В условиях военного положения участники внешнеэкономической деятельности в Украине оказались в очень сложной ситуации, требующей применения неординарных юридических вариантов урегулирования договорных споров. Особенно остро стоит вопрос в контексте выполнения взятых на себя обязательств украинского агробизнеса.
Применение форс-мажора
Гражданское законодательство устанавливает, что лицо, нарушившее обязательства, освобождается от ответственности за нарушение обязательств, если оно докажет, что это нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы.
Торгово-промышленная палата Украины подтвердила наступление с 24 февраля форс-мажорных обстоятельств в связи с военной агрессией РФ против Украины.
Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года также предусмотрено применение форс-мажора как основания для освобождения от ответственности при условии, что сторона докажет наличие препятствия и неразумность принятия во внимание этого препятствия при заключении договора или избегании либо преодолении этого препятствия либо его последствий. В этом случае речь идет о необходимости инициировать альтернативное выполнение обязательства либо же доказательство, что альтернативное выполнение было невозможно.
Вопрос применения форс-мажорных (непреодолимой силы) обстоятельств как основания освобождения от ответственности за невыполнение ВЭД-контрактов, а также для отсрочки выполнения обязательства приобрел особую актуальность еще после аннексии АР Крым и временной оккупации территорий Донецкой и Луганской областей Украины. Поэтому стороны внешнеэкономических договоров, как правило, включают форс-мажорную оговорку о военном положении в соответствующий договор или же ссылку на общую оговорку Международной торговой палаты 2003 года о форс-мажоре.
Кроме того, в случае возникновения спора о выполнении ВЭД-контракта и наличии арбитражной оговорки к нему такой спор будет рассматриваться коммерческим арбитражем. Если стороны самостоятельно не определили материальное право, которым должен регулироваться соответствующий договор, то арбитраж будет руководствоваться правом государства, в котором сторона, обязанная осуществить решающее выполнение, имеет свое местожительство/нахождение.
В контексте договора купли-продажи такой стороной является продавец, а по договору перевозки — перевозчик. Таким образом, если агрокомпания, местоположение которой зарегистрировано в Украине, заключила договор купли-продажи семян подсолнечника с нерезидентом, и ими не было самостоятельно выбрано применимое к договору право, вопрос о последствиях его невыполнения будет регулироваться действующим украинским законодательством. Это во-первых.
Изменения во внешнеэкономические договоры
Во-вторых, в условиях военного положения в контексте выполнения ВЭД-контрактов аграрии сталкиваются с двумя основными ситуациями:
- невозможно выполнить обязательство в целом (обязанность в натуре или оплатить поставку);
- отдельные условия договора (срок, способ доставки, ассортимент, количество и т.п.).
В первом случае речь идет, как правило, об уничтожении товара (уничтожении посевов или хранилища, хищении сельскохозяйственной продукции оккупантами и т.п.) либо же о потере над ним контроля собственниками (например, посевы или элеваторы расположены на оккупированной территории).
В таком случае будут применяться форс-мажорные обстоятельства, но они освобождают от ответственности, а не от выполнения обязательства в целом. Поэтому следует обратиться к контрагенту с предложением прекратить такой договор вообще из-за объективной невозможности его выполнить в срок либо же при возможности инициировать внесение изменений в него о самом товаре или сроках его поставки.
Во втором случае ситуация немного проще: сам товар есть или в ближайшее время будет в наличии, однако продавец не имеет возможности выполнить условия по сроку или способу его доставки. Опять-таки, форс-мажор в помощь, но следует инициировать переговоры о внесении изменений в договор о сроке и способе выполнения обязательства.
Например, можно предложить альтернативный вариант доставки товара по железной дороге или автотранспортом, если позволяет его количество, но возложение обязанности оплатить стоимость транспортировки и страхование товара в пути зависит непосредственно от переговорной силы стороны и предыдущих договоренностей.
Проблемы обязательств
Одним из наиболее болезненных вопросов при выполнении внешнеэкономических договоров по реализации сельскохозяйственной продукции является ее транспортировка к контрагенту. Основной проблемой при этом является блокада морских портов Украины, из которых осуществлялось почти 90% экспорта. На сегодняшний день структура логистики показывает, что по железной дороге выполняется около 60% от объема, 25% — автомобильным транспортом, а остальное — комбинированным способом с привлечением логистической системы стран-соседей (Румынии, Польши, Словакии и др.).
Как известно, в сфере международной торговли наиболее распространенным фреймом являются правила Инкотермс. Обновленные правила Инкотермс 2020 года уже не предусматривают возможности самовывоза покупателем товара, что для агробизнеса и в целом неактуально.
Но вариант доставки до терминала или на судно перевозчика в условиях блокады украинских портов реализовать невозможно, если только речь не идет о портах Рени и Измаил с ограниченной пропускной способностью объемов перевалки. Фактически украинские аграрии, являющиеся стороной внешнеэкономических контрактов, вынуждены в условиях блокады портов и разрушения производственных мощностей или запасов в результате боевых действий инициировать изменения в условия ранее подписанных контрактов в части способа и/или сроков поставки агропродукции либо прекращать такие обязательства в связи с невозможностью их выполнения в натуре.
Ограничения военного времени коснулись также и импортных операций с подобными проблемами с логистикой поставок, и если бюрократические процедуры контроля по импорту государство активно либерализует, то в части расчетов иностранной валютой с нерезидентами не все так просто. Осуществлять переводы в иностранной валюте нерезидентам возможно только в предусмотренных НБУ случаях, в частности для оплаты товаров критического импорта или возврата нерезиденту аванса, полученного после 23.02.2022 года на счет в банке Украины, из-за невыполнения обязательств по договору. Здесь следует указать, что перечень товаров критического импорта был расширен отдельными необходимыми для аграриев позициями (удобрения и сельскохозяйственная техника).
Кроме того, были уменьшены предельные сроки расчетов для всех экспортно-импортных операций с 05.04.2022 года: в мирное время они составляли 365 дней, в апреле их уменьшили до 90 дней, но с июня они составляют 120 дней.
К тому же объективно делает невозможным выполнение обязательств украинским поставщиком запрет на экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Ведь установлены нулевые квоты на вывоз таких товаров, как рожь, овес, гречка и соль. При этом еще месяц назад «мораторий» в виде нулевой квоты на экспорт касался также проса и сахара, но был отменен после обращения в Минагрополитики профильных ассоциаций аграриев.
Надо также помнить, что только после лицензирования разрешено экспортировать пшеницу, меслин, просо, сахар, живой крупный рогатый скот, мясо крупного рогатого скота, мясо птицы и яйца домашних кур.
***
Речь не только о проблемах экспортеров. Это проблема всей страны, постепенно теряющей внешние рынки. Потом вернуть их будет ох как непросто. Поэтому действовать нужно уже сегодня. Выход есть всегда. Ведь большинство иностранных контрагентов с пониманием относятся и будут относиться к сложившимся обстоятельствам, поэтому правильное ведение переговоров и поиск способов минимизации рисков и убытков всех сторон — залог успешного разрешения ситуации.
Больше статей Богдана Яськива и Маргариты Брянской читайте по ссылкам.