Едва ли не каждый житель Украины хотя бы раз в году ездит по железной дороге. По ней же передвигается порядка 80% промышленных грузов (450 млн. тонн ежегодно). Так что от состояния железнодорожных артерий без преувеличения зависит судьба всей экономики страны.
Сейчас «Укрзалізниця» начинает модернизацию путей сообщения. Вопрос не то что назрел, но даже перезрел. В прошлогодней аналитической записке для Совета национальной безопасности и обороны изношенность оборудования и технических устройств на железных дорогах страны оценивалась более чем в 55%, что почти вдвое выше критического уровня безопасной эксплуатации. Физический износ более четверти (26%) железнодорожных путей достигает 100%.
В ближайшие несколько лет предстоят огромные работы по приведению сетей в порядок. В первую очередь это касается рельсов и железнодорожных стрелочных переводов.
Причем, если о том, что поезда движутся по рельсам, знают все, то важный стрелочный сегмент куда менее известен. Между тем это — не только неотъемлемая составляющая железнодорожной инфраструктуры, но и значительно более высокотехнологичная, чем рельсы.
Стрелочные переводы сложны, подвержены отклонениям геометрических параметров и повреждениям в ходе эксплуатации, которая сопровождается высокими динамическими нагрузками. Все это предъявляет повышенные требования к надежности оборудования. Вдобавок тип стрелочного перевода должен точно соответствовать типу рельсов примыкающего пути.
На 22,5 тыс. километров украинских железных дорог свыше 49 тыс. стрелочных переводов. При этом около 7% (3,5—4,0 тыс.) из них должны ежегодно обновляться. Появление в процессе эксплуатации дефектов в таком оборудовании приводит к значительному ограничению скорости движения и падению пропускной способности дороги. В первую очередь это касается магистральных путей.
Требования к стрелочной продукции для подъездных путей промышленных предприятий (ГОКи, шахты, металлургические комбинаты, порты и т.д.) значительно ниже. Ведь тамошняя скорость передвижения да и грузопоток несопоставимы с магистральными путями.
Здесь основным критерием выбора стрелочного перевода того или иного поставщика часто является не качество продукции (обеспечение безопасности движения), а низкая цена. Именно поэтому в последние годы даже образовался «теневой» рынок переводов, бывших в употреблении. Переводы, демонтированные с железнодорожных путей, устанавливаются на пути промышленных предприятий.
Но все же основной, а для наиболее крупных клиентов и единственный источник — это поставки с заводов. Рынок достаточно конкурентен. Так, украинская продукция попадает на российский рынок, продукция наших соседей — к нам.
По оценкам экспертов, годовая потребность стран СНГ и Балтии в стрелочных переводах и комплектующих по стрелочным переводам выглядит следующим образом: Россия — около 12 тыс., страны Балтии — 200, Беларусь — 400, Кавказский регион — 150, страны Центральной и Средней Азии — 650, Украина — 4 тыс. Т.е. суммарно порядка 17,4 тыс. комплектов.
Как видно, с огромным отрывом с точки зрения спроса лидируют Россия и Украина. Даже не учитывая потребность в стрелочных переводах у наших северных соседей, суммарный объем спроса на эту продукцию остальных стран бывшего СССР равен 1400 единиц, что составляет лишь 36,5% от объема спроса на подобную продукцию в Украине.
Неудивительно, что и предприятия — крупнейшие производители этой продукции — расположены именно в России и Украине: по два в каждой стране. В России — это Муромский и Новосибирский стрелочные заводы. В Украине — Днепропетровский и, с определенной натяжкой, Керченский.
Потенциально наиболее емкий рынок — российский. Всего в эксплуатации там находятся свыше 200 тыс. стрелочных переводов, в том числе 54 тыс. установлены на главных путях.
Ежегодно в России нуждаются в замене 11,5 — 12,5 тыс. комплектов, из которых около 8 тысяч — в компании «Российские железные дороги» (РЖД). Расходы на содержание стрелочных переводов в общей доле всех расходов путевого хозяйства железных дорог РФ превышают 15%.
Кстати, аналогичная ситуация и в Украине.
Муромский и Новосибирский стрелочные заводы почти поровну делят российский рынок. Производственные мощности и объемы производства у них одинаковы и в совокупности соответствуют общим потребностям РЖД и других российских потребителей.
ОАО «Муромский стрелочный завод», расположенный в городе Муром Владимирской области, выпускает 6 тыс. комплектов в год. Кроме «Российских железных дорог», его продукцию приобретают российские (и не только) промышленные предприятия. Муромские стрелочные переводы экспортируются в страны ближнего зарубежья и на Ближний Восток. В Украину в последние годы стрелочная продукция муромчан не отгружается.
Главным конкурентом Муромского стрелочного завода в России является принадлежащий РЖД Новосибирский стрелочный завод. Основной потребитель новосибирцев — естественно, РЖД. На экспорт продукцию отгружают в Казахстан (200—250 комплектов в год), Беларусь (150—200), страны Балтии и Центральной Азии (50 комплектов). Последняя поставка стрелочных переводов в Украину в количестве 30 комплектов была в 2003 году.
