СЪЕХАТЬ С ГОРКИ И НЕ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ТЫКВУ ХОТЯТ ЧИНОВНИКИ КАБМИНА И ГОСКОМСВЯЗИ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ПРОГРАММУ «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»

Поделиться
Похоже, проекту «электронное правительство» все-таки суждено появиться на свет. Причем в достаточно короткие сроки...

Похоже, проекту «электронное правительство» все-таки суждено появиться на свет. Причем в достаточно короткие сроки. Только за последние два месяца появились четыре документа Кабмина и администрации Президента по этому поводу. Каким будет это столь быстро развивающееся в недрах правительственных кабинетов «дитя», не наблюдаются ли патологии развития? Об этом мы попросили рассказать начальника управления стратегии развития информационных ресурсов и технологий Кабинета министров Украины Виктора Бондаря.

«Тоннельный эффект»

— Мы не отстаем от западных стран масштабно. Конечно, у нас пока нет такой телекоммуникационной базы, как, например, в США, Канаде, Германии, но, возможно, это и к лучшему. К примеру, в Канаде существует большая проблема: как объединить то, что было построено и создано разными государственными органами за последние 15 лет. Там долгие годы строились телекоммуникационные системы, причем, как правило, с использованием различных технологий, и в это же время создавались разрозненные базы данных, соответственно различное программное обеспечение. Как следствие, сейчас у них существует проблема состыковки систем, дополнительных разработок протоколов обмена информацией и т.д. В результате требуются затраты, в несколько раз большие, чем в том случае, если бы пришлось все делать заново. А делать все заново нельзя, потому что нужно обеспечить постоянную текущую работу. У нас же идеальные условия: можно создавать сразу правильные и грамотные решения. Есть возможность изначально унифицировать и объединить создаваемые сейчас отраслевые и региональные программно-технические комплексы. Сегодня у нас возникла уникальная ситуация, при которой Украина имеет все шансы оказаться в лидерах среди стран, внедряющих систему электронного правительства, — это так называемый «тоннельный эффект». Нам не нужно разрабатывать все заново, проходить весь тот путь, который прошли другие страны за 10—15 лет, тратить столько же времени и средств на разработку проектов: мы можем изучить их опыт, выяснить положительные и отрицательные моменты и сделать у себя даже лучше, причем в достаточно короткие сроки — за два-три года.

К слову

Постановления Кабмина № 3 и № 1302 за этот год по сути являются фундаментом для создания и внедрения первой очереди электронной информационной системы «электронное правительство». В них определены этапы внедрения системы и конкретные сроки их реализации. Так, до конца года планируется разработать и запустить единый правительственный веб-портал, интегрировать в него веб-сайты органов исполнительной власти, внедрить систему защиты информации. К марту должна быть готова концепция создания и функционирования системы «электронное правительство», подготовлена техническая и финансовая документация, предложения по вопросам нормативно-правового функционирования системы. Одновременно разрабатывается порядок информационного обеспечения веб-сайтов, в котором будет введено положение об обязательном наличии в каждом госоргане структурного подразделения, который будет отвечать за работу веб-сайта.

Наш Кабмин — самый передовой в Европе

— Этап, когда большинство госорганов создали первичную инфраструктуру, уже прошел. Например, в здании Кабмина создана единая сеть, выполненная по всем требованиям защиты информации, которая не имеет аналогов в Украине: 500 км спецкабелей, 18 коммутационных центров, интеграция с цифровой АТС, около 4 тыс. пользователей получили возможность одновременной работы в локальной сети, можно значительно повысить эффективность работы аппарата с помощью проведения видеоконференций и видеосовещаний. Наш проект в прошлом году был признан лучшим проектом года в Европе. В то же время правительство сделало и следующий шаг: внедрены системы контроля выполнения поручений, мониторинга обращений граждан, подготовки заседаний правительства, взаимодействия с Верховной Радой.

— Когда же заседания нашего правительства будут выглядеть как в России, где все министры сидят с ноутбуками?

