Сколько стоит вести бизнес в Украине

23 июня, 2017, 16:50 Распечатать Выпуск №24, 24 июня-30 июня

Только на уплату налогов украинские МСП  стабильно тратят около четверти годового дохода.

В 2016 г. вести бизнес в Украине стало дешевле, чем в 2015-м. Об этом говорится во всеукраинском опросе представителей малого и среднего бизнеса "Ежегодная оценка делового климата" (Annual Business Climate Assessment — ABCA). Исследование проводил Институт экономических исследований и политических консультаций в ноябре 2016-го — январе 2017-го в рамках Программы USAID "Лидерство в экономическом управлении".

Так, украинские предприниматели в прошлом году потратили в среднем 27,4 тыс. грн на соблюдение регуляторных требований. Это на 2,3 тыс. грн меньше показателя 2015 г. На что предприниматели израсходовали эти деньги? На официальные платежи, платежи юристам и посредникам, на экспертизу и оценку, а также на взятки и добровольные взносы ("прямые затраты"). Сюда мы включили и время, которое тратит предприниматель на прохождение регуляторной процедуры, — т.н. "косвенные затраты". В эту сумму входят затраты на государственную регистрацию, лицензирование, сертификацию, санитарно-гигиеническое регулирование и государственный надзор.

Среди прочего, по самой высокой цене бизнесу обходятся проверки государственными органами. Прекращение моратория на проверки, который "охранял" бизнес в течение 2014-го — первой половине 2015-го, увеличило долю малых и средних предприятий (МСП), ощутивших на себе бдительный глаз государства: в 2015 г. контролирующие органы проверяли 50% МСП, в 2016-м — уже 68%. Общая продолжительность всех проверок в течение года возросла на один день и составляла 15 дней, хотя частота почти не изменилась.

Количество МСП, для которых проверки закончились затратами, возросло: если в 2015 г. со штрафами, неофициальными платежами (т.е. взятками) или конфискованной продукцией сталкивались 40% МСП, то в 2016-м — 61%.

На фоне увеличения частоты затрат значительно уменьшилась сумма, которую уплатили МСП в ходе проверок: в среднем 33 тыс. грн в 2015-м и 22 тыс. грн — в 2016-м. Это прежде всего связано с "гомогенизацией" затрат — платежи, о которых сообщили МСП, больше уравнялись по размерам. Снизились неофициальные затраты.

Наиболее отягощающими для МСП остаются проверки Государственной налоговой службой. В 49% случаев такие проверки заканчиваются уплатой штрафов, в 5% —дополнительно уплатой неофициальных платежей. В 2015 г. эти показатели были не намного меньше: 43% и 4%, соответственно, так что мораторий не очень спасал МСП от сложных проверок. В среднем, на налоговые инспекции МСП потратили 27 тыс. грн, для половины МСП затраты не превысили 4 тыс. грн. Штрафы, которые платят предприниматели вследствие неудачных проверок, — очень разные и часто превышают меру вины. Предприниматели сообщают о штрафах, наложенных по невнимательности, ошибке при заполнении деклараций, из-за сбоя в самой системе. Часто это может сопровождаться злоупотреблениями со стороны налоговых инспекторов. Так, среди других проблем, связанных с налоговым администрированием, высокий размер штрафных санкций за ошибки является третьей по важности проблемой. Те МСП, которые проверяла ДПС, о них сообщают чаще. Кроме того, с налоговой связывают и такие проблемы, как отягощающие проверки, зависимость от желаний налоговых инспекторов, необходимость договариваться и платить взятки.

В положительную сторону изменилась ситуация с лицензированием: общая стоимость процедуры (включительно с косвенными затратами) в 2016 г. составляла свыше 13 тыс. грн против 14,7 тыс. в 2015-м. Это связано с сокращением срока получения лицензии до 24 дней (в 2015 г. — 36 дней). Но получить лицензию стало дороже: затраты в форме прямых платежей в 2015 г. составляли 6,8 тыс. грн, в 2016 — немного больше 7 тыс. грн. Ухудшилась ситуация и с неофициальными затратами: об их уплате сообщили 17%, тогда как в 2015 г. — 13%. Лицензировало свою продукцию или услуги в 2016 г. каждое третье МСП.

На оформление сертификата соответствия предприниматели в 2016 г. потратили 5,3 тыс. грн и
38 дней. В 2015 г. стоимость процедуры была выше и составляла 6,2 тыс. грн, тогда как продолжительность — менее короткой — 35 дней. Такие сертификаты получало каждое шестое МСП. Стало дешевле и гигиеническое заключение — 2,1 тыс. грн в 2016 г. против 2,7 тыс. грн в 2015-м. Получало его также каждое шестое МСП. Продолжительность процедуры при этом не изменилась.

Зато зарегистрировать или перерегистрировать бизнес в 2016 г. было дольше и дороже: в среднем предприятие должно было уплатить 380 грн и потратить 6 дней, тогда как в
2015 г. на это хватало 241 грн и 4 дня, соответственно. Общая стоимость процедуры составляла почти 2 тыс. грн (приблизительно 1 тыс. грн в 2015 г.). Несмотря на ухудшение, государственная регистрация является наименее проблемной сферой регулирования: об отсутствии трудностей здесь говорят 60% МСП.

Дополнительно много расходов предприятия идет на администрирование и уплату налогов. Так, для ведения налогового учета 51% МСП оплачивает работу в среднем двух бухгалтеров, имеющих полную занятость, 16% МСП — одного бухгалтера, имеющего частичную занятость, и 17% нанимают для этого посторонних бухгалтеров (в среднем один человек). Еще 20% предприятий ведут налоговый учет самостоятельно. Кроме работы бухгалтеров, руководство МСП вынуждено тратить дополнительно 9% рабочего времени на решение вопросов по налогообложению. На уплату налогов украинские МСП стабильно тратят около четверти годового дохода.

Положительные изменения в регуляторных процедурах отражает индекс изменений регуляторных процедур. Для этого индекса МСП сравнили изменения в условиях и процессах, связанных с прохождением регуляторной процедуры в т.г. и три года назад. Из всех сфер регулирования положительные оценки преобладают над негативными и не очень отличаются от индекса предыдущего года. Исключением являются вопросы, связанные с началом пользования помещений, где показатель в 2015 г. фиксировал ухудшение ситуации в долгосрочном сравнении и составлял –0,06, а в 2016-м, наоборот, возрос до +0,12 (по шкале от –1 к +1).

Наиболее положительно МСП оценили изменения в регистрационных процедурах (+0,59). Мы объясняем это, в том числе, и возможностью регистрировать бизнес или изменения через Интернет. Предприятия, осуществившие регистрационную процедуру онлайн, чаще подчеркивали упрощение. Также положительно оценили МСП изменения в ситуации с государственным надзором (+0,33).

Общий индекс изменений регуляторной среды в 2016 г. составлял +0,19 (в 2015 г. — +0,17). Индекс остается положительным, однако не показывает значительных улучшений в государственном регулировании относительно предыдущего периода. Стоимость ведения бизнеса в т.г. стала ниже, что связано прежде всего с уменьшением затрат вследствие проверок. Вместе с тем слишком частыми и отягощающими остаются проверки ГНИ, которые нередко сопровождаются сногсшибательными штрафами за даже незначительную вину.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно