Корреспонденты «ЗН» неоднократно рассказывали о различных аспектах создания трансконтинентальных транспортных коридоров и намерениях Украины участвовать в этих международных проектах. Сегодня о предстоящей вскоре международной конференции на эту тему рассказывает директор Национального института украинско-российских отношений при СНБО Украины, член-корреспондент НАН Украины Сергей Пирожков.
- Возглавляемый вами институт совместно с Фондом Ф.Эберта в первой декаде июня организовывает международную конференцию по проблемам безопасности транспортных коридоров в Черноморско-Каспийском регионе. Не могли бы вы, Сергей Иванович, подробнее рассказать о проблематике и задачах, которые предполагается обсудить во время конференции?
- Важным направлением стратегии экономического развития Украины является интеграция ее национальных транспортно-коммуникационных коридоров в транспортную евразийскую магистраль международного сообщества. Актуальность этого процесса усиливается в связи с необходимостью оптимизации условий реализации общего экспортно-импортного потенциала Украины, с учетом выгодной геополитической позиции страны, позволяющей рассматривать ее территорию в качестве региональной европейской макротранзитной транспорно-коммуникационной зоны. Дополнительным аргументом, требующим оперативной разработки сбалансированной программы развития транспортных коммуникаций страны, является освоение нефтегазовых месторождений Каспийского бассейна и возникающие в связи с этим маршруты транспортировки энергоносителей и сырья через систему транскавказских транспортных коридоров в Европу через территорию Украины.
Это основные причины, побудившие нас провести в Севастополе международную научную конференцию с участием политиков, экспертов и бизнесменов из стран Кавказа и Центральной Азии, Центральной и Восточной Европы, международных организаций с целью обсудить три основные группы вопросов: проблемы международного экономического сотрудничества в сфере развития инфраструктурно-транспортной системы энергопоставок; инфраструктурное обеспечение эксплуатации транспортных коммуникаций; комплексные проблемы безопасности функционирования транспортных коридоров.
- Варианты прокладки нефтемагистралей из Прикаспийского региона приобрели в последние годы статус и значение не только экономической, но и геостратегической проблемы. Это обстоятельство требует от всех участников макропроекта сосредоточить усилия по изысканию огромных материальных ресурсов, а также на разработке технологической и нормативно-правовой базы, которая, по мнению многих экспертов, пока еще не соответствует международным нормам. Как решается в Украине эта проблема?
- Ваше замечание справедливо лишь отчасти. Блок проблем, связанных с совершенствованием законодательной базы и технологическим обеспечением, создающих благоприятный режим прохождения грузопотоков транспортными коридорами Украины, приобрел за последние годы вполне артикулированное очертание. Нормативно-правовая и технологическая проработки схем транспортировки сырья и энергоносителей, грузовых и пассажирских потоков через территорию нашей страны нашли отражение в принятом Кабмином 4 августа 1997 года программном документе - «Концепции формирования и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров в Украине». Цель этой концепции определялась актуальностью разработки нормативно-правовой базы в области таможенных сборов, упорядочением графиков бесперебойного прохождения товарных и пассажирских потоков, созданием системы обслуживания всевозможных нужд для служб сопровождения. Необходимо было также учесть блок вопросов, возникающих при смене видов транспорта, условий аренды временных терминалов для хранения, надежной охраны товарной продукции и т.д. Иначе говоря, перед создателями концепции развития транспортных магистралей стояла многосложная задача: предусмотреть весь многоуровневый комплекс проблем по устранению препятствий для обеспечения оптимального режима функционирования всего совокупного комплекса транспортной системы государства, приведение ее в соответствие с международными стандартами.
Одним из важнейших принципов национальной концепции развития транспортной инфраструктуры Украины было то, что формирование системы норм экологической безопасности в существующей и формирующейся системах транспортных коммуникаций напрямую корреспондируется с системой правовых норм, принятых государствами международного экономического сообщества. Это обстоятельство значительно облегчает координацию и взаимосогласованность нормативно-правовой базы Украины с аналогичной системой, принятой в соседних странах, и тем самым обеспечивает ускорение процесса интеграции нашей страны в мировое экономическое пространство.
Концепция транспортно-коммуникационных коридоров была конкретизирована в «Программе формирования и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров Украины», утвержденной правительством 20 апреля 1998 года. При разработке этой программы были учтены базовые документы, выработанные юридической практикой стран ЕС, а также отечественный опыт, приобретенный в процессе трансформации национальной экономики в систему рыночных отношений.
Однако даже при достаточно высоком уровне методической разработки этого документа следует все же отметить, что в части усовершенствования принципов и норм безопасности, особенно экологической, он еще не обрел завершенного вида. Дело в том, что основные положения правительственной программы разрабатывались экспертами и специалистами Минтранспорта, которые в силу ведомственных ограничений не могли в полной мере учесть характер транспортировки энергоносителей, в частности, по трубопроводам. А, как известно, обеспечение экологической безопасности этого вида сырья достаточно специфично.
- На какие научно-практические результаты при обсуждении круга проблем, заявленных в работе конференции, рассчитывают ее организаторы?
- Организаторы конференции «Украина и проблемы безопасности транспортных коридоров в Черноморско-Каспийском регионе» надеются на комплексную оценку интересов государств, заинтересованных в международном сотрудничестве по развитию транспортно-коммуникационных коридоров, обозначить позицию Украины в этом сотрудничестве, определить роль Севастополя в практическом решении этих задач. Мы полагаем, что конференция будет способствовать подготовке рекомендаций по усовершенствованию нормативно-правовой базы и механизмов ее функционирования. Комплексный анализ проблемы необходим для активизации и координации усилий по созданию надежной и эффективной системы технологической защиты природно-хозяйственных ресурсов территорий стран, через которые будут проходить основные маршруты всех видов транспорта, обеспечивающей различные аспекты безопасности транспортных магистралей.
В современном мире тезис о том, что развитие экономики должно быть взаимообусловлено природоохранными мероприятиями, обретает все более реальное звучание и конкретное наполнение. Актуализация этого тезиса как структурообразующего принципа, определяющего концепцию глобального развития общества, экономики, производственно-технологических и социально-культурных сегментов представляется сегодня магистральным путем развития современной цивилизации.