Теперь не предприниматель пойдет в суд, а контролирующий орган будет доказывать в суде необходимость остановить деятельность предприятия
Минэкономразвития подал в парламент законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по минимизации противоправного вмешательства правоохранительных органов в хозяйственную деятельность и защиты права собственности". Этим документом министерство предлагает законодательно запретить чиновникам и контролирующим органам непосредственно вмешиваться в деятельность предприятий. Однако предприниматели, успевшие ознакомиться с документом, считают, что пользы от него бизнесу не так уж и много…
Принцип равенства
Законопроект содержит две ключевых идеи. Первая - практическая реализация принципа равенства полномочий государства и бизнеса, вторая - сужение возможностей использования рейдерских схем. Принципиальная особенность будущего закона заключается в том, что уже не субъект хозяйствования будет вынужден идти в суд отстаивать свою правоту, а контролирующий орган в судебном порядке доказывать, что деятельность предприятия нужно приостановить. Если закон вступит в силу, то эти ограничения распространятся практически на все министерства и органы местного самоуправления.
"Хорошая процедура, - говорит львовский бизнесмен Андрей Ионов. - Это мировая практика. Нельзя отдавать важные для бизнеса решения нашим чиновникам. Обязательно должна быть возможность судебной защиты". По его словам, сегодня в силу определенных обстоятельств "наезды" чиновников и проверяющих организаций разных уровней в Украине несколько ослабли. Власть многого не может себе позволить. Но эти права никуда не делись.
Об уровне вреда для бизнеса от неограниченных возможностей чиновников в апреле прошлого года сообщил исполнительный вице-президент Конфедерации работодателей Украины Алексей Мирошниченко: "По нашим подсчетам, в течение года государство теряет до 27 млрд грн от остановки деятельности предприятий контролирующими органами. Сегодня 44 учреждения могут остановить бизнес в Украине без решения суда. Потери от этого могут достигать 1 млрд грн в день. Согласитесь, это большие деньги". В тройке наиболее активных учреждений, по мнению работодателей, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, то есть пожарники, Госгорпромнадзор и Государственная фискальная служба.
Еще в 2012 году были обнародованы данные о незаконных поборах на строительном рынке. По подсчетам специалистов, в среднем за год строители тратили на взятки чиновникам не менее 8 млрд грн. Расходы на взяточников с квадратного метра законченного объекта строительства достигали 10-15% от его себестоимости. Например, при регистрации документов
в Минюсте тариф "составлял 10 долл. с каждого квадратного метра", - сообщал президент КСУ Лев Парцхаладзе.
Сегодня Минэкономразвития "созрело" до системных изменений. К такому шагу, судя по объяснительной записке, министерство побудило падение инвестиционной привлекательности Украины: "Одной из главных проблем является неправомерное вмешательство правоохранительных органов в деятельность хозяйствующих субъектов. Все это отбивает желание осуществлять инвестиции в украинскую экономику, вынуждает предпринимателей выводить капиталы за рубеж. Улучшение инвестиционного климата в Украине невозможно без минимизации противоправного вмешательства правоохранительных органов в хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов и усиления ответственности сотрудников правоохранительных органов".
Цель разработчиков законопроекта - ограничить возможности для коррупционного влияния контролирующих органов в сфере хозяйственной деятельности и установить, что решения о прекращении, лишении прав пользования, ограничении деятельности предприятий, временном запрете деятельности предприятий, выдаче разрешений на право пользования или аренды в ходе ведения бизнеса субъектами хозяйствования принимают исключительно суды.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Лесной, Водный, Земельный и Хозяйственный кодексы, Кодекс о недрах, Кодекс административного судопроизводства, а также ряд законов о здравоохранении, прокуратуре, защите прав потребителей, инвестиционной деятельности, охране труда и т.п.
Третий не лишний
По мнению управляющего партнера юридической компании Prove Group Владислава Кочкарова, этот законопроект - важный и серьезный сигнал от государства. В случае его принятия контролирующие органы и местные чиновники будут вынуждены действовать исключительно через суд. Только по его решению может быть ограничена деятельность предприятия. Законопроект четко направлен на защиту бизнеса. Однако полностью исключить влияние государства на бизнес власть не может, поскольку тогда и собственно государственная власть будет не нужна. Но теперь это вмешательство будет обоснованным.
Юристы в целом позитивно оценивают законопроект Минэкономразвития. Но вместе с тем считают, что некоторые его нормы неоднозначны, из-за чего сохраняется угроза административного давления, а потому нужны юридические механизмы защиты бизнеса.
В отдельных случаях контролирующие органы могут самостоятельно утвердить решение об ограничении деятельности предприятия, а суд - только подтвердить правомочность их действий. Именно из-за этого нюанса, считают специалисты, деятельность бизнеса может быть остановлена без решения суда. Так, инспекция по вопросам защиты прав потребителей может остановить отгрузку и реализацию товаров, которые, по ее мнению, не соответствуют требованиям нормативных документов.
Право самостоятельно останавливать работу субъекта хозяйствования оставлено и санитарно-эпидемиологической службе. Судебное рассмотрение заключения СЭС в первой инстанции может продолжаться около недели, а в случае подачи апелляции, срок рассмотрения которой проектом не регламентируется, процесс может затянуться еще на месяц. Кроме того, согласно проекту, апелляционное обжалование может проводиться в письменной форме, то есть без вызова сторон.
Законопроект дает надежду на преодоление еще одного позорного явления в Украине - рейдерства. Теперь в конфликте между государственным органом и предприятием появляется третье лицо - суд. Это должно гарантировать объективность и ускорить разрешение конфликта. Теперь главное, чтобы в новом законе, который может быть принят уже в этом году, не было "белых пятен" и статей, противоречащих одна другой. Он должен быть понятным каждому и максимально простым в применении.
Договариваться
c судьями
"Если до сих пор проверяющие находили какие-то нарушения, предприятия они практически не закрывали, - рассказывает предприниматель на условиях анонимности. - Наибольший козырь пожарников и санэпидемстанции - то, что сегодня более половины производств не имеют разрешения на начало работ. Раньше такое разрешение выдавали при условии соблюдения многих норм, которые физически и финансово были очень затратными. Поэтому люди запускали производство без разрешения, а когда приходили проверяющие, каждый искал "аргументы".
Если это была производственная компания, то они смотрели, соблюдены ли нормы техники безопасности, охраны труда, сангигиены, противопожарных правил и т.п. На крупных производствах пожарники, например, требуют устанавливать пожарные гидранты. А попробуй на такие площади провести воду, установить гидранты, пожарную сигнализацию и еще многое, если человек еще не знает, пойдет ли у него бизнес.
Как по мне, привлечение судов к разрешению конфликтов дает бизнесу больше возможностей защитить себя, но принципиально ничего не меняет. Власть хочет показать, что она что-то делает, но бизнесу от этого пользы не будет. Раньше бизнес вынужден был "договариваться" только с контролирующими структурами, а теперь предпринимателям дают возможность отложить решение их проблем на определенное время, а дальше придется договариваться c судьями".
Закон сегодня и завтра
Закон Украины
"О ветеринарной медицине"
Ст. 7. (Государственные органы ветеринарной медицины и их должностные лица) разрешает:
"ограничивать, запрещать или прекращать согласно законодательству хозяйственную деятельность юридических или физических лиц в случае нарушения ими ветеринарно-санитарных мер, установленных законодательством, если такие нарушения могут стать причиной непосредственной угрозы жизни и/или здоровью людей и животных".
Предлагается:
"обращаться с иском в суд об ограничении, запрете или прекращении согласно законодательству деятельности юридических или физических лиц в случае нарушения ими ветеринарно-санитарных мер, установленных законодательством, если такие нарушения могут стать причиной непосредственной угрозы жизни и/или здоровью людей и животных".
Лесной кодекс Украины
Ст. 30. Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных советов в сфере лесных отношений:
"Верховный Совет Автономной Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские, районные советы в сфере лесных отношений в пределах своих полномочий на соответствующей территории: передают в собственность, предоставляют в постоянное пользование земельные лесные участки на землях общей собственности соответствующих территориальных общиін, собственности территориальных общин городов Киева и Севастополя и прекращают права пользования ими".
Предлагается:
"передают в собственность, предоставляют в постоянное пользование земельные лесные участки на землях общей собственности соответствующих территориальных общин, собственности территориальных общин городов Киева и Севастополя, обращаются с заявлениями в суд для принятия решения о прекращении права пользования ими".
Закон Украины "О местных государственных администрациях"
Ст. 21. Полномочия в области использования и охраны земель, природных ресурсов и охраны окружающей среды:
"…Разрабатывает и обеспечивает соблюдение правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения питьевых, бытовых и других нужд населения, зоны санитарной охраны источников водоснабжения; ограничивает или запрещает использование предприятиями питьевой воды в промышленных целях.
Предлагается:
"…Разрабатывает и обеспечивает соблюдение правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения питьевых, бытовых и других нужд населения, зоны санитарной охраны источников водоснабжения; обращается с заявлением в суд о принятии решения об ограничении или запрете использования предприятиями питьевой воды в промышленных целях".