На этой неделе "УЗ" осуществила выпуск еврооблигации на рынке международных долговых капиталов. Средства от выпуска облигаций пойдут на рефинансирование краткосрочной задолженности и на выполнение программы капитальных инвестиций.
Условия являются оптимальными для "УЗ": размер - 500 млн долл., срок погашения - 5 лет, процентная ставка - 9,5%. Организация выпуска облигаций была осуществлена крупнейшими иностранными банками - Barclays, Morgan Stanley и Sberbank CIB. А основные инвесторы, выкупившие облигации "УЗ", - инвестиционные фонды (68%), банки (25%), и хедж-фонды (6%).
"Результаты дебютного выпуска еврооблигаций "УЗ" можно считать серьезным успехом. Это стало возможным благодаря предпринимаемым в последнее время активным и последовательным усилиям по реформированию ж/д отрасли, повышению качества финансовой отчетности "УЗ", формулированию и реализации сбалансированной финансовой стратегии", - комментирует ситуацию Марк Магалецкий, старший банкир, руководитель сектора инфраструктуры и энергетики ЕБРР в Украине.
Однако для получения кредита "УЗ" пришлось приложить немало усилий и преодолеть два значительных негативных фактора.
Во-первых, "Укрзалізниця" - больше регулятор, чем субъект хозяйственной деятельности. Сложная корпоративная структура и правовой статус - наследие СССР. А одним из основных требований мировых финансовых организаций к "УЗ" для предоставления кредитов был ее переход в статус акционерного общества со стопроцентной государственной собственностью как часть процесса реформирования отрасли.
"Акционирование железной дороги позволяет установить более прозрачную структуру железнодорожного хозяйства, а шаги в сторону прозрачности в любом случае повышают инвестиционную привлекательность предприятия и позволяют привлечь частные инвестиции в отрасль", - отметила старший научный сотрудник Центра экономических исследований Ирина Коссе.
Речь о реформировании "Укрзалізниці" в структуру, ориентированную на рынок, ведется уже давно, однако после паузы (возникшей вслед за принятием соответствующих законов Верховной Радой) руководство "УЗ" приступило к рассмотрению плана по привлечению инвестиций. Нынешний руководитель Мининфраструктуры Владимир Козак в свою бытность гендиректором "УЗ" поставил эту задачу как приоритетную.
Во-вторых, с 2004 г. ни одной государственной компании не удавалось привлечь средства без государственных гарантий. В последний раз это произошло девять лет назад, когда НАК "Нафтогаз Украины" осуществила выпуск облигаций примерно на ту же сумму, что и "УЗ". Однако после кризиса 2008-2009 гг. у компании возникли сложности с выполнением обязательств перед западными инвесторами, в результате чего Кабмин перенес выплаты многострадального "Нафтогаза" на 2014 г. Таким образом был создан негативный прецедент дефолта государственной компании.
Иностранные инвесторы, весьма чувствительные к такого рода событиям, сделали выводы о нецелесообразности предоставления средств украинским государственным заемщикам, что значительно усложнило переговоры с инвесторами. "УЗ" пришлось демонстрировать не только свою кредитную историю, но и переубеждать мировое сообщество в кредитной истории государственных компаний из Украины.
Для начала переговоров об инвестициях "УЗ" привлекла международные рейтинговые агентства Fitch и Standard and Poor's (S&P). Оба они в прошлом году определили рейтинг "УЗ" на уровне В-, дав формальную возможность дебютного размещения еврооблигаций. Однако уже в 2013 г. S&P повысило кредитный рейтинг "Укрзалізниці" до уровня В (то есть аналогичному рейтингу Украины как государства), оценив прогресс в работе предприятия.
В итоге "Укрзалізниця" вышла на международный рынок как единый корпоративный заемщик, сумев привлечь облигации без гарантий со стороны государства, что в нынешних условиях является несомненным выигрышем для Украины. Финансистам "УЗ" удалось убедить инвесторов в том, что Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины, а также шесть железных дорог, находящихся под ее управлением, уже де-факто являются корпорацией - и это еще до юридического реформирования отрасли в акционерное общество (что к тому же положительно влияет на процентную ставку). И в этом свете дебют "УЗ" с еврооблигациями можно воспринимать как карт-бланш на дальнейшее реформирование.
"Сравнение результатов выпуска с аналогами в Европе и регионе, в т. ч. "РЖД" ("Российские железные дороги". - Ред.) и "КТЖ" ("Казахстанские железные дороги". - Ред."), наглядно показывают потенциал для развития "УЗ". Определяющим фактором в этой связи будут темпы и качество реформирования "УЗ" и ж/д отрасли в целом. Значительный прогресс в этой сфере был достигнут в 2011-2012 гг., что нашло свое отражение в принятии Программы реформирования и соответствующей законодательной базы и начале подготовки корпоратизации "УЗ". В последние же месяцы эти процессы замедлились", - замечает господин Магалецкий.
Для самой "Укрзалізниці" появление заемных средств в таком объеме можно считать удобным инструментом для решения сразу нескольких задач. А именно - модернизации инфраструктуры и обновления парка подвижного состава (что является на данный момент наиболее острыми проблемами отрасли), стимулирования реального структурного реформирования и, как следствие, поиска дальнейших перспектив кредитования на международных финансовых рынках с целью понижения процентных ставок по кредитованию.
Кроме того, успешное размещение еврооблигаций "УЗ" - это не просто получение большой суммы денег (кстати, инвесторы согласны были прокредитовать "УЗ" в размере до 1 млрд долл.), но и хорошая возможность диверсификации источников заемных средств, в которых "Укрзалізниця" столь заинтересована. Есть разница между кредитованием в отечественных банках (или у дочек иностранных банков) под 18% годовых в гривне или 12% в долларах и обслуживанием еврооблигаций. Да и сроки кредитования имеют немаловажное значение для ключевой отрасли экономики Украины и государственного объекта инфраструктуры.
Способствуя выпуску и покупая облигаций "УЗ", международные банки и инвесторы фактически прокредитовали ожидание реального прогресса в реформировании "Укрзалізниці". Но реальная реформа на железных дорогах невозможна без участия Кабинета Министров Украины, отвечающего за осуществление Национального плана действий на 2013 г. Плана, в котором, собственно, и заложены основные и необходимые шаги в преобразовании отрасли.
"В Национальном плане действий на 2013 г. предполагалось создать акционерное общество на базе "УЗ" в апреле текущего года, однако по состоянию на сегодняшний день этого не произошло. Новые сроки принятия данного решения и последующих действий остаются неизвестными, - говорит Марк Магалецкий. - Безусловно, реформирование такой сложной отрасли требует тщательной подготовки. С другой стороны, отрасль нуждается в срочных и масштабных инвестициях в модернизацию и развитие. Выпуск еврооблигаций - это хороший шаг вперед, который позволит решить целый ряд неотложных задач по финансированию первоочередных капитальных вложений и оптимизации кредитной задолженности. Будем надеяться, что последующие шаги не заставят себя ждать, и "УЗ" сможет выполнить не только свои отраслевые задачи, но и стать одним из локомотивов роста для экономики Украины".