— Планируем подойти к этому в следующем году. Чтобы министры во время заседания могли что-то эффективно использовать, нужна какая-то электронная база: масса информации, законопроекты, все экспертизы, заключения, согласовательные документы и прочее. Уже идет активная работа в этом направлении. К примеру, принятый на очередном заседании и прошедший регистрацию документ минут через 10 попадает на сайт Кабмина. Мы надеемся, что этот процесс будет происходить еще быстрее.

— Тем не менее, общаясь с министерствами, приходится пользоваться старым проверенным способом — бумагами. Скоро ли исчезнет «бумажная канцелярия»?

— Прежде чем запускать межведомственный документооборот, нужно опробовать хождение документов внутри здания, попробовать согласовывать документы по электронной версии, не бегая друг к другу с бумажками — то есть сделать экспериментальный документооборот. Через год можно будет попробовать ввести документооборот между министерствами. Возможно, не со всеми сразу — это дело не одного года, а только с тремя-пятью пилотными. Наверное, понадобится лет пять, чтобы связать таким образом все министерства и центральные органы. Сегодня даже проще сделать то, что больше интересует пользователей — веб-портал. Документооборот — дело очень ответственное. Можно только представить последствия, если из Кабмина по всем инстанциям пойдет неверный документ.

Три «клика» — и ты в курсе дела

— В Интернете уже «висит» сайт Кабмина. Разве не он должен стать основой для всех последующих преобразований?

— Сайт Кабинета министров будет полностью заменен и, скорее всего, к концу октября появится новый веб-портал. Его макет будет выполнен по принципу правительств Канады или Штатов. Когда человек зайдет на такой сайт, у него сразу появятся «окна»: «все для граждан Украины», «все для бизнеса», «для иностранных граждан», а дальше «здоровье», «труд», «работа» и так далее.

Новый веб-портал выступит в роли единой навигационной системы, которая позволит человеку с помощью трех «кликов» найти любую имеющуюся в сети информацию, поддерживающуюся госорганами Украины. Этот веб-портал будет как бы объединяющий. Скажем, лента новостей будет объединять все новости всех министерств, у которых появится новая обязанность: подавать в день две-три новости. Кроме того, к выходу портала готовится большое количество разной аналитики, материалов о государственном и региональном развитии. Появится геоинформационная электронная карта, привязанная к статистике и постоянно обновляющейся нормативной базе.

— Сможет ли любой пользователь, войдя в сеть, найти не только цифры и аналитику, но и полезную информацию: где и как уплатить госпошлину, перечислить деньги за коммунальные платежи, получить консультацию по поводу предоставления субсидии и так далее?

— Я думаю, за год-два мы эту ситуацию «раскачаем». Центральный узел, веб-портал, готов процентов на 80. На втором этапе — это ноябрь-декабрь нынешнего года — мы будем привязывать к нему все сайты центральных органов. На третьем — начнется интерактивное общение: форумы, опросы, обратная связь. И, наконец, на четвертом — оказание услуг населению через Интернет. Для этого необходим закон об электронной цифровой подписи и наличие у каждого пользователя карточки расчетных систем: включаешь дома компьютер, входишь на сайт, вводишь номер своей карточки, переводишь нужную сумму — и все!

На полпути остановиться невозможно?

— Сейчас и на легитимные бумажные запросы граждан не всегда можно получить более-менее вразумительный ответ. Предусматриваются ли какие-либо механизмы контроля ответов на электронные запросы? Причем важно ведь, чтобы не только был ответ как таковой, но и чтобы его дал ответственный чиновник.

— Электронный запрос — самая болезненная тема. Здесь опять-таки все упирается в закон об электронной цифровой подписи. Сегодня очень тяжело идентифицировать человека, приславшего такой запрос, даже при условии заполнения небольшой анкеты. Пока что многие не признают электронный документ именно по этой причине. В законе «Об обращениях граждан» сказано: должна быть только личная подпись. После легализации электронной подписи этот вопрос, я думаю, отпадет: приходит электронный запрос с подписью — мы его принимаем, регистрируем, а в случае возникновения конфликта пусть заявитель сам поясняет, как его подпись оказалась под этим документом. Естественно, в таком случае будет существовать контроль за ответами на электронные запросы граждан (он уже заложен в последних постановлениях), введена легитимность этих ответов.