Почти не составляет конкуренции муромскому и новосибирскому предприятиям ОАО «Кушвинский завод транспортного оборудования»: объем его производства незначителен.
Производство стрелочной продукции в Украине тоже выглядит вполне достойно. Ключевую роль играет крупнейший в нашей стране разработчик и производитель стрелочных переводов — ОАО «Днепропетровский стрелочный завод». Предприятие работает на рынке более 90 лет — его история началась еще с Екатеринославских стрелочных мастерских.
На сегодняшний день днепропетровцы — основной поставщик «Укрзалізниці», ведущий производитель стрелочных переводов для подъездных путей промышленных предприятий и метрополитенов. Здесь выпускают продукцию как для основных на наших дорогах рельсов типа Р65, Р50, так и для европейского рельса типа UIC 60.
Инженерно-технический уровень персонала конструкторского отдела ОАО «Днепропетровский стрелочный завод», а также техническая оснащенность производства позволяют предприятию удерживать ведущие позиции в СНГ в вопросах внедрения передовых технологий.
Практически полностью удовлетворяя внутренний рынок, днепропетровцы экспортируют свою продукцию в Россию, Беларусь, государства Балтии, Казахстан, Узбекистан, Сирию, вытесняя при этом российских конкурентов, осваивая новые рынки.
Прошлый год был успешным для предприятия. На 12,2% — до 221,97 млн. гривен — вырос объем реализации продукции, уровень рентабельности составил 7,3%.
Было произведено и реализовано 2607 комплектов стрелочных переводов. Предприятие к концу года практически не имело остатков нереализованной продукции.
По сравнению с 2005 годом предприятие резко, практически до уровня полуторамесячного оборота, сократило кредиторскую задолженность.
Второй производитель — ООО «Керченский стрелочный завод» — приобрел свою специализацию пять лет назад. В 2002 году, незадолго до начала процедуры банкротства собственники ООО «Керченский меткомбинат» передали самое ликвидное производство этого предприятия — магистральные стрелочные переводы для железных дорог — в ООО «Керченский стрелочный завод». Туда же были переданы устаревшее литейное и механо-кузнечное производства комбината.
До 2002 года стрелочное производство Керченского металлургического комбината специализировалось на выпуске стрелочных переводов для легких рельсов типа Р50, используемых металлургическими предприятиями. Процесс перехода затянулся, и только в 2005—2006 годах на заводе освоено несколько простейших проектов стрелочных переводов для магистральных путей.
В 2006 году в Керчи было произведено 395 комплектов переводов для промышленных предприятий, 490 — для «Укрзалізниці» и 318 — на экспорт в страны СНГ, то есть вдвое меньше, чем в Днепропетровске. Причем около трети — это переводы для рельсов с низкой нагрузкой. Так что в отдаленном будущем у молодого керченского завода имеются определенные перспективы, однако пока оно способно составить лишь номинальную конкуренцию днепропетровцам по части производства стрелочных переводов для железных дорог.
В заключение — несколько слов о перспективах рынка стрелочной продукции в двух крупнейших ее странах-потребителях на просторах бывшего СССР.
Увеличение украинского рынка в ближайшие годы на 3—5% в год возможно за счет поставок ремонтных комплектов на «Укрзалізницю», в том числе для выполнения невыполненных в 2006 году ремонтных работ. Здесь хорошие перспективы для днепропетровских производителей, так как спрос растет именно на скоростные переводы, выпускаемые только ими.
Днепропетровцы также имеют шанс составить серьезную конкуренцию Муромскому и Новосибирскому стрелочным заводам на рынках СНГ, да и в самой России. Мощность предприятия достаточна для полного насыщения внутреннего рынка и серьезной экспансии на внешние.
Судя по тем предложениям, с которыми днепропетровское предприятие выходит на российский рынок, ценовая политика украинских и российских производителей довольно близка. В последнее время продукция крупнейшего в Украине производителя стрелочного оборудования предлагается в РФ по ценам на 2—3% ниже, чем российские аналоги.
При более высоком качестве и определенных возможностях в плане дальнейшего снижения цены «Днепропетровский стрелочный завод» уже вышел в лидеры рынка стрелочной продукции в СНГ. Есть неплохие перспективы закрепиться в этой роли, тем более что в Днепропетровске освоили производство европейского перевода для рельсов типа UIC 60.
В общем, будущее украинского завода выглядит весьма оптимистично. Правда, рынок, как уже отмечалось, малоизвестный. Что не мешает ему оставаться одним из ключевых. От того, насколько надежно и эффективно он будет функционировать, напрямую зависит, с какой скоростью — и насколько безопасно — мы будем передвигаться по стране. Для сотен миллионов пассажиров, перевозимых в стране, это и есть самое главное.