По данным Государственной налоговой службы, дефицит госбюджета за январь-август 2012 сократился до 16,7 млрд. грн. Но, несмотря на положительную бюджетную динамику, достаточно сложная ситуация на внешних рынках (в частности, падение мировых цен на металл) может создать риски для доходов госбюджета в 2013 г.
Чтобы не повторить сценарий кризиса 2008-2009 гг., государству следует уже сейчас выработать стратегию, направленную на смягчение влияния рисков-2013 - как на госбюджет, так и на реальный сектор экономики. Соответствующая законодательная инициатива, которая совместила в себе усиление и фискальной, и стимулирующей роли налогов, была разработана специалистами Главной налоговой службы.
Что касается стимулирования, то тут речь идет о снижении ставок единого налога для отдельных групп упрощенной системы налогообложения. В июле 2012 г. эта система была фактически распространена и на средний бизнес, ведь предельная граница для годового дохода юридических лиц была повышена до 20 млн. грн. (для физических - до 5 млн.). Сейчас по этим двум новым группам «упрощенцев» запланировано снижение ставок единого налога и отмена ограничений по персоналу.
Что касается фискальной части, то тут запланированы изменения в конструкции системы акцизов на табачную продукцию. Сохраняется трехкомпонентная смешанная система акциза - адвалорная (процентная) часть, специфическая (фиксированная) часть и минимальное акцизное налоговое обязательство (минимум, ниже которого не может быть уплачена сумма акцизного налога с одной пачки сигарет). Но правительство вместе с налоговиками предложили сделать упор на последние два компонента, резко повысив «специфику» и «акцизный минимум».
Эксперты по вопросам здравоохранения уже положительно оценили законопроект как повышающий цены в основном на дешевые сигареты, которые являются наиболее доступными - прежде всего для подростков.
Кроме того, авторы законопроекта планируют получить в госбюджет дополнительно более 3 млрд. грн.
В последние годы доля акцизов в налоговых поступлениях госбюджета уже существенно возросла - с 9% в 2007 г. до 13% в 2012 г. В отличие от НДС и налога на прибыль, показатели которых из-за мирового экономического кризиса могут в будущем даже снизиться, акцизы будут оставаться стабильным источником налоговых поступлений. Ведь подакцизные товары имеют достаточно низкую эластичность спроса. Главный риск здесь - переход на нелегальную продукцию, о чем налоговики тоже позаботились, предлагая увеличение штрафов за фальсификат и введение за это ответственности производителей и продавцов.
Чтобы поддержать эффективность акцизной политики, необходимо решить некоторые вопросы, о которых и говорится в законопроекте. Первый - это льготные ставки, они, в частности, до сих пор существуют на акцизную продукцию «сигареты без фильтра». Сейчас акцизная нагрузка в твердых ставках на них в 2,5 раза ниже, чем на сигареты с фильтром. Потому и объем производства этой «льготной» продукции ежегодно растет примерно на треть.
Второй вопрос - адвалорная часть, наиболее благоприятная для разного рода «оптимизаций». Так, некоторые производители манипулируют ценами на сигареты, которые стоят более 7 грн. за пачку, путем сознательного занижения розничной цены и, таким образом, уменьшения платежей в бюджет от адвалорной ставки налога, которая рассчитывается в процентном значении от розничной цены. Соответственно, производители конкурируют между собой не за счет качества продукции, а за счет адвалорной ставки налога. Вместе с тем именно адвалорная часть налога расширяет «ценовую линейку» табачной продукции, - цены на дешевые и дорогие сигареты в Украине различаются примерно в десять раз. Для этого рынка - неоправданная аномалия.
