Роялти народному депутату

15 ноября, 17:26 Распечатать Выпуск №43-44, 16 ноября-22 ноября

Декларанты могут не догадываться, что в отдельных случаях роялти приводит к правонарушению, связанному с коррупцией

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Таковы суровые законы жизни. 

Или, говоря короче, жизнь диктует нам свои суровые законы.

Илья Ильф и Евгений Петров, "Двенадцать стульев"

В СМИ, Интернете и социальных сетях периодически появляется информация о роялти, которое получают народные депутаты Украины, городские головы и другие лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления. Полный их перечень приводится в пункте 1 части первой статьи 3 Закона Украины "О предотвращении коррупции".

Следует отметить, что роялти — это вознаграждение, выплачиваемое за использование произведений, знаков на товары и услуги (согласно ГКУ, знак на товары и услуги является торговой маркой), изобретений, полезных моделей и других объектов права интеллектуальной собственности, исчерпывающий перечень которых приводится в статье 420 ГКУ. 

Приведем несколько примеров декларирования роялти народными депутатами Украины VIII созыва и городскими головами. 

Народный депутат Украины Поплавский Михаил Михайлович задекларировал за 2018 г. роялти в размере 18 873 825 грн. Нематериальными активами народный депутат задекларировал авторские права на произведения, полезные модели, торговые марки, видеограммы. 

Народный депутат Украины Загорий Глеб Владимирович задекларировал за 2018 г. роялти в размере 11 727 248 грн. Нематериальными активами народный депутат задекларировал авторские права на произведения, полезные модели, изобретения, торговые марки. 

Народный депутат Украины Мысык Владимир Юрьевич задекларировал за 2018 г. роялти в размере 2 400 000 грн. Нематериальными активами народный депутат задекларировал торговые марки. 

Киевский городской голова Кличко Виталий Владимирович задекларировал за 2017 г. роялти в размере 4 942 422 грн. Нематериальными активами городской голова задекларировал торговые марки. 

Городской голова города КропивницкогоРайкович Андрей Павлович задекларировал за 2017 г. роялти в размере 18 047 435 грн. Нематериальными активами городской голова задекларировал торговые марки, промышленные образцы.

Считаю, что народный депутат и другое лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, обязан декларировать торговые марки, фонограммы, видеограммы и патенты, поскольку они являются его нематериальными активами. 

Следует отметить, что народным депутатам, городским головам, судьям, прокурорам и другим лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, не запрещается заниматься творческой деятельностью (п. 1 часть 1 ст. 25 Закона Украины "О предотвращении коррупции"), в результате которой могут появляться объекты права интеллектуальной собственности, и за использование которых выплачивается роялти. 

Однако декларирующие роялти декларанты, по моему мнению, не догадываются, что в отдельных случаях роялти можно квалифицировать как вознаграждение, полученное не от творческой деятельности народного депутата, городского головы, судьи, прокурора и других лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Если это так, то такой вид деятельности, по моему мнению, приводит к правонарушению, связанному с коррупцией.

Согласно статье 1 Закона Украины "О предотвращении коррупции",

"Правонарушение, связанное с коррупцией, — действие, которое не содержит признаков коррупции, но нарушает установленные этим Законом требования, запреты и ограничения, совершенное лицом, указанным в части первой статьи 3 этого Закона, за которое законом установлена уголовная, административная, дисциплинарная и/или гражданско-правовая ответственность". 

 Следует отметить, что за правонарушение, связанное с коррупцией, предусмотрена административная ответственность. 

Согласно статье 1724 Кодекса Украины об административных правонарушениях,

"Нарушение лицом установленных законом ограничений относительно занятия другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской и судейской практики, инструкторской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью — влечет за собой наложение штрафа от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией полученного дохода от предпринимательской деятельности или вознаграждения от работы по совместительству".

Однако санкции, предусмотренные частью первой этой статьи, прописаны таким образом, что конфисковать роялти невозможно, поскольку конфискуется только доход, полученный от предпринимательской деятельности, или вознаграждение от работы по совместительству.

Следует отметить, что роялти, получаемое народными депутатами, городскими головами и другими лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, не является доходом от предпринимательской деятельности или вознаграждением за работу по совместительству.

Для получения роялти лицу, уполномоченному на выполнение функций государства или местного самоуправления, достаточно заключить лицензионный договор. Для этого не надо заниматься предпринимательской деятельностью или работать по совместительству.

Конфискация роялти предусмотрена только в том случае, если на лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, в течение года было наложено административное взыскание за такие же нарушения (часть 3 статьи 1724 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Следует отметить, что у объектов права интеллектуальной собственности, являющимся результатом творческой деятельности человека, есть автор. 

К объектам права интеллектуальной собственности, имеющим автора, относятся литературные и художественные произведения, исполнение, компьютерные программы, компиляции данных (базы данных), изобретения, полезные модели, промышленные образцы, компоновки (топографии) интегральных микросхем, рационализаторские предложения, сорта растений, породы животных, коммерческая тайна (ноу-хау).

Эти объекты права интеллектуальной собственности являются результатом творческой деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

К объектам права интеллектуальной собственности, не имеющим автора, относятся торговые марки (знаки на товары и услуги), фонограммы, видеограммы, передачи (программы) организаций вещания.

Эти объекты права интеллектуальной собственности не являются результатом творческой деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

На мой взгляд, деятельность, в результате которой народные депутаты Украины, городские головы, судьи и другие лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, получают роялти за использование торговых марок, фонограмм и видеограмм, является правонарушением, связанным с коррупцией, поскольку нарушаются ограничения, установленные пунктом 1 части 1 ст. 25 Закона Украины "О предотвращении коррупции".

Считаю, что еще одним правонарушениям, связанным с коррупцией, является предоставление разрешения на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, в которых владельцем патента является лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, а автором изобретения, полезной модели и промышленного образца является другое лицо.

Такая ситуация возникает, когда народный депутат, судья и другое лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, получило, по договору, от автора изобретения, полезной модели и промышленного образца права на патент.

Таким образом, подтверждением того, что роялти является доходом от творческой деятельности лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, является авторство на объект права интеллектуальной собственности.

Однако, по моему мнению, даже при наличии авторства на объект права интеллектуальной собственности могут иметь место правонарушения, связанные с коррупцией, если лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, имеет к источнику дохода частный интерес, который может вызвать реальный конфликт интересов.

Согласно статье 1 Закона Украины "О предотвращении коррупции",

"частный интерес — любой имущественный или неимущественный интерес лица, в том числе обусловленный личными, семейными, дружескими или другими внеслужебными отношениями с физическими или юридическими лицами, в том числе возникающие в связи с членством или деятельностью в общественных, политических, религиозных или других организациях".

По моему мнению, конфликт интересов может иметь место, если лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления: получает роялти от юридического лица, владельцем которого являются члены его семьи; или является конечным бенефициарным владельцем (контролером) юридического лица; или занимало руководящую должность у источника дохода.

Следует отметить, что роялти может получать не только лицензиар, то есть лицо, владеющее нематериальными активами, но и лицензиат, то есть лицо, получившее лицензию на использование объекта права интеллектуальной собственности и предоставившее сублицензию на ее использование третьему лицу.

Это третье лицо является сублицензиатом и выплачивает роялти лицензиату, то есть лицу, уполномоченному на выполнение функций государства или местного самоуправления.

К сожалению, задекларировать такие имущественные права на использование объекта права интеллектуальной собственности лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, не может, поскольку в Декларации лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, это не предусмотрено. 

Для решения этой проблемы предлагается приравнять к нематериальным активам имущественные права на использование объектов права интеллектуальной собственности, внеся соответствующие изменения в пункт 6 части 1 статьи 46 Закона Украины "О предотвращении коррупции".

Считаю, что правонарушений с использованием объектов права интеллектуальной собственности будет значительно меньше, если выделять роялти отдельно по каждому виду объекта права интеллектуальной собственности, внеся соответствующие изменения в раздел 11 "Доходы, в том числе подарки" декларации лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

В нынешней декларации не предусмотрено выделение роялти за каждый вид объекта права интеллектуальной собственности, что не позволяет увидеть правонарушения, связанные с коррупцией, если роялти получено за использование разных объектов права интеллектуальной собственности.

