Предложение, от которого трудно отказаться. Крупные европейские бренды охотятся за украинскими специалистами

28 сентября, 2007, 15:26 Распечатать Выпуск № 36, 28 сентября-5 октября 2007г.
Отправить
Отправить

Ситуация на отечественном рынке труда вызывает у специалистов все большие опасения. Некоторые ко...

Ситуация на отечественном рынке труда вызывает у специалистов все большие опасения. Некоторые компании Центральной и Восточной Европы, ощущая кадровый голод, принимают решение искать персонал в соседних государствах. Украина, не выдерживая конкуренции, продолжает терять кадровый потенциал. Даже при том, что зарплаты работников особо востребованных профессий возрастают ускоренными темпами, многие из наших соотечественников уезжают за рубеж. Дело в том, что тамошние компании имеют возможность платить в несколько раз больше, создавать лучшие условия для работы и жизни. В условиях обостряющегося демографического кризиса от решения кадровой проблемы во всех ее аспектах в решающей степени зависит уровень конкурентоспособности страны.

«Физики» и «лирики» меняются местами

Рынок труда в Украине неоднороден как в разрезе регионов, так и по спросу на профессии. Согласно данным крупнейшего украинского портала по трудоустройству Rabota. ua, наибольший спрос на кадры в столице. На закрытие некоторых вакансий он в пять раз превышает предложения рынка труда. Наибольшее количество сотрудников необходимо для Киева — 54% вакансий, размещенных рекрутинговыми агентствами. В Одессе этот показатель составляет 18%, в Донецке — 11, в Харькове — 10. В остальных мегаполисах и областных центрах — меньше 7%.

Самые востребованные на рынке труда — менеджеры по продажам, сбыту и закупкам — 10,6% от общего числа вакансий, экономисты и финансовые работники — 10,57%, программисты, тестировщики, системные администраторы — около 8%, инженеры, технологи, проектировщики — 7,4%. 61% резюме принадлежит мужчинам, 39% — женщинам.

Представители сильного пола проявляют особый интерес к сферам продаж —18%, информационным технологиям —16%, высшему менеджменту — 13%. У женщин на первом месте маркетинг и реклама — 19%, на втором — бухгалтерия (14%).

То, что отечественная система подготовки кадров вошла в противоречие с потребностями рынка труда, давно не является секретом. Работодатели сбиваются с ног в поисках инженеров и техников, программистов, рабочих высокой квалификации, а рекламные носители Интернета и СМИ переполнены невостребованными предложениями услуг от представителей гуманитарных профессий, работников низкой квалификации. В интервью корр. «ЗН» маркетолог портала Rabota. ua Виктор Закотий обратил внимание на то, что помимо топ-менеджеров в последнее время много выгодных предложений от работодателей получают руководители ІТ-проектов. Он объясняет это возросшей потребностью экономики в технических специалистах, владеющих организаторскими способностями.

За три месяца нынешнего года в наибольшей мере выросли зарплаты у веб-программистов и инженеров, соответственно на 76 и 93 у.е. В результате начальные заработки этих специалистов достигли 951 и 715 у.е. Вывод экспертов однозначен: технические специалисты получили рост доходов такого уровня, что есть основания говорить об осуществлении перелома на рынке труда. Программистам, инженерам, технологам, проектировщикам теперь могут платить в среднем больше, чем вчерашним фаворитам оплат, например, юристам, адвокатам, нотариусам. Показательно, что за три месяца предложения по зарплатам этой категории специалистов снизились в среднем с 751 у.е. до 703 и их уровень оказался ниже, чем у большинства представителей технических специальностей, все представители которых получили значительный рост доходов. Эксперты ожидают, что процесс таких изменений в рыночных предпочтениях будет нарастать, побуждая к пересмотру сложившейся системы образования и подготовки кадров, формирования персонала.

Не числом, а уменьем

Рынок труда, в зависимости от того, со стороны соискателя или работодателя на него смотреть, видится по-разному. Первые полагают, что предложений слишком много и привлечь к себе внимание сложно. Другие, наоборот, считают, что выбор очень уж ограничен. Взгляд со стороны убеждает: все дело в качестве кадров. По данным портала Rabota. ua, было выставлено чуть более 600 вакансий маркетологов. В то же время на сервере наличествовало свыше 1300 резюме этих специалистов, предлагающих свои услуги. То есть, на каждую вакансию приходилось более двух предложений. Казалось бы, их вполне достаточно, чтобы насытить потребности рынка. Но большинство запросов и предложений остаются неудовлетворенными. Может, процесс тормозится предложением слишком низких зарплат? Работодатели предлагают в среднем в месяц 1170 у.е., а средний ожидаемый уровень оплаты претендентов — 458 у.е., т. е. более чем в два раза меньше. Все дело в уровне профессионализма. Осознающие свою невысокую квалификацию претенденты готовы работать за более низкую зарплату, однако работодателей это не устраивает. Они согласны платить в два раза больше, но… профессионалам, которых, увы, на отечественном рынке труда отыскать все сложнее.

Тот рост зарплат, который наблюдается, слишком незначительный, чтобы отечественный работодатель мог составить конкуренцию западным корпорациям и фирмам, которые платят на порядок больше, к тому же предлагают более выгодные условия сотрудничества. Даже у, казалось бы, высокооплачиваемых программистов, за услуги которых конкурируют иностранные и отечественные фирмы, с учетом всех обстоятельств, доходы скромные. Начинающему программисту Java (без опыта работы) платят в среднем 400—500 у.е. в месяц. Если есть опыт работы, зарплата может составить 1500—2500 у.е. Конечно, цифры условные. Надо сделать скидку на то, что зарплата программистов зависит от их уровня и соответствия требованиям компаний. Но поскольку большинство таких специалистов приезжают в Киев из регионов, то получаемую ими казалось бы высокую зарплату ощутимо «съедает» плата за жилье, которая растет быстрее доходов. С учетом дороговизны столичной жизни прибывший из провинции программист ожидаемого благополучия не получает. И Киев зачастую становится для него очередной ступенькой для выезда за рубеж.

