В ожидании контрабанды

Поделиться
Мировой опыт показывает: во времена экономического кризиса нужно делать все возможное для усиления национального производителя, который обеспечивает рабочие места, зарплаты и налоговые поступления в бюджет...

Мировой опыт показывает: во времена экономического кризиса нужно делать все возможное для усиления национального производителя, который обеспечивает рабочие места, зарплаты и налоговые поступления в бюджет. Попытка выжать из бизнеса все и сразу, не заботясь о долгосрочной перспективе отечественной экономики, — это путь, уже давно признанный в цивилизованном мире ошибочным. Впрочем, именно к таким «авральным» действиям все чаще склоняются депутаты проправительственного большинства.

Ситуация вокруг украинской табачной индустрии в этом контексте является весьма показательной. На прошлой неделе депутаты одобрили законопроект №4202, предусматривающий резкое увеличение табачного акциза — сразу в 2,5—3 раза.

Один из стабильных бюджетных доноров готовится пережить вот уже четвертое (!) кардинальное изменение фискальной политики со стороны государства. За это время налоговая нагрузка на сигареты, составляющие почти половину рынка, возросла почти вчетверо.

И это при том, что в декабре парламент принял закон №797, где предложен взвешенный и долгосрочный (вплоть до 2011 г.) план повышения акциза. В соответствии с законом ставки акциза возросли с 1 февраля, и должны были еще в этом году дополнительно вырасти с 1 июля.

Но инициаторы более радикальных подходов в фискальной политике не успокоились. Одни уже делили добавочные 3,7 млрд. грн., которые пообещали бюджету авторы законопроекта №4202, другие выслуживались, пытаясь получить очередной грант в западных фондах.

Антитабачные активисты ссылаются на Европу — дескать, там сигареты в несколько раз дороже. Но ведь там и доходы населения в несколько раз выше. Согласно исследованию GfК, Украина занимает предпоследнее место среди стран Европы по покупательной способности населения. И из-за нынешнего падения его доходов, из-за инфляции она и дальше будет только снижаться. Поэтому повышать сегодня акциз — это, по сути, пытаться переключить курильщиков на нелегальную продукцию.

Эксперты утверждают: если даже в первые несколько месяцев новый законопроект и даст определенный дополнительный доход, в долгосрочной перспективе его эффект будет просто убийственным: несколько тысяч утраченных рабочих мест, резкое снижение производства, а следовательно, падение поступлений всех базовых налогов и сборов.

Вместо легального производства будем иметь контрабанду сигарет из стран ближнего зарубежья (прежде всего России, Молдовы), а также отечественный теневой сектор, который пока что выпускает сигареты для контрабанды, но после повышения акциза направит их на внутренний рынок.

К сожалению, имеющаяся статистика только подтверждает эти печальные прогнозы. Резкое повышение акцизов в сентябре 2008 года привело уже в январе 2009-го к сокращению объемов производства на 1,7 млрд. штук. С другой стороны, объем контрабандных сигарет, задержанных пограничниками на украинско-российской границе при попытке их нелегального ввоза в Украину, вдвое вырос по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Комментарии

Сергей Терехин, председатель комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики:

— С 1 февраля этого года вступил в действие закон о повышении акцизных ставок на табачные изделия, но с трехлетним переходным периодом. Там также прописаны правила годовой индексации. Мне сложно сказать, почему появился законопроект №4202 и почему он попал в бюджетный комитет, а не в комитет по вопросам налоговой и таможенной политики. Возможно, потому, что в налоговом комитете у него не было перспектив прохождения. Ведь из-за предложенных изменений цены на табачные изделия у нас будут в более чем 20 раз выше чем в Молдове и примерно втрое выше российских. При таких условиях провозить контрабанду из России, и тем более из Молдовы, станет очень выгодно.

Виктор Пинзеник, экс-министр финансов Украины:

— У нас уже была ситуация, когда восток Украины был завален сигаретами с российской акцизной маркой. Мы курили и платили акциз в бюджет другой страны. При большой разнице в цене способов перекрыть каналы контрабанды нет. Постепенный подъем акциза — это правильное и допустимое решение, но нельзя переходить черту.

Когда я работал в правительстве, мы все делали постепенно. Можно идти на радикальные решения и кардинально увеличивать акцизы, но при условии, что они будут скоординированы с Россией, Молдовой и другими смежными странами.

Николай Азаров, экс-министр финансов Украины:

— Во время экономического кризиса подъем акцизов — это самая худшая экономическая политика. Вследствие этого будем иметь не дополнительные поступления в доходную часть госбюджета, а наоборот — ее потери. Это также приведет к тенизации целых секторов национальной экономики.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме