Валерий Рудаков - председатель правления АТ «Реклама», которое выступило одним из инициаторов создания ассоциации предприятий «Реклама Украины». На общем собрании учредителей В.Рудаков избран ее президентом. Ассоциация является организатором выставки «Реклама-93» и «Реклама-94», проходившей с 1 по 5 ноября в Торгово-промышленной палате Украины.
- Валерий, готова ли Украина к тому, чтобы ее предприятия могли заказывать маркетинг, рекламу по международным стандартам?
- Да, сегодня уже есть такие предприятия. Правда, в подавляющем большинстве зарубежные, которые заказывают исследования, изучение настоящего рынка, теоретическое, классическое изучение, социологические; исследования. Есть и наши заказчики. Мало. Только появляются. Украина сегодня производит настолько мало, что рассчитывать на заказчиков...
- А в каких сферах производства в Украине больше всего заказов на рекламу, на исследования, на маркетинг?
- В основном это банковская деятельность. Продажа автомобилей. Сегодня - это продажа офисной техники, компьютеров. Вот круг заказчиков.
- А товары потребительского рынка?
- Учитывая то, что рынок не насыщен, исследования еще никто не заказывал. Пока мы все кушаем заграничное, третьесортное, без учета срока годности, купленное на распродажах и т.д.
- На какие средства проводится выставка?
- На средства тех организаций, которые являются участниками выставки. Это изготовители рекламы и средства массовой информации. Для украинских участников, благодаря нашему спонсору АТ «Финансы и кредит», чем взнос за один квадратный метр составляет $85, что все-таки меньше, чем взнос совместных предприятий и зарубежных участников. Среди всех выставок в Украине взнос для наших украинских фирм самый низкий. Кстати, выставка «Реклама-94» в Украине единственная в этой сфере деятельности.
- Много ли зарубежных участников?
- Десять. Три - «чистые» зарубежные предприятия: немецкая, итальянская, венгерская фирмы; остальные семь - совместные предприятия с участием россиян, голландцев, израильтян, канадцев. С Украиной десять стран принимают участие в этой выставке.
- Как вы относитесь к тому, что многие состоятельные фирмы у нас экономят на рекламе и в эфире, на телеэкране появляется некачественная, даже отталкивающая рекламная продукция?
- Несколько лет назад было пять организаций, которые занимались рекламой в полном смысле слова: быт-реклама, торгреклама, укоопреклама, Министерство культуры (наглядная агитация), внешторгреклама. Сейчас вся эта государственная структура разрушена полностью и создано очень много молодых организаций. В Украине около тысячи рекламных агентств, организаций появляются и пропадают. Идет освоение рекламного рынка. Многие считают, что здесь можно много заработать. Реклама сегодня единственная» развивающаяся отрасль экономики, если можно так сказать. В рекламу бросились люди, которые никогда этим не занимались и не знали, что это такое - отсюда такое качество.
- А как строятся отношения с государством?
- Никаких отношений. Никаких лицензий. Никто ничего не дает. Совершенно свободно. У вас в уставе записано, что вы будете заниматься рекламной деятельностью - а это записано, наверное, в 99 случаях из 100 - и вы занимаетесь или не занимаетесь. Кто как хочет.
- Как вы планируете перспективу? «Когда-нибудь все-таки все станет на свои места в государстве.
- Во-первых, учеба. На сегодняшний день практически учит Киевский университет (школа при университете). Единственные, кто делает это стабильно. Сейчас начала учить детей 9-11 классов наша академия детского предпринимательства, где есть курсы по рекламе. Все остальные, к сожалению, самоучки.
- У вас есть лобби в парламенте?
- Пока нет. Политического влияния, к сожалению, мы не оказываем. Мы сами, по собственной инициативе с предложениями в Верховный Совет. С разработкой варианта проекта закона о рекламе. После замечаний уже сделали второй вариант. Создана рабочая группа, сотрудничаем с комиссией Верховного Совета. Когда этот закон будет принят Верховным Советом - я не знаю. Антимонопольный комитет подготовил для Президента проект указа, который отражает некоторые аспекты. Он находится на рассмотрении. Если будет подписан - появится хоть какая-то точка отсчета по законодательству.
- Довольны ли вы представительством на выставке? Кого из участников в первую очередь вы могли бы рекомендовать украинским производителям? - На выставке представлены 38 организаций. Новичков почти нет. Все зарекомендовали себя как солидные партнеры. Выставка «Реклама-94» проходит на более высоком уровне и по техническому оснащению, и по подготовке. Участники - конкуренты друг другу, но сегодня это уже достаточно солидные организации, которые завоевали какую-то часть рынка. Надеемся, что к выставке «Реклама-95» мы уже придем с законодательной базой и заказчиков на выставке будет в несколько раз больше, чем участников.