Законопроектом №11285 предусмотрено увеличение удельного веса специфической ставки акцизного налога и минимального акцизного налогового обязательства с одновременным уменьшением влияния адвалорной ставки. Итак, от сегодняшней ситуации, когда минимальное акцизное обязательство уплачивается на сигареты, стоящие менее 7 грн. за пачку, мы придем к ситуации, когда минимальный налог будет взиматься со всех сигарет, которые стоят меньше 11 грн. И производители будут конкурировать не за счет налоговой нагрузки в цене (влияние адвалорной составляющей), а исключительно за счет качества товара, ведь с каждой пачки ценой менее 11 грн. будет взиматься фиксированная сумма налога. Столь удачная реформа акциза отразится на росте цены дешевых сигарет на 0,5-1,0 грн. (например, если сегодня одна пачка стоит 7,00 грн., то после введения законопроекта - 7,80 грн.), при этом государственный бюджет уже в 2013 г. получит гарантированные налоговые поступления с приростом около 1 млрд. грн., на уменьшение которых больше нельзя будет влиять «оптимизацией» цен.
Что касается дорогих сигарет, которые стоят свыше 11 гривен, - акциз с них также будет выплачиваться значительно больший, чем с дешевых сигарет. Впрочем, можно утверждать, что производители не станут прибегать к сознательному занижению цен, ведь в дорогом сегменте конкуренция ведется исключительно за счет качества продукции. Таким образом, состоятельные люди, которые курят дорогие сигареты, так и будут платить больший налог, нежели те, кто курит дешевые сигареты.
Предложенные изменения и соответствующий рост цены могут побудить повышенный приток контрабандной продукции в Украине, - впрочем, не следует преувеличивать ситуацию: во всех странах, откуда поступает в Украину контрабандная продукция, с начала 2013 г. будут увеличены ставки акциза. То есть цены на сигареты вырастут не только в Украине, но и в России, Молдове, Беларуси и др.
Показательно, что наше правительство в своих подходах к реструктуризации структуры акцизного налога берет за основу лучшие европейские практики. В прошлом году в Евросоюзе была принята директива №2011/64, по которой 20 стран-членов ЕС уже начали снижать адвалорную составляющую акциза. В частности, Дания и Мальта уже снизили ее почти на четверть, Нидерланды - закрепили на уровне 7,57%, Швеция, где уровень курения самый низкий в Евросоюзе, снизила адвалорную ставку до 1%, аналогичная ставка адвалорного налога действует в Дании. Германия же утвердила пятилетний план снижения адвалорного налога. Но при этом все страны Европы значительно увеличивают фиксированную часть акцизного налога. Во многих других развитых государствах - в США, Канаде, Японии, Австралии - действует исключительно специфическая модель акциза, которая вообще не зависит от цены. Таким образом гарантируется и высокая низкая цена на сигареты (и, соответственно, меньшая их доступность для подростков), и высокие поступления в бюджет (гарантированная фиксированная сумма акцизного налога с каждой пачки, независимо от ее стоимости).
Другим положительным аспектом законопроекта является трехлетний план повышения акцизов, который обеспечит предсказуемость хозяйственной деятельности предприятий и стабильность налоговых поступлений. Однако наше правительство - не первым из постсоветских стран приступило к таким планам. Например, в Российской Федерации, где, кстати, адвалорная ставка налога составляет 7,5%, уже существует утвержденный трехлетний план повышения акцизных налогов.
Третий вопрос - это вопрос «налогового опережения». Поскольку законопроектом предусмотрено, что акциз будет уплачиваться авансом, табачные компании уже не смогут насыщать рынок более дешевой продукцией перед очередным повышением акциза. По оценкам экспертов, в 2012 г. Государственный бюджет потерял до 1 млрд. грн. из-за применения схемы налогового опережения некоторыми компаниями-производителями.
В общем, из числа многих попыток правительства реформировать и улучшить налоговую систему этот законопроект можно назвать наиболее взвешенным и продуманным. Одновременно можно предположить, что авторы законопроекта в определенной степени недооценили положительное влияние предложенных норм для поступлений в бюджет, ведь удачная реализация положений по борьбе с фальсификатом и недопущение налогового опережения обеспечат несколько миллиардов дополнительных поступлений в Государственный бюджет Украины.