ПОМОЖЕМ ГОСУДАРСТВУ ВЫЖИТЬ ЕСЛИ ОСТАНЕМСЯ НА ПЛАВУ САМИ

07 июня, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 21, 7 июня-14 июня 2002г.
Отправить
Отправить

Взимание непомерных налогов — это путь, ведущий к разбою, обогащению врага, приводящий к гибели государства...

Взимание непомерных
налогов — это путь,
ведущий к разбою, обогащению врага, приводящий к гибели
государства.

Сюнь-цзы,
древнекитайский философ

Это высказывание мыслителя древности сразу пришло на ум после заявления министра экономики Александра Шлапака («Українські новини», 27 мая) о том, что Кабинет министров готовит законопроект, который «предусматривает возмещение НДС в упрощенном режиме при условии согласия предприятия-экспортера на реструктуризацию старого долга (со стороны бюджета)». Предложенный режим предполагает сокращение срока возврата НДС с четырех месяцев (со дня экспорта) до 30 дней для крупных компаний, которые экспортируют товары на сумму не менее 100 млн. гривен в год, не имеют текущей задолженности по налогам в бюджет и последние два года аккуратно платили налоги.

Напомним, урегулирование проблемы возмещения НДС экспортерам до конца этого года является одним из главных требований Международного валютного фонда для возобновления финансирования Украины. По данным Кабмина, на начало текущего года общая задолженность бюджета в части компенсации НДС составила 5,8 млрд. гривен, в том числе просроченная задолженность — 2,1 млрд. гривен.

Почему же ситуация стала настолько плачевной? Любой юрист знаком с понятием «виктимного» поведения жертвы, которое зачастую провоцирует преступника. В нашей экономике «виктивным» является по сути каждый налогоплательщик, который имеет право принимать меры по уменьшению (в пределах дозволенных законом) своих налоговых обязательств, но не использует его. Естественно, налогоплательщик вправе уменьшать «ущерб», причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми законом способами. Легальная оптимизация налогов основана на двух путях: 1) использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета; 2) использовании коллизий и несовершенства нормативных законодательных актов. Что лучше?

Рассказывает Петр Шарафетдинов, член Ассоциации менеджмент-консультантов: «Оба пути непростые и в совокупности требуют введения на предприятии так называемого налогового планирования. Планирование — это выбор между различными вариантами осуществления деятельности предприятия и размещения его активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Причем нужно быть готовым к тому, что в результате вас будет ожидать суд. Ведь по сути в этом случае начинаются игры на грани фола с государственными налоговыми органами». Естественно, возникает вопрос: «При каких же условиях такие опасные игры становятся целесообразными?»

Считается, что необходимость налогового планирования зависит от величины налогового бремени. Все просто: a=b/c х 100% , где a — это самое бремя; b — налоги, начисленные за отчетный период; c — объем реализованной продукции. Если «a» не превышает 20%, то можно обойтись четким ведением бухгалтерского учета. Если немногим более, то налоговое планирование нужно делать частью общей системы финансового управления и контроля. В этом случае уже необходима разработка схем реализации типовых, крупных и долгосрочных контрактов, использование внешних консультаций. Если налоговое бремя превышает 45%, то налоговое планирование становится одним из важнейших элементов управления деятельностью предприятия или организации. Тут потребуются наличие специально подготовленного персонала и организация его тесного взаимодействия со всеми службами компании. Потребуются также налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций.

С учетом конфиденциальности (налоговая служба не дремлет!) конкретные схемы и успешные примеры очень редко становятся достоянием СМИ, хотя в Интернете по данной тематике можно найти массу различной информации и даже контактные адреса тех, кто организует «партизанскую войну» с налоговиками. Эта же информация распространяется на бухгалтерских семинарах и курсах, среди клиентов аудиторских и юридических фирм. И все же только для небольшой части компаний проблема минимизации решена. К примеру, лишь немногим экспортерам удается справиться с возмещением им НДС за счет «переброса» этого налога на компании, платящие этот же НДС при импорте или обычной хоздеятельности. Тем же, кто не попал в число избранных, приходится своими налогами пополнять бюджет и за себя, и за «того парня».

— Пусть это законно, — скажут скептики, — но справедливо ли это? Морально ли по отношению к бюджетникам, детям, пенсионерам?

Однозначного ответа нет. Известно только, что на Западе налоговым планированием занимаются все крупные компании и тысячи консалтинговых фирм. И их бюджетники от этого не страдают…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК