Под прикрытием лозунгов о борьбе с курением ревностные наполнители госбюджета и «грантоеды» принялись за методичное уничтожение отрасли.
Вот уже около года в парламент нескончаемым потоком текут однообразные законопроекты. Их авторы, несмотря ни на что, настаивают на очередном, как правило, значительном и немедленном увеличении акцизов на табачные изделия. И независимо от того, принят их законопроект или отклонен, они тут же навязчиво инициируют следующий. Но так не может быть бесконечно. Всему есть свой предел. Разогреваемые общественными организациями, «добросовестно» отрабатывающими предоставляемые им из-за рубежа гранты, народные депутаты, похоже, потеряли чувство реальности. Хотя им пора наконец поднять голову и осмотреться, чтобы понять, что же на самом деле происходит и к чему действительно приведет эта странная борьба с отраслью, которая сегодня обеспечивает своими налогами около 3% доходов государственного бюджета. А ну как эти деньги не поступят в результате таких популистских действий. Сомневаетесь? Забыли сказку о рыбаке и рыбке? И старуху у разбитого корыта тоже забыли? Тогда вспомните хотя бы, как лет десять тому назад такие же умники хотели одним махом откреститься от последствий кризиса 1998 года за счет резкого повышения ставок акцизов. Всего через несколько месяцев ставочки пришлось срочно снижать до такого уровня, который был ниже, чем до повышения. И даже после этого потребовалось несколько лет, чтобы восстановить объемы производства. Если бы тогда за эксперимент кто-нибудь ответил, может быть, сейчас другим неповадно было. В любом случае факты и цифры – штука упрямая…
Ломовая лошадь
Казалось бы, сколько можно? Вы только вдумайтесь, господа: на сегодняшний день сумма собираемого акцизного налога от производства в стране табачных изделий почти в три раза превышает размер акциза от производства отечественного спирта, вина и пива вместе взятых. Это, между прочим, официальная статистика ГНА за 2008 год. А за этим стоит кругленькая цифра. С учетом акциза на импорт она составляет 3,58 млрд. грн. Причем цифра эта не стоит на месте. По сравнению с 2007 годом она выросла в 1,5 раза, а в 2009 году ожидается еще двукратный прирост — до 7,3 млрд. Но вам хочется еще больше — для начала 11 млрд. грн. Неужели какие-то 3—4 млрд. делают погоду для людей, которых так занесло, что они всего год назад всерьез обещали и даже начали рассчитываться за долги некогда могучего СССР. Что из этого получилось – известно. Но что же будет с отраслью, если отдать ее на заклание популистов-экономистов и псевдоборцов с табаком? Поверьте, спрогнозировать это несложно, ведь все это мы уже проходили.
Вниз на саночках
Реальность такова, что отрасль уже пожинает первые плоды акцизной кампании второй половины 2008 года. В январе-феврале Госкомстат зафиксировал 8% спада производства по сравнению с прошлым годом. Остатки на складах нереализованных табачных изделий увеличились в 3 раза.
Добавьте сюда еще намерения авторов протолкнуть через парламент очередной радикальный законопроект
№ 4202 от 16 марта 2009 года, с помощью которого они собираются уже с 1 мая увеличить акцизный сбор сразу в 2,5 раза. Додумались до того, что теперь им подавай акцизный налог не только с готовых табачных изделий, но и с сырья, то есть самого табака. Какой-то акциз в квадрате получается. Что тут возразишь людям, которые забыли, что акциз — это налог, направленный на конечного потребителя. Как им доказать, что их предложение так же абсурдно, как и намерение взимать акциз не только с автомобиля, но еще и с каждой его составной части. Хотя идея сама по себе могла бы быть интересной для тех, кто предлагал получать дополнительный доход уже в столичную казну за счет взимания платы за установленные кондиционеры и тарелки спутникового телевидения, застекленные балконы…
Документ № 4202 уже зарегистрирован и принят за основу. После чего был тут же принят в первом чтении законопроект № 2110, фактически запрещающий выпуск сигарет без фильтра и сигарет в мягкой пачке. Его требование – обеспечить вкладыши в каждую сигаретную пачку – никак не согласуется не только с мировой практикой, но и с теорией. Но, что значительно хуже, оно никак не согласуется с техническими возможностями производителей. Ни у одного «небожителя», голосующего «за», не шевельнулась извилина в сторону предоставления производителям хотя бы какого-нибудь переходного периода для практического внедрения космических идей в реальном производстве. Действительно, зачем? Это ведь чужие проблемы. А дело депутатов – принимать законы.
В общем, ничего удивительного, что аналитики теперь прогнозируют сокращение производства сигарет минимум на треть. Пессимисты настаивают на более чем двукратном сокращении. И тогда от легально производимых 130 млрд. шт. сигарет останется 60 млрд.