Дефицит кадров побуждает компании, особенно средние и мелкие, пересматривать правила, касающиеся возрастных предпочтений. Избавляясь от стереотипов, они проявляют интерес к сорокалетним, пятидесятилетним работникам, а также к пенсионерам. В ход идут последние кадровые резервы. Впрочем, процесс привлечения как совсем молодых, так и высоковозрастных кадров имеет положительное значение. Ведь таким образом преодолевается ненормальная ситуация, когда от рынка труда отсекаются категории работников, которые хорошо дополняют друг друга, поскольку у одних есть опыт и навыки, а у других — необходимость их использования.

Международный автомобильный холдинг «Атлант-М в Украине» реализовывает программу «Золотая молодежь», в ходе которой к работе с достойной для студента зарплатой в 200—300 у.е. в месяц привлекаются юноши и девушки с 17-летнего возраста. Ряд компаний ведет поиск кадров непосредственно в учебных заведениях, тратит средства на проведение в них олимпиад, соревнований за достижение лучших профессиональных результатов. Развивая такие связи, рекрутеры выявляют перспективных студентов и учащихся, привлекают их к сотрудничеству. Замечено, что даже за влияние на таких скорее потенциальных, чем реальных работников конкуренция возрастает. Когда кадровики крупной корпорации проводили на одном из факультетов столичного технического вуза олимпиаду, стремясь «застолбить» лучших выпускников, то им пришлось не только убеждать молодежь, но и «отбиваться» от конкурентов. Те не мудрствуя лукаво пытались использовать мероприятие, чтобы выставить соперников-работодателей в неприглядном свете, переманить будущих специалистов.

Исход кадров

В отличие от Запада, соседней России у нас кадровый бизнес в виде специализированных рекрутинговых агентств не получил широкого развития. Причиной, возможно, является исход квалифицированных кадров за рубеж и связанная с дополнительными трудностями поиска высокая стоимость услуг. Специалисты рассчитывают стоимость услуг агентства исходя из годового фонда оплаты труда требуемого работника. Она составляет в среднем 15—30% от его годового заработка, и речь идет о десятках тысяч у.е. По словам генерального директора международного рекрутингового агентства «Інтелект-праця-сервіс» Владимира Гежи, более 15 лет пребывающего на рынке подбора персонала, к такого рода услугам прибегают не более четверти отечественных компаний, в основном лишь в тех случаях, когда необходимо заполучить ключевого для ведения бизнеса сотрудника.

Высокие цены на рекрутинговые услуги обусловлены тем, что незанятых специалистов высокой квалификации (и не только особо востребованных топ-менеджеров) на рынке просто нет, для их привлечения необходимо проведение сложных операций, которые давно применяются в странах развитого рынка под красноречивым названием «охота за головами», или хедхантинг (head hunting). Работа эта тонкая, конфиденциальная, ведется таким образом, чтобы шеф и не подозревал, что его «надежду и опору» переманивают конкуренты. Впрочем, в Украине хедхантинг имеет свои особенности. Им в основном занимаются сами корпорации и фирмы, а не специализированные агентства (доля последних колеблется в пределах 1%). Да и кадровикам отечественных предприятий и организаций приходится не столько переманивать нужных работников, сколько заниматься удержанием их, защищаясь от посягательств на персонал. И не только от отечественных конкурентов. Крупные европейские бренды во всю охотятся за украинскими специалистами. По словам Виктора Закотия, западные агентства, пользуясь информацией украинских сайтов, делают нашим соотечественникам предложения, от которых, учитывая разницу в оплате труда, трудно отказаться. Высокая заработная плата — серьезный аргумент для людей востребованных профессий. Так, например, в Украине наибольшую заработную плату среди специалистов получают разработчики программного обеспечения — в среднем около 970 у.е. на начальный период. В свою очередь компании Millennium bank, Google, BAUER-ALTIS, Accenture и другие, ищущие персонал для работы за рубежом, готовы предложить украинским специалистам в несколько раз больше. Ясное дело, что сравнение уровня зарплат работает не на пользу отечественных работодателей. И не только для «голов». Рабочие хорошей квалификации на Западе нынче тоже в цене. Достаточно вспомнить о нехватке строителей в Польше, Португалии, Канаде.

Сложившаяся ситуация вынуждает украинские компании уделять особое внимание кадровым вопросам, управлению персоналом. В последнее время регулярно проходят открытые всеукраинские конкурсы и форумы, в которых принимают участие лучшие украинские рекрутеры, гости из соседних стран, а апробированный там опыт изучается в постоянно действующих школах, семинарах.

Конечно, противостоять кадровой экспансии все сложнее. Посредством индивидуальных усилий, лучших условий работы для высококвалифицированных специалистов можно защитить свои кадры. И даже переманить их у менее удачливых соседей. Но для того чтобы переломить ситуацию, усилий отдельных игроков на рынке труда недостаточно. Необходимы согласованные масштабные действия в масштабах страны — от внесения корректив в систему подготовки кадров до пересмотра экспортно-импортной политики, с тем чтобы ввозить в страну для увеличения рабочих мест технологии, а не готовые товары.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК