По подсчетам специалистов, в один только день — 8 Марта — объемы продажи роз, гвоздик, тюльпанов и других цветов возрастают в шестьвосемь раз. Цветочный рынок — своеобразный барометр общества. Чем оживление идет торговля этим особым товаром, тем больше вокруг красоты, любви и уважения друг к другу.
— Лучшие в мире цветы, только что из аэропорта! — бойко рекламировала свой товар продавщица на базаре.
— Откуда розы-то? — интересуюсь.
— Из Голландии, вестимо, откуда ж еще, — ответила та.
Уверенность реализатора в том, что такие роскошные розы могут вырасти лишь за границей, побудила провести среди продавцов импровизированный опрос: откуда к нам завозят цветы? В первую очередь все называли Голландию. Упоминали Колумбию, Эквадор. Изредка — Индию, Испанию и другие страны. Даже в специализированном магазине на подобный вопрос ответили так же. Так бы и ушла в уверенности, что на цветочном рынке сплошь импортный продукт, если бы в разговор не вмешался человек, который доставляет цветочные партии.
— Не знаю, о какой Голландии вы говорите, но вот эти розы — «Аква», «Дуэт», «Свинг», «Вау», «Киви», «Иллиос» — точно выращены под Киевом.
Автор этих строк получила возможность проверить сей факт. Под строениями из стекла — около двух десятков гектаров. Современные теплицы для выращивания цветов — не то же самое, что их «помидорно-огуречные» сородичи. Розы выращивают не в земле. Грунт заменяет белая пена минеральной ваты. Вода и питание для растений в автоматическом режиме по специальным трубкам подается к каждому кусту отдельно — так легче соблюдать идеальную чистоту и создать соответствующий микроклимат. Таким образом здесь избавились от «тепличной» беды — переувлажненного и перегретого воздуха. Во всех уголках этого цветочного мира температура 20 градусов: полный комфорт для людей и растений. К тому же вентиляторы, разгоняя застоявшийся воздух, создают искусственный ветерок. Персонал расхаживает в безрукавках, хотя во дворе еще лежит нерастаявший снег.
Тепличный «городок» обслуживают 350 человек, которые специально обучались приемам ухода за цветами по самой современной голландской технологии. Первичный посадочный материал также импортный. Выращивание — отечественное. Главные фигуры производственного процесса — тепличницы. Специальность среди жителей расположенной неподалеку Калиновки, что в Броварском районе, весьма почитаемая. На предприятии полторы сотни работниц. Обязанности у них несложные, но ответственные: они следят за тем, чтобы у роз не было недостатка в воде и питании, формируют кусты, контролируют их рост и, наконец, собирают «урожай», подготавливая место для нового.
Процесс напоминает конвейер. Тепличница, собрав аккуратно срезанные растения, подает их в сортировочный цех. Бригада сортировщиц быстрыми, отработанными движениями отбирает розы по сортам, цвету, размеру и вертикально укладывает в специальные емкости с водой. Из сортировочной розы отправляются в холодильную камеру.
После обязательного предварительного охлаждения цветы можно отправить в розничную сеть или хранить в камере — до появления спроса, кстати, довольно длительное время. И всегда розы покидают территорию предприятия одинаково свежими, в «отличной форме». Это разительно отличает их от завезенных из-за границы «гостей», которым приходится совершать долгий путь.
Несвежий цветок никому не нужен. Это обстоятельство работает в пользу местных производителей. По мнению президента Союза украинских цветоводов Ирины Слободянюк, на протяжении последних лет отечественный цветочный рынок неуклонно прогрессирует. Конкуренцию импортерам цветов составляют развивающиеся, хорошо оснащенные украинские предприятия. Интерес к результатам их работы со стороны заграничных партнеров возрастает. К слову, в международной выставке по цветоводству, флористике и ландшафтному дизайну, проводившейся в Украине в минувшем году, приняли участие шестьдесят иностранных участников.
Выращивать цветы из импортного посадочного материала по современным технологиям мы научились. Дело за тем, чтобы идти дальше, всерьез занявшись селекцией. Работа эта затратная и дорогостоящая, но вполне по силам тем, кто за короткий период времени сумел довести качество выращивания цветов до уровня лучших мировых производителей.
Цветоводство — не только бизнес. Это показатель уровня культуры населения. В этом плане, полагает г-жа Слободянюк, важны и запросы населения к развивающейся отрасли, производители должны знать, на что ориентироваться.
К сожалению, опросы и исследования на «цветочную» тему в нашем политически озабоченном обществе — большая редкость. А они могло бы показать, что сознание наших продавцов и потребителей несколько отстает от быстро меняющихся реалий. Весомая часть цветов, включая самые экзотические сорта, уже не совсем голландские. Хотя страна, являющаяся мировым лидером цветочного бизнеса, действительно поставляет нам технологии и посадочный материал, непосредственным выращиванием цветов все больше занимаются отечественные производители. Их доля на рынке, по разным оценкам и с учетом «пиков» реализации, колеблется от 25 до 60 процентов и имеет тенденцию к возрастанию.
Подобрать цветы к определенному событию, составить букет или композицию — целое искусство, которым владеют представители еще редкой у нас специальности флористики. В ряде случаев вместо огромных дорогих букетов гигантских роз или орхидей лучше подарить небольшой цветок в горшочке, который не завянет, как срезанный цветок, а будет дальше расти и радовать своего хозяина.
Дарите женщинам цветы… И не ищите для этого поводов.