Почувствуйте разницу
Самое неприятное, что пресловутые законопроекты льют воду на мельницу соседних государств, которые спят и видят 90-е годы прошлого столетия, когда чуть ли не каждая третья сигарета в Украине завозилась с их территории. Причина была банальной — значительная разница в ставках акцизного налогообложения. Кстати, одним из основных аргументов инициаторов нынешней акцизной кампании в Украине было утверждение о более низких, чем у соседей, ставках акцизного налога. Если и тогда можно было небезуспешно с ними поспорить по этому вопросу, то сегодня их карта бита: между ставками акциза в Украине и Молдове или России — бездна (см. табл.). Тем не менее инициативы антитабачников стали даже более бескомпромиссными. Похоже, их не интересует судьба отрасли, их даже не интересует госбюджет и здоровье нации. На кону – сугубо личные интересы, которые реализуются комсомольскими методами. Главное – выбрать подходящий лозунг, а все, кто его не поддерживает, — враги народа и прогресса.
Как бы ни отнекивались авторы законопроекта и их союзники, но в случае принятия документа № 4202 разница между акцизными ставками в Украине и России с Молдовой станет критической (см. табл.). Если сейчас специфическая (берется в твердых суммах с единицы реализованного товара) составляющая акцизного налога в Украине для сигарет с фильтром составляет 37,5 грн. за 1000 шт. (в РФ – 33,2 грн., в Молдове – 6,6 грн.), то с принятием очередных изменений она подскочит до 60 грн. Но это еще не все, потому что эффективная адвалорная составляющая акциза (в процентах от максимальной розничной цены) увеличится с 16 до 35%. Минимальная акцизная нагрузка достигнет 100 грн. за 1000 шт. (в РФ – 39 грн.).
Еще хуже обстоят дела в сегменте сигарет без фильтра. Нововведения увеличат специфическую ставку до 35 грн., что в 2,2 раза больше, чем в РФ, и в 10 раз больше, чем в Молдове.
Теперь о конкретных ценах. Уже сейчас в цене самых дешевых отечественных сигарет по 1,60 грн. за пачку заложены 50 коп. акцизного сбора, и акцизная нагрузка превышает 31% от максимальной розничной цены (МРЦ). В случае если депутаты поддержат законопроект
№ 4202 (проигнорировав ими же принятые Бюджетный кодекс, законы «О системе налогообложения», «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия»), акцизный сбор с такой же пачки сигарет превысит 1 грн., а акцизная нагрузка вплотную приблизится к 64% от МРЦ.
Шутка ли, если для пачки с нынешней стоимостью 3 грн. акциз возрастет с 1 грн. до 2 грн.? Вот такие аппетиты у борцов за быстрое решение бюджетных проблем. А ведь начинали с копеечек. Мол, копеечка-вторая ничего не решают для потребителя, а госбюджету — подспорье.
Жадность приводит к бедности
Думается, что предложения по выкачке денег из отрасли перешли грань допустимого. За этой гранью аналитики видят не только сокращение объемов легального производства, но и рост себестоимости продукции. Последнее повлечет потерю конкурентоспособности сигарет отечественного производства на внешнем рынке, потерю экспортных контрактов и валютных поступлений от них. Само собой не обойдется без сокращения рабочих мест в отрасли и у ее смежников, где сегодня занято около четверти миллиона человек. Естественным выглядит в этой связи сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет. Круг замкнулся.
Может, хоть здоровье нации будет в выигрыше? Цена — эффективный метод воздействия на потребителя, но плохой стимул, чтобы курильщик бросил курить. Не секрет, что так просто от пристрастия к курению не избавишь. Зато резкое подорожание заставит многих курильщиков переориентироваться на нелегальные сигареты, а это вряд ли добавит им здоровья. Теперь уже сомнений нет — низкую цену им обеспечит та самая разница в уровнях налогообложения с сопредельными странами. А еще местные умельцы. (Об этом читайте также в соседнем материале тематической подборки.) Кстати, весьма прибыльная контрабандная и контрафактная деятельность начала разворачиваться, не дожидаясь очередного решения Рады…
Комментарий
Валентина Хоменко, генеральный директор Ассоциации «Укртютюн»:
— О стабильности и прогнозированости украинского законодательства, регулирующего отношения в сфере производства и оборота табачных изделий, операторы рынка давно не мечтают, но в последнее время политика относительно налогообложения табачных изделий акцизным сбором даже не удивляет, а шокирует инвесторов.
Так, в 2008 году — с нарушением требований Закона «О системе налогообложения» и Бюджетного кодекса относительно сроков внедрения налогов — ставки акцизного сбора на табачные изделия повышались дважды — с 1 января и 1 сентября, а в текущем году они изменены с 1 февраля. Кроме того, в этом году предусмотрено еще одно повышение — с 1 июля. Несмотря на это, проектом закона «О внесении изменений в Закон Украины «О ставках акцизного сбора на табачные изделия» №4202 предлагается снова их увеличить — с 1 мая 2009 года.
Реализация указанного законопроекта в условиях кризисных явлений в экономике Украины, падение покупательной способности населения разрушит табачный рынок Украины, но никак не сократит потребление табачных изделий.
Расчеты же авторов законопроекта по поводу поступлений в Государственный бюджет Украины от акцизного сбора являются достаточно упрощенными. К тому же существенное сокращение объемов производства табачных изделий будет иметь как следствие уменьшение поступлений в бюджет от налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и других налогов.
Положения законопроекта направлены, скорее, на поддержку экономических интересов Российской Федерации и Молдовы, к тому же создают основания для нелегального производства табачных изделий в Украине, что приведет к криминализации отечественного рынка табачных изделий.