Без преувеличения скажу: все жители Украины давно знакомы с изделиями с маркой чешских заводов «Татра». Ныне же - новое знакомство. На этот раз с продукцией украинско-чешского предприятия «Татра-Юг», в котором с нашей стороны партнером выступил также известный многим днепропетровский Южный машиностроительный завод. Первого ноября из его ворот вышел первый украинско-чешский трамвай, и теперь, во всяком случае, в недалеком будущем транспортная проблема начнет наконец-то разрешаться. Ведь еще до конца года партнеры выпустят на магистрали Украины десять новеньких трамвайных вагонов, а уже с 1995 года их будут выпускать по сто штук.
Появление нового совместного предприятия и его продукции имеет свою историю. Еще пять лет назад, упреждая возможную конкуренцию на украинском рынке, чехи выступили с предложением создания совместного троллейбуса. Работы начались, и сегодня харьковские двигатели и чешское электрооборудование проходят испытания на стендах заводов «Татра». Правда «Южмаш», с которым и предполагалось совместное производство, несколько опередил коллег и самостоятельно выпустил свой вагон. Хотя первоначальный проект не умер.
Теперь пришла очередь трамвая. Правда, первоначально чешская фирма «ИНЕКОН» с проектом совместной работы обратилась на Луганский тепловозостроительный завод. Луганчане (на мой взгляд опрометчиво) отказались от сотрудничества, заявив, что работают над созданием собственной машины. Однако, боюсь, что мы не скоро ее увидим, так как новая техника, известно, проходит очень долгий путь от разработок и испытаний до серийного производства.
«Татра-Юг» же решило пойти другим путем. Зачем заново изобретать велосипед (в даном случае трамвай), если он уже многие годы колесит в городах и Чехии, и Украины. Вместо создания нового вагона предложили пойти по пути лицензионного выпуска уже проверенного трамвая марки Т-ЗМ. Так родилась программа, рассчитанная на десять лет и разбитая как бы на пять этапов. Сначала наши рабочие и инженеры собирали трамваи на «Татре» и отправляли в Украину. Теперь первый вагон выпущен непосредственно в цехах «Южмаша» из комплектующих, присланных из Праги, и при помощи чешских же специалистов.
По проекту доля украинского завода в создании трамваев будет возрастать. До тех пор, пока все не будет делаться на «Южмаше», за исключением электрооборудования и тележек, которые по-прежнему будут поставлять из Чехии.
Теперь несколько слов об экономической стороне дела. Сегодня на мировом рынке Т-ЗМ стоит около 700 тысяч долларов США. Однако в силу различных причин вагоны «Татры-Юг» будут стоить более, чем на половину дешевле. К тому же потребитель - а это в основном управления горэлектротранспорта Украины - смогут покупать новые трамваи за карбованцы.
Так что счастливого пути, «Татра-Юг»!