В течение последующих 5—7 лет Крым планирует привлечь в туристическую сферу $1,5 млрд. при минимальных потребностях в $2 млрд. Предполагается инвестировать их в девяти территориальных зонах в 80 проектов. Ялтинская курортная зона является одной из приоритетных. На ее туристическую значимость обратили особое внимание испанские бизнесмены из двух провинций — Каталонии и Таррагоны. Они совместно с украинской фирмой «САМ» намерены вложить в туристическую инфраструктуру полуострова $5—6 млн. Партнеры договорились о реставрации отеля «Таврида» (в центре Ялты), который пострадал от пожара в начале 90-х годов.
Планируется за 2—3 года создать здесь фешенебельный комплекс de luxe на 100 мест. Со временем он вольется в одну из известнейших международных гостиничных сетей. «Таврида» — известный отельный комплекс, построенный еще в 1874 году. В нем отдыхали писатели, музыканты и художники России и бывшего СССР.
Испанцы не случайно выбраны в качестве партнеров в сфере модернизации отельного хозяйства Украины. Государство на Пиренеях — признанный лидер в планировании и строительстве морских курортов. Испанская делегация, в состав которой входили руководители банков из Каталонии, Таррагоны, а также с Андорры, представители торгово-промышленных палат двух провинций и отельного бизнеса, президент строительной компании «Лалар Реус», встречалась с вице-губернаторами областей, имела переговоры в президиуме Верховной Рады Крыма. Высокую оценку инициативе украинской фирмы дал министр туризма и курортов Крыма А.Таряник. «САМ» заинтересован в расширении отельной базы, поскольку ежегодно увеличивает прием иностранных туристов. В частности, в 1999 году было обслужено 2 тыс. туристов из США, Великобритании, Японии, Голландии. Иностранцев интересуют специализированные туры — для пилигримов, любителей спорта, рыбалки и охоты, а также круизы по Днепру и Черному морю. Большой популярностью среди иностранных гостей пользуются экскурсии, знакомящие с историей и этнографией Украины. Количество иностранцев, посещающих нашу страну, может резко возрасти, но при условии создания современной туристической инфраструктуры, а также изменений в государственной политике в сфере туризма. На это обратил внимание генеральный директор фирмы «САМ» Сергей Дудка.
— Украинский туризм пребывает в зародышевом состоянии. Он развивается благодаря усилиям отдельных турфирм, а также государственных чиновников, понимающих роль и хозяйственную значимость этой отрасли для страны. Сегодня емкость туррынка в Украине незначительная. А от него зависит объем предоставляемых услуг, прибыль турструктур, уплата налогов. К сожалению, государство не создает благоприятного климата для развития туризма. В июне 2000 г. Верховная Рада приняла закон об отчислении 10% налога с прибыли на сохранение культурного наследия. Его принятие идет вразрез с президентской программой уменьшения налогового пресса на субъекты предпринимательства. Будут ли турфирмы платить этот налог? Крупным туроператорам придется платить, а небольшие турструктуры будут скрывать полученную прибыль. В Украине, к сожалению, туризм относят к сфере отдыха, развлечений и культуры, а не к экономическому блоку, как в развитых странах Запада. Туризм должен и может давать значительный доход, обеспечивать рабочие места в стране.
— Что необходимо сделать, чтобы наши граждане отдыхали не за рубежом, а дома?
— Обратите внимание на Россию. В прошлом году она упразднила НДС на путевки, уменьшила стоимость железнодорожных билетов, и россияне быстро переориентировались с Крыма на Сочи. А что Украина не может установить льготный проезд для тех, кто едет отдыхать или лечиться по путевкам в летний период? Это уменьшило бы стоимость путевки. Необходимо повысить уровень обслуживания отдыхающих в наших государственных и ведомственных санаториях и пансионатах, чтобы они соответствовали международным стандартам? Поверьте мне, иностранцы интересуются возможностями украинских санаториев, расположенных в Крыму, поскольку в Украине, во-первых, стоимость оздоровления и лечения ниже, нежели на известных заграничных курортах. В то же время в некоторых санаториях установлено современное медицинское оборудование, а отечественные медики имеют высокую квалификацию.
Следует в самый короткий срок модернизировать гостиничную базу, построить комфортабельные отельные комплексы, разнообразить систему развлекательных мероприятий. Я думаю, наш совместный проект с испанцами — это только первая ласточка.
— Что, по вашему мнению, следует предпринять, чтобы повысить ответственность турфирм за результаты деятельности?
Необходимо создать условия, при которых фирмы клали бы деньги не себе в карман, а в кассу фирмы и платили обязательные налоги. Для этого нужно ввести спецпатенты, как это сделано во многих странах мира. Туристические операторы должны приобрести годовой патент — примерно $50—100 тыс. Если фирма уплатила такие деньги, то можно быть уверенным, что клиент не окажется в числе обманутых. На депозитах украинских турфирм должна находиться сумма не в 1000 долларов (кстати, $1000 никто не держит на счете), как сегодня, а более существенная. В цивилизованных странах, например, лицензия, приобретенная для работы по приему туристов за $150 тыс., является достаточным гарантом их финансовой ответственности.
Что касается турагентов, то они должны платить за получение патента в десять раз меньше. Тогда система в турбизнесе упорядочится и каждый будет заниматься своим делом.