— Далеко не все министерства занимаются постоянным обновлением информации, да и наполнение сайтов многих госорганов оставляет желать лучшего. Как планируется их стимулировать и контролировать?

— Контроль возложен на Госкоминформ. В последних постановлениях имеется перечень показателей, которые должны быть отражены на сайтах министерств, других центральных органов власти, областных и районных администраций. Имеется и форма контрольного документа — кто и как выполнил предписанное. Будем делать ежемесячную сводку и подавать ее на рассмотрение Кабмина как справочную. Когда все увидят, что процесс пошел, то даже самые отсталые начнут подтягиваться. Начнется движение, которое невозможно будет остановить. Это как съезжать с горки: вначале едешь медленно, а дальше на полпути уже практически невозможно остановиться.

К слову

Постановление от 29 августа нынешнего года также закладывает механизм контроля за обеспечением открытости в деятельности органов власти. В нем даны перечни показателей, которые в обязательном порядке должны находиться на сайте и по которым органы власти обязаны ежеквартально отчитываться в Госкоминформе. При этом в отчете придется указать не только наличие данных в рубрике, но и их объем и периодичность обновления. Любой пользователь, открыв сайт «родного» органа власти, должен найти на нем не только часы приема главы администрации, но также массу статистической информации, порядок регистрации и лицензирования отдельных видов деятельности, образцы необходимых для этого документов, показатели выплаты зарплат, денежного обеспечения, пенсий и стипендий, показатели расчета за энергоносители, ведомости об уплате местных налогов и сборов, коммунальных платежей, тарифы и льготы, перечень коммунальных предприятий района, правоохранительных органов, медучреждений, школ и многое другое. Проверяйте!

С другой стороны

Несмотря на то что последние правительственные документы «закрывают» некоторые вопросы, возникавшие доселе у специалистов, многие из них остаются без ответов. К примеру, без внесения изменений в закон «Об обращениях граждан» (об этом пока речь не идет) всякий чиновник имеет законное право не реагировать на электронные запросы — даже при легализации электронной подписи. Точно так же остается без ответа вопрос преодоления «цифрового неравенства», существующего в Украине, где всего около 1% населения имеет доступ к Интернету на домашнем компьютере. В документах, конечно, имеется пункт, предусматривающий решение проблемы, но реального четкого плана пока нет. Возможно, в правительстве полагают, что в первую очередь нужно создать единый веб-портал, наполнить его информацией, а уж затем заниматься вопросами доступа к нему населения. Но создание соответствующей сети, обучение граждан, в особенности пожилого возраста, также процесс весьма длительный, а с такими темпами (и ценами на связь) и через пять лет реально пользоваться интернет-услугами правительства смогут лишь 2—3% населения.

Существуют и другие опасения. В частности, связанные с созданием ведомственных баз данных: вряд ли они строились с учетом последующей интеграции в единый веб-портал. А значит, и нам грозит проблема унификации разрозненных информационных систем различных министерств и госкомитетов со всеми вытекающими из этого последствиями. По мнению директора Института информационного общества Олега Шевчука, «работа над документом под условным названием «Электронное правительство» невероятно формализована в различных министерствах и ведомствах, растянута во времени и пространстве, а потому уже с самого начала может оказаться недейственной». Чиновники, на его взгляд, не учитывают предложения общественных организаций и специалистов частных компаний при обсуждении законопроектов, входящих в программу «Электронная Украина» — «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документообороте», «О мониторинге», «О телекоммуникациях» и другие.

Словом, проблемы остаются. Недавно один из народных философов задался весьма актуальным вопросом: «Почему все постановления правительства в полночь превращаются в тыкву?» Конечно, Кабмин (некоторые его чиновники точно) пытается принять меры, чтобы и после «полуночи» программа «Электронная Украина» выглядела «золотой каретой», а не огородным овощем. Но вот удастся ли?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме