"Укрзалізниця" получила карт-бланш от международных инвесторов

Поделиться
Кредитование железнодорожной отрасли призывает подтолкнуть ее давно зреющее реформирование

На этой неделе "УЗ" осуществила выпуск еврооблигации на рынке международных долговых капиталов. Средства от выпуска облигаций пойдут на рефинансирование краткосрочной задолженности и на выполнение программы капитальных инвестиций.

Условия являются оптимальными для "УЗ": размер - 500 млн долл., срок погашения - 5 лет, процентная ставка - 9,5%. Организация выпуска облигаций была осуществлена крупнейшими иностранными банками - Barclays, Morgan Stanley и Sberbank CIB. А основные инвесторы, выкупившие облигации "УЗ", - инвестиционные фонды (68%), банки (25%), и хедж-фонды (6%).

"Результаты дебютного выпуска еврооблигаций "УЗ" можно считать серьезным успехом. Это стало возможным благодаря предпринимаемым в последнее время активным и последовательным усилиям по реформированию ж/д отрасли, повышению качества финансовой отчетности "УЗ", формулированию и реализации сбалансированной финансовой стратегии", - комментирует ситуацию Марк Магалецкий, старший банкир, руководитель сектора инфраструктуры и энергетики ЕБРР в Украине.

Однако для получения кредита "УЗ" пришлось приложить немало усилий и преодолеть два значительных негативных фактора.

Во-первых, "Укрзалізниця" - больше регулятор, чем субъект хозяйственной деятельности. Сложная корпоративная структура и правовой статус - наследие СССР. А одним из основных требований мировых финансовых организаций к "УЗ" для предоставления кредитов был ее переход в статус акционерного общества со стопроцентной государственной собственностью как часть процесса реформирования отрасли.

"Акционирование железной дороги позволяет установить более прозрачную структуру железнодорожного хозяйства, а шаги в сторону прозрачности в любом случае повышают инвестиционную привлекательность предприятия и позволяют привлечь частные инвестиции в отрасль", - отметила старший научный сотрудник Центра экономических исследований Ирина Коссе.

Речь о реформировании "Укрзалізниці" в структуру, ориентированную на рынок, ведется уже давно, однако после паузы (возникшей вслед за принятием соответствующих законов Верховной Радой) руководство "УЗ" приступило к рассмотрению плана по привлечению инвестиций. Нынешний руководитель Мининфраструктуры Владимир Козак в свою бытность гендиректором "УЗ" поставил эту задачу как приоритетную.

Во-вторых, с 2004 г. ни одной государственной компании не удавалось привлечь средства без государственных гарантий. В последний раз это произошло девять лет назад, когда НАК "Нафтогаз Украины" осуществила выпуск облигаций примерно на ту же сумму, что и "УЗ". Однако после кризиса 2008-2009 гг. у компании возникли сложности с выполнением обязательств перед западными инвесторами, в результате чего Кабмин перенес выплаты многострадального "Нафтогаза" на 2014 г. Таким образом был создан негативный прецедент дефолта государственной компании.

Иностранные инвесторы, весьма чувствительные к такого рода событиям, сделали выводы о нецелесообразности предоставления средств украинским государственным заемщикам, что значительно усложнило переговоры с инвесторами. "УЗ" пришлось демонстрировать не только свою кредитную историю, но и переубеждать мировое сообщество в кредитной истории государственных компаний из Украины.

Для начала переговоров об инвестициях "УЗ" привлекла международные рейтинговые агентства Fitch и Standard and Poor's (S&P). Оба они в прошлом году определили рейтинг "УЗ" на уровне В-, дав формальную возможность дебютного размещения еврооблигаций. Однако уже в 2013 г. S&P повысило кредитный рейтинг "Укрзалізниці" до уровня В (то есть аналогичному рейтингу Украины как государства), оценив прогресс в работе предприятия.

В итоге "Укрзалізниця" вышла на международный рынок как единый корпоративный заемщик, сумев привлечь облигации без гарантий со стороны государства, что в нынешних условиях является несомненным выигрышем для Украины. Финансистам "УЗ" удалось убедить инвесторов в том, что Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины, а также шесть железных дорог, находящихся под ее управлением, уже де-факто являются корпорацией - и это еще до юридического реформирования отрасли в акционерное общество (что к тому же положительно влияет на процентную ставку). И в этом свете дебют "УЗ" с еврооблигациями можно воспринимать как карт-бланш на дальнейшее реформирование.

"Сравнение результатов выпуска с аналогами в Европе и регионе, в т. ч. "РЖД" ("Российские железные дороги". - Ред.) и "КТЖ" ("Казахстанские железные дороги". - Ред."), наглядно показывают потенциал для развития "УЗ". Определяющим фактором в этой связи будут темпы и качество реформирования "УЗ" и ж/д отрасли в целом. Значительный прогресс в этой сфере был достигнут в 2011-2012 гг., что нашло свое отражение в принятии Программы реформирования и соответствующей законодательной базы и начале подготовки корпоратизации "УЗ". В последние же месяцы эти процессы замедлились", - замечает господин Магалецкий.

Для самой "Укрзалізниці" появление заемных средств в таком объеме можно считать удобным инструментом для решения сразу нескольких задач. А именно - модернизации инфраструктуры и обновления парка подвижного состава (что является на данный момент наиболее острыми проблемами отрасли), стимулирования реального структурного реформирования и, как следствие, поиска дальнейших перспектив кредитования на международных финансовых рынках с целью понижения процентных ставок по кредитованию.

Кроме того, успешное размещение еврооблигаций "УЗ" - это не просто получение большой суммы денег (кстати, инвесторы согласны были прокредитовать "УЗ" в размере до 1 млрд долл.), но и хорошая возможность диверсификации источников заемных средств, в которых "Укрзалізниця" столь заинтересована. Есть разница между кредитованием в отечественных банках (или у дочек иностранных банков) под 18% годовых в гривне или 12% в долларах и обслуживанием еврооблигаций. Да и сроки кредитования имеют немаловажное значение для ключевой отрасли экономики Украины и государственного объекта инфраструктуры.

Способствуя выпуску и покупая облигаций "УЗ", международные банки и инвесторы фактически прокредитовали ожидание реального прогресса в реформировании "Укрзалізниці". Но реальная реформа на железных дорогах невозможна без участия Кабинета Министров Украины, отвечающего за осуществление Национального плана действий на 2013 г. Плана, в котором, собственно, и заложены основные и необходимые шаги в преобразовании отрасли.

"В Национальном плане действий на 2013 г. предполагалось создать акционерное общество на базе "УЗ" в апреле текущего года, однако по состоянию на сегодняшний день этого не произошло. Новые сроки принятия данного решения и последующих действий остаются неизвестными, - говорит Марк Магалецкий. - Безусловно, реформирование такой сложной отрасли требует тщательной подготовки. С другой стороны, отрасль нуждается в срочных и масштабных инвестициях в модернизацию и развитие. Выпуск еврооблигаций - это хороший шаг вперед, который позволит решить целый ряд неотложных задач по финансированию первоочередных капитальных вложений и оптимизации кредитной задолженности. Будем надеяться, что последующие шаги не заставят себя ждать, и "УЗ" сможет выполнить не только свои отраслевые задачи, но и стать одним из локомотивов роста для экономики Украины".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме