Вам — офшоры, нам — единый налог!

11 января, 2013, 20:35 Распечатать Выпуск №1, 11 января-18 января

"Офшорные юрисдикции" никто не спешит объявлять "исчадием зла" в общемировом масштабе. То есть максимум, в чем можно обвинить эту территорию, — что она не жадная, и поэтому не настаивает на налогообложении чужих доходов.

  Мы не случайно упомянули в заглавии этот старый расхожий лозунг. В свое время он был незаслуженно подмят под себя политиками, критиковавшими (или хвалившими?) таким путем действующую власть. Практически с того момента мы перестали задумываться над его действительным содержанием. А ведь на самом деле здесь многое стоит обсудить и вне площадной брани.

Тем более что недавно снова проявила свою жизнедеятельность вяло текущая кампания под флагом успешного реформирования "кипрской офшорной зоны" — достаточно неожиданный поворот событий после 30-летней непоколебимой спячки в обнимку со старым советским договором об устранении двойного налогообложения. Еще более неожиданно, что по доброй воле и взаимному согласию сторон.

Рациональное и полезное решение?

— Конечно.

Принципиальное и окончательное решение проблемы?

— Вот это вряд ли. Потому что внесенные к Соглашению об устранении двойного налогообложения правки регулируют лишь малый пласт из множества сомнительных операций текущего времени.

Точнее, соглашение пересматривает порядок налогообложения доходов, полученных на территории другого государства, а это в основном — страхование/перестрахование, роялти, дивиденды и трудовое вознаграждение.

И по этим направлениям мы действительно "по-братски" перераспределили налоги на доход в пользу той страны, в которой он получен. Однако боюсь, что с этим нововведением мы опоздали лет на десять. Ибо за этот период отечественные финансово-промышленные группы по масштабам своей деятельности переросли и сам Кипр, и наивную практику использования указанных выше операций. Пользоваться такими морально-устаревшими оптимизационными понятиями, как роялти и дивиденды имеет смысл только в том случае, если контролируешь одно звено технологической цепочки, а в качестве поставщиков и потребителей имеешь непримиримых собратьев по "свободному рынку".

Если же ты в полной мере и единолично овладел всей отраслью, начиная с извлечения нужных компонентов из земной тверди и заканчивая поставкой конечного продукта "за бугор", играться в наивные "роялти" и "дивиденды" становится не с руки. Начинается практика использования согласованных цен между предприятиями своей цепочки, результатом которой становится создание "точки прибыли" (точнее — извлечения прибыли) на территории с самым льготным налогообложением. Или же в точке сосредоточения наиболее значимых предпринимательских интересов.

Со всех остальных "территорий" денежные средства выводятся посредством обычных торговых операций, которые не ограничишь никакими Соглашениями об устранении двойного налогообложения.

О мелочности потуг Украины в этом плане свидетельствует хотя бы тот факт, что еще в недавнем прошлом такая практика в мировом масштабе называлась никак иначе как "колониализм". Центром реальной предпринимательской деятельности становилась "развивающаяся территория", а точкой извлечения прибыли — метрополия. И чтобы хоть частично исправить ситуацию, потребовалась "антиколониальная революция" под здравым экономическим лозунгом "Мы будем отныне торговать по справедливым ценам!". Чего по факту так и не случилось. Поэтому проблему офшорных территорий не стоит подменять радикальными политическими лозунгами. С их помощью можно только создать для одних пугало-страшилку, а для других — розовую юридическую мечту.

На самом деле большинство "офшорных территорий" поддерживает достаточно прагматичную налоговую систему "для внутреннего употребления". Жить на что-то нужно, и без налогов здесь никак не обойтись. Другое дело, что большинство этих территорий имеют природную льготу — расположены в теплых туристических краях, а заодно извлекают процент от финансовых средств, проходящих транзитом. Естественных затрат меньше, доходов — больше.

Можно позволить себе либеральное внутреннее налогообложение. А уж полную льготу в форме "ежегод ного регистрационного взноса" можно предусмотреть для нерезидентов, ведущих свою деятельность исключительно за пределами этой территории.

И такую логику можно понять: если субъект предпринимательской деятельности зарабатывает где-то за пределами этой территории, какие могут быть претензии местной власти на доходы с этих денежных средств? Скромная территория может быть вполне удовлетворена тем, что через нее проходят хотя бы деньги от "большого бизнеса".

Поэтому "офшорные юрисдикции" никто не спешит объявлять "исчадием зла" в общемировом масштабе. То есть максимум, в чем можно обвинить эту территорию, — что она не жадная, и поэтому не настаивает на налогообложении чужих доходов. А для остальных — вспомнить принцип, что доход должен облагаться налогом в месте своего возникновения. И если в этом месте не удается зафиксировать доход, а вследствие этого и забрать причитающуюся часть, в этом вина не офшорной территории.

Такой у вас внутри беспорядок. Поэтому большинство "развитых стран" борются как раз за удержание "точки прибыли" на своей территории, а не за последующий поиск этих финансовых средств на офшоре. Тогда в дополнение к Соглашению об устранении двойного налогообложения в игру вступает предложение о контроле "трансфертных цен" при пересечении границы. Достаточно бюрократическое, надо сказать, решение. Ибо строгих методов контроля ценообразования на свободном рынке пока не обнаружено. Спор "контрактная цена" против "таможенной оценки" из-за принципиального расхождения интересов сторон при отсутствии четких аргументов не является в большинстве случаев объективным.

По сути, каждый такой спор должен заканчиваться в суде, а реально он заканчивается на этапе, когда субъект предпринимательской деятельности просчитывает, выгодно ли ему судиться. Но даже в таком случае это не конец предпринимательской смекалки, и завтра "точка прибыли" переместится в те же офшорные места неким "бестоварным" способом, минуя эту самую таможню. Поэтому страны "европейской демократии" стараются поддерживать свои транснациональные корпорации в рамках исконной территории иными средствами "доброй воли", а не только "сильной руки".

Например, в их распоряжение "по звонку" предоставляется помощь торгово-экономических миссий, а там и требуемая международная поддержка в случае необходимости решения проблем. И тогда они понимают, что никакая "офшорная" структура в порядке благодарности аналогичную помощь не предоставит. Потому что нельзя сымитировать силу и мощь настоящего порядочного государственного аппарата. А параллельно в духе национальной справедливости от государственных подрядов отодвигаются компании с непонятной офшорной структурой собственности. Множатся законодательные требования о раскрытии реальных бенефициаров при заключении той или иной серьезной сделки, без чего она может быть признана недействительной.

Зато с самими "офшорными территориями" европейцы предпочитают разбираться лишь до уровня "согласия на предоставление информации при поступлении официального запроса" — не более того. Иначе "точку извлечения прибыли" никакими путями не удержишь и по миру не поймаешь. Свободный рынок, знаете ли. Все продается, все покупается. И поэтому большинство украинских банков в свое время не побрезговали приобрести акции кипрских компаний, поставив под сомнение вековые традиции украинской государственности.

Поэтому Соглашение об устранении двойного налогообложения — это, несомненно, хорошо, но неплохо было бы приложить к нему ряд дополнительных мудрых мыслей из опыта тех же "офшорных территорий": как справедливо собирать налоги со своих доходов и не зариться на чужие. Теперь короткий "неполитический разговор" о второй части фразы "Нам — единый налог!". Справедливости ради нужно отметить, что и эта часть фразы не указывает, что все мы — негодяи. Напротив, эксперимент с "единым налогом" вот уже 15 лет напоминает увлекательную игру — а, сколько же действительно готовы выложить из своего кармана рядовые граждане за право работать на этой территории? И следует признать, эксперимент протекает успешно.

Периодически планка "принципиальных решений" поднимается, а затем возвращается на приемлемую высоту. Ибо платить не хотят. То же "офшорное программирование" на личном профессиональном уровне никак не хочет уважать Украину с ее налогами. И вот вам очередное льготное предложение — налог на прибыль по ставке 5%. Заплатите хотя бы налог на доход и отчисления в Пенсионный фонд за себя любимого и не тащите свою "точку прибыли" в теневую экономику.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно