредитов НБУ банкам Украины. Задолженность по этим кредитам следует относить на внутренний долг. Поскольку НБУ является государственным учреждением, погашение этой части внутреннего долга должно осуществляться за счет прибыли Национального банка Украины.
Рефинансирование банков и субсидирование граждан как рычаги возобновления спроса на жилье являются условием восстановления всех отраслей экономики, связанных с жилищным строительством.
Следует разработать и внедрить государственные программы обеспечения жильем молодежи и военнослужащих при государственной поддержке. Также должны быть внедрены целевые программы стимулирования покупок гражданами автомобилей, товаров длительного пользования, как происходит во многих зарубежных странах. В качестве примера можно привести Россию, которая по образцу других стран внедряет механизмы субсидирования приобретения новых автомобилей в счет утилизации старой техники. Размер субсидии составляет до 50 тыс. рублей, а общий
объем средств, предусмотренных на эти цели из бюджета страны, превышает 11 млрд. рублей.
Третье. Стране нужен строительный бум. В конце 80-х годов Украина ежегодно строила более 20 млн. квадратных метров жилья, сегодня — в три с половиной раза меньше. Кризис 90-х годов строительство преодолело в том числе и благодаря существованию большого количества приостановленных объектов, строившихся за счет централизованных капиталовложений. Сегодня этого ресурса нет, а значит, рост объемов жилищного строительства возможен только при условии разработки и принятия Государственной программы возрождения строительства.
Жилищное строительство должно стать одним из приоритетных национальных проектов, а с помощью государственных ресурсов страна должна стимулировать спрос именно на недорогое, доступное жилье.
Подобный путь избрали многие страны. По нему идет и Россия, где в текущем году государство через Внешэкономбанк и Российский фонд национального благосостояния планирует обеспечить государственную поддержку банкам, осуществляющим ипотечное кредитование населения, на сумму 250 млрд. рублей.
Премьер-министр России Владимир Путин отмечает, что процентная ставка по таким ипотечным кредитам для населения не должна быть больше 11% годовых. Первый вклад не должен превышать 20% стоимости квартиры. Он сообщил, что Агентство по ипотечному жилищному кредитованию провело соответствующую работу с ведущими банками, и программу планируется начать уже в апреле. Также подчеркивается, что такие кредиты должны быть направлены исключительно на приобретение квартир в новостройках.
Это свидетельствует о том, что правительство России пытается реально поддержать жилищное строительство и стимулировать запуск новых строительных проектов.
Как ни досадно, но факт: аналогичные по смыслу реальные шаги и механизмы поддержки жилищного строительства предлагались и в нашей стране, но не были реализованы. И все же надеюсь, что в сегодняшних условиях при государственной поддержке будет реализована программная задача главы государства В.Януковича о возрождении в Украине ипотечного кредитования жилищного строительства по ставке, не превышающей 7% годовых.
Убежден, что с целью разработки плана и реальных мер по преодолению кризиса в строительстве необходимо срочно провести Всеукраинское совещание строителей, руководителей банков, а также руководителей центральных и местных органов власти. Это совещание следует провести под руководством премьер-министра Украины.
Четвертое. От слов к делу необходимо перейти в вопросах строительства доступного жилья. Мы знаем, сколько было проведено совещаний, сказано слов на эту тему. Тем не менее реальной программы строительства доступного жилья все еще нет.
Нужно ускорить принятие и введение в действие закона Украины «Об обеспечении граждан доступным жильем». Уже в первом полугодии текущего года должна быть утверждена Государственная программа строительства доступного жилья на 2010—2015 годы. Она должна предусматривать выделение государством средств на поддержку граждан, нуждающихся в доступном жилье.
Кроме того, программа должна предусматривать мероприятия по резервированию земельных участков, которые необходимо бесплатно предоставлять под проекты строительства доступного жилья, мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры, а также мероприятия по бюджетному финансированию строительства объектов социальной сферы. По всем вопросам реализации Программы строительства доступного жилья необходимо ввести практику ежеквартального отчета руководителей областей и населенных пунктов перед Кабинетом министров Украины.
Важной составляющей программы должны стать целевые программы НБУ по долгосрочному рефинансированию банков, финансирующих строительство доступного жилья, целевые региональные программы строительства доступного жилья и подпрограммы, направленные на реализацию мероприятий по снижению стоимости жилищного строительства.
Это — первоочередные шаги, которые следует сделать в неотложном порядке.