По моему мнению, существует проблема с декларированием авторского права и сопредельных прав, поскольку народный депутат, судья, прокурор и другое лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, может каждую минуту создавать десятки фото и видео с помощью цифрового устройства, например смартфона.

В связи с этим возникает следующий вопрос: надо ли декларировать как нематериальные активы авторское право и сопредельные права на тысячи объектов авторского права и сопредельных прав, например на фотографические произведения и видеограммы?

Наверное, да. Однако практически это сделать невозможно.

Какой выход из этого тупика?

Предлагается разрешить декларировать как нематериальные активы авторское право и сопредельные права только на те объекты, за использование которых выплачивалось роялти и на которые выдано свидетельство о регистрации авторского права на произведение.

Считаю, что после прочтения статьи тысячи граждан Украины, которых коррупция просто достала, непременно зададут следующий вопрос: как выявить правонарушение с использованием объектов права интеллектуальной собственности?

Этим небезразличным гражданам Украины дадим рекомендации, которые позволят выявлять правонарушения, связанные с коррупцией.

Поскольку чаще всего правонарушения, связанные с коррупцией, осуществляются с использованием торговых марок и изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, авторами которых не являются лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, остановимся только на этих объектах права интеллектуальной собственности.

Сделаем несколько шагов к Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).

Шаг 1. Проверяется наличие свидетельства на знак на товары и услуги (торговую марку) или/и патента на изобретение, полезную модель и промышленный образец у лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.

 Для этого необходимо зайти в БД "Электронная версия аккумулятивного официального бюллетеня "Промышленная собственность" Украинского института интеллектуальной собственности (Укрпатент) и последовательно выбрать:

БД "Сведения о выдаче свидетельств Украины на знаки для товаров и услуг";

БД "Сведения о выдаче патентов Украины на изобретения";

БД "Сведения о выдаче декларационных патентов Украины на изобретения";

БД "Сведения о выдаче патентов Украины на полезные модели";

БД "Сведения о выдаче патентов Украины на промышленные образцы".

В поле "Владелец" ввести ФИО проверяемого лица.

В результате поиска обнаруживаются свидетельства и патенты, владельцем которых является проверяемое лицо.

Шаг 2. Для патентов на изобретение и полезную модель проверяется, является ли владелец патента изобретателем. Эта информация есть в библиографических данных патента.

Шаг 3. Для патентов на промышленный образец проверяется, является ли владелец патента автором промышленного образца. Эта информация есть в библиографических данных патента.

Шаг 4. Если в результате поиска будут найдены свидетельства на знак на товары и услуги и/или патенты, переходим в Единый государственный реестр лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и знакомимся с декларацией проверяемого лица.

Шаг 5. В разделе 10 "Нематериальные активы" декларации проверяется наличие задекларированных торговых марок, изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, которые были выявлены на шаге 1.

Шаг 6. В разделе 11 "Доходы, в том числе подарки" декларации проверяется наличие роялти и выясняется объект права интеллектуальной собственности, за использование которого выплачивается роялти.

Шаг 7. Проверяются связи лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, с источником дохода, указанного в декларации.

Для этого можно, например, воспользоваться Единым государственным реестром юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и гражданских формирований.

Шаг 8. Если окажется, что (1) в декларацию внесены не все свидетельства и патенты, выявленные на шаге 1; (2) роялти полученное за использование торговых марок, фонограмм и видеограмм и изобретений, где владелец патента не является автором (изобретателем); (3) имеет место связь с источником дохода, — то подается заявление в НАПК.

Завершая наше расследование, остановимся на коррупционных правонарушениях, которые могут иметь место в жизни лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, которому принадлежат имущественные права на объекты права интеллектуальной собственности.

 

Считаю, что если не решить проблему с декларированием в качестве нематериальных активов имущественных прав на использование объектов права интеллектуальной собственности и не ввести ограничение для декларирования авторского права на произведения и сопредельных прав, то лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, могут подпадать под действие статьи 3661 "Декларирование недостоверной информации" Уголовного кодекса Украины, согласно которой декларирование заведомо недостоверных данных в декларации наказывается штрафом от двух тысяч пятисот до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов, или лишением свободы на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 7 декабря-13 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно