НАН Украины
25 марта 1998 года закончила свою работу всемирная выставка ЦЕ-БИТ-98, которая подвела итог годового развития мирового рынка информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Она же продемонстрировала растущую пропасть между развитыми странами мира и теми, которые только собирают крохи со стола сильных…
Для иллюстрации рассмотрим несколько броских материалов из пресс-релизов ЦЕ-БИТ-98.
…Современный типовой «шикарный» автомобиль содержит от 20 до 50 микропроцессоров: это намного больше, чем содержал «прилунявшийся» модуль с американскими астронавтами на борту.
…В прошлом году только в развитых странах было отправлено 2,7 триллиона сообщений электронной почтой: это в пять раз больше, чем отправленное количество всех писем в мире в этом же году.
…Суперкомпьютер 70-х выполнял 100 миллионов операций в секунду и стоил несколько миллионов долларов. Современный ноутбук, которым пользуются студенты в США, в два раза мощнее, а стоит всего 3 000 долларов.
…В начале 80-х стоимость хранения одного мегабайта равнялась 100 долларам, а сегодня - двум центам. Если бы библиотека Конгресса США не стала переводить книги и другие печатные материалы в электронную форму, то для хранения материалов, опубликованных только после 1990 года ей понадобилась бы книжная полка длиной 800 километров.
Приведенные примеры показывают глубокое проникновение ИКТ во все сферы человеческой деятельности. В развитых странах это явление так и называют «Глубокие вычисления».
Это микропроцессоры и массовая память, внутрифирменные сети и Интернет, повседневное «домашнее» использование ИКТ и цифровые библиотеки и многое, многое другое, что составляет понятие - «электронные услуги». Именно они-то и демонстрировались во всех 27 павильонах ЦЕ-БИТ-98.
«Скорость-цена-услуги» - таков основной девиз мирового развития и ЦЕ-БИТ-98. Любой из более, чем 7 250 предъявленных экспонатов допускался на выставку только в том случае, если он однозначно демонстрировал соответствие этим требованиям.
«Скорость» - означает, разумеется, скорость обработки информации, без чего «захлебнутся» самые важные процессы управления. «Цена» - есть цена, а вот «услуги» - качественно меняются чуть ли не каждый день.
Для иллюстрации современного понимания услуг рассмотрим еще одну подборку фактов из пресс-релизов ЦЕ-БИТ-98.
…В США на компьютерную диагностику состояния автомашин тратится более 100 миллиардов долларов в год. Это позволяет страховым компаниям экономить 38 миллионов долларов при инвестировании в ИКТ 400 000 долларов в год. «Скорость» обработки диагностируемых данных очень высока - в противном случае ни о какой диагностике не могло бы быть и речи. С другой стороны - такой услуги ранее вовсе не существовало - она «дитя» современных ИКТ.
…Уже 60 миллионов людей в мире используют Интернет, а к 2000 году эта цифра достигнет 500 миллионов. Рост глобальной сети Интернет привел к феномену «сетевой экономики» и породил целую систему услуг, которым несть числа.
…По всей Европе растет количество электронных магазинов (в США их так и называют «e-зины» по аналогии с e-почтой): в прошлом году через них прошло более миллиона продаж на сумму более 30 000 000 экю.
…Сингапур продемонстрировал на Це-БИТ-98 сеть, состоящую из 10 000 электронных магазинов самого широкого профиля.
…Amazon.com - этот книжный магазин существует только в киберпространстве Интернет, однако он содержит книг в 15 раз больше, чем самый большой реальный книжный магазин мира. Этот магазин открыт 24 часа в сутки и обслуживает на сегодня более миллиона заказчиков из 160 стран мира.
…Общий объем рынка электронной коммерции к концу тысячелетия достигнет 200 миллионов долларов.
…Электронный бизнес не только разовьет такие традиционные сферы, как внутрифирменное управление, но и такие необычные на сегодняшний день формы электронных связей, как «правительство-граждане» или «администрация-граждане». Правительство Валенсии (Испания) демонстрировало на ЦЕ-БИТ-98 первую версию подобной сети, объединяющей 18 удаленных деревень и позволяющую вести жителям этих деревень как сугубо административные, земельные и налоговые дела, так и осуществлять медицинское обслуживание сельского населения.
…Еще одно, возникшее благодаря Интернет, новое понятие - «дистантное обучение»; например, на ЦЕ-БИТ-98 Университет Атабаска из Канады демонстрировал полный перевод всех своих курсов на режим удаленного (дистантного) электронного обучения.
Нет больше студентов в университетском «кампусе» - все сидят по домам, изучают предметы по Интернет и по Интернет же сдают экзамены преподавателям.
…Канада предполагает перевести к 2000 году на дистантное обучение до 30% всех своих университетских курсов (кстати, и на самом ЦЕ-БИТ-98 для пропаганды «дистантного обучения» были проведены десять теле- семинаров, которые демонстрировали среды обучения, различные программно-аппаратные устройства, а также методы визуализации знаний - от вождения машин до медицинского обслуживания).
…В настоящее время суммарная скорость соединений с помощью всех маршрутизаторов в мире оценивается в триллион в секунду, что позволяет, практически соединиться «каждому с каждым».
Все это делает мир единым - по крайней мере потенциально информационно единым. В этом процессе принимают участие все. Например, знаменитая IBM активно работает с правительством США, Европейским союзом и правительствами всего мира для создания общедоступного продукта, который позволял бы надежно защищать и передавать данные как государственного, так и личного характера.
Но информация должна быть не только надежно защищена, но и легко понята. «Мультимедиа» - вот тот, уже достаточно хорошо известный режим представления данных на экране, который позволяет синтезировать звук и цвет, трехмерное изображение и текст. Все цвета радуги «мира мультимедиа» были представлены в специальных павильонах ЦЕ-БИТ-98 - от 8 до 12. Новостью в этой области был так называемый «потенциально распечатываемый документальный файл» (PDF), специального формата которого отныне будут придерживаться все разработчики мультимедиа. Он фактически синтезирует в себе весь существующий сегодня «разнобой» представления мультимедиа данных.
Всего же супер-новинками ЦЕ-БИТ-98 были признаны более половины всех экспонатов. Перечислим только сферы, в которых эти новинки используются: цифровые видеокамеры для параллельных портов компьютеров, электронные ценовые «наклейки» для супермаркетов, специальная 32-разрядная карта для языка Java, новые дисковые устройства накопления данных, специальная карта для трехмерной анимации, Inter Space - специальная система для работы в киберпространстве, трехмерная система планирования производства, специальные системы для современных презентаций, диктофон с последующим распознаванием речи и представлением текста на экране компьютера, энергосберегающие дисплеи, 200-мегабайтные дискеты, специальные переходные системы для Интернет телефонных линий.
Увидеть или разглядеть все эти диковинки нет никакой возможности, но для ознакомления с ними существуют специальные семинары и панельные дискуссии, о которых заявляется заранее. Кроме того, обо всем этом публикуются пресс-релизы, которые распространяются в пресс-центре. Существует электронная информационно-справочная система Ebi и система на основе Интернет GLOBIS. Существует, наконец огромный каталог. Короче, кто захочет - тот найдет. Но в принципе - ЦЕ-БИТ уже достиг «пределов роста». Это уже - глобальный сверхгигант.
Структура рынка ИКТ 1997-98 годов окончательно определилась в пользу сферы услуг: на европейском рынке они составляют 42% всего рынка при 9% программного обеспечения и 20% «железо».
Для сравнения - в 1996 году «железо» занимало на рынке 44%, тогда как услуги 35%, а программное обеспечение 21%. Феномен объясняется диверсификацией изделий. Например, из представленных в 1998 году 7 250 экспонатов собственно информационные технологии были представлены 1 461 экспонатом, а программное обеспечение 2 611 экспонатами - то есть продуктов стало больше, но они стали дешевле. А вот телекоммуникации в сумме с услугами, консалтингом и обслуживанием были представлены
1 255 экспонатами.
Общий объем европейского рынка ИКТ 1997-98 годов оценивается в 356 миллиардов экю. Рынок ИКТ показал в 1998 году 8%-й рост (в 1996-97 году - только 7,2% роста). Общий мировой рынок ИКТ оценивается в 1 триллион 225 миллиардов экю. США занимает на этом рынке 35% (в прошлом году 34%), Европа - 30% (и занимала 30%), Япония - 14% (в прошлом году 15%). То есть за прошедший год США практически отвоевали у Японии 1% рынка, что составляет 12 миллиардов экю - бюджет целой страны. «Четыре азиатские тигра» держат 4% рынка.
Все эти данные, равно как и основополагающие заявления высокопоставленных лиц, публикуются в специальном «Обзоре европейских информационных технологий» EITO, издаваемых организацией EUROBIT ЕС, председателем которой является Бруно Ламборджини. Какие же кардинальные решения европейской политики ЕС зафиксированы в обзоре 1997 года. Их два: Соглашение по ИКТ, которое снимает всякие тарифные барьеры в ЕС на распространение ИКТ и Соглашение об основных телекоммуникационных услугах, которое устанавливает определенное единообразие предоставляемых в ЕС услуг в сфере телекоммуникаций. Принятие этих соглашений сделало рынок ИКТ в Европе не только всеобщим, но и единым. Это сразу создало в странах ЕС необходимый инвестиционный климат: на 1997 год зафиксирован годовой прирост инвестиций в размере 9,6%
Разумеется, Европа неоднородна: первое место в темпах роста по-прежнему принадлежит Германии, второе делят между собой Англия и Франция, третье принадлежит Италии, а четвертое Испании.
Наши на ЦЕ-БИТ.
В этом году Украина отмечена в пресс-релизах растущим числом экспонатов: если в 1996 году мы привезли только 32 экспоната, то в 1997-м уже 39, а в этом году - 50 экспонатов, которые демонстрировались на двух различных стендах общей площадью 549 кв. метров. Из 75 стран-участниц Украина имела по числу экспонатов 15 место и 23 место по объему занимаемой площади. Однако эти количества и квадратные метры мало что показывают. Для сравнения: Япония была представлена только 43 экспонатами, хотя занимала площадь в 1 844 кв. метра!
Деление стендов Украины было вызвано тем, что первый стенд представляло Национальное агентство по информатизации, под эгидой которого собрались все здоровые силы государственного сектора. Второй стенд организовывал Фонд Глушкова, объединивший компании частного сектора, в том числе Институт прикладной информатики, VISICOM, HYTECH, TRION, ICS, VIMAS Technology, Multimedia systems, Media Magic, Atlant-1, Baltic Mercantile, Miratech, Elvisti. Спектр экспонатов был достаточно представителен и охватывал как программное обеспечение «мультимедиа», так и услуги Интернет. Надо сказать, что еще задолго до начала выставки, Фонд Глушкова разместил в Интернет соответствующую информацию, в которой были представлены все компании-участники. Результаты не замедлили сказаться. Посещаемость стенда была достаточно высокой, а интерес к экспонатам демонстрировал определенный коммерческий интерес.
ЦЕ-БИТ-98 завершился. И вот здесь-то и возникает основной вопрос: а нужен ли нам ЦЕ-БИТ? Нет, возможно мы ему и нужны - как-никак, а все же и информация «с мест», и квадратные метры есть кому продать... Но вот элементарное сравнение: если доля Германии в европейском рынке ИКТ составляет 24%, а все остальные страны «не члены ЕС» тянут вместе на 6% - тут невольно призадумаешься. В обзоре рынка ИКТ 1998 года Украина упоминается только один раз - в связи с числом «провайдеров» Интернет, коих у нее названо 3 (для сравнения в Словении их 123, а в Англии 490). Поэтому должна все же существовать какая-то стратегия или логика пребывания на таких супергигантах, как ЦЕ-БИТ. И речь здесь вовсе не о деньгах: «частники» тратят на то, что хотят.
Речь именно о «путях международной интеграции». Возможно - это должны быть международные или внутренние промышленные альянсы, возможно - инвестиционно-привлекательные программы развития малого и среднего бизнеса. Должна быть и система аналитического сопровождения последствий ЦЕ-БИТ для субъектов рынка, работающих в сфере ИКТ. В противном случае о его истинных результатах будут знать считанные лица, которым может будет и не досуг воспользоваться этими ценными данными.
Именно по пути стратегического использования своего присутствия на ЦЕ-БИТ-98 пошли в этом году страны Латинской Америки, которые выступили сообща с инициативой о проникновении на европейский рынок. Инициатива была выдвинута 60 компаниями из Бразилии, Колумбии, Аргентины и Чили. Для их обслуживания на ЦЕ-БИТ-98 был создан особый информационный Центр CITS и проведена специальная конференция AL-INVEST под эгидой Европейской комиссии для компаний малого и среднего бизнеса, заинтересованных в поисках партнеров и инвестициях.
Более глобальным примером использования ЦЕ-БИТ является стратегия либерализации европейского рынка ИКТ: практическое воплощение политических решений, продиктованных результатами многолетнего анализа результатов ЦЕ-БИТ. На самом деле, скорость и условия либерализации являются фундаментальными вопросами для достижения гармоничного и конкурентоспособного европейского рынка ИКТ, гарантии конкурентных цен и обслуживания высокого качества. Но анализ анализом, а решения необходимо внедрять в жизнь. Строго соблюдать решения Европейской комиссии по ускорению развития рынка и устранению монополий обязан EUROBIT - это, своего рода исполнительный орган. Без его решающих действий и активной работы Дирекции по конкуренции Европейской комиссии, «разноголосица» европейских стран до сих пор ратовала бы за протекционистские решения, более приемлемые для защиты национальных монополий и закрытых рынков.
Несмотря на то, что ЦЕ-БИТ - это ярмарка, но все же это не «ярмарка тщеславия» и в отношении Це-БИТ нам нужна соответствующая комплексная стратегическая политика рыночного толка. Прыгать через пропасть между нами и Европой все равно придется. Но нельзя перепрыгнуть пропасть за два прыжка.