Розничная торговля в Польше, претерпевшая за пару последних десятилетий существенные трансформации, закладывает новый крутой вираж в своем развитии. Дорога от социалистической системы борьбы за товар в светлое царство битвы за покупателя, проторенная самоотверженными «челноками», привела к традиционной для западного образа жизни сегментации бакалейного рынка. Из общего количества торговых точек на принадлежащие крупным торговым сетям приходится не более 2%. Однако именно через них осуществляется 37% продаж бакалейных товаров. Не менее 20% при этом приходится на долю гипермаркетов, количество которых возросло в стране с 22 в 1998 году до 264 в 2005-м. Правда, в прошлом году темпы увеличения их количества затормозились — за год в Польше было открыто только 37 новых торговых мегазалов (против 41 в 2004 году). Более того, сократился и средний размер торговых гиперплощадей, которые еще не так давно стремились к 5500 квадратных метров, а ныне тяготеют к 2000.
Тем не менее авторы обзора, опубликованного в Polish Market Review, считают, что эра гипермаркетов в Польше не закончилась. Они по-прежнему останутся наиболее динамично развивающимся сектором розничной торговли, правда, при этом несколько поменяют свой формат.
На данный момент на тысячу поляков приходится 111 квадратных метров торговых площадей, что значительно ниже среднего по ЕС уровня в 171 квадратный метр. Поэтому Польше еще долго предстоит оставаться лидером по темпу роста этого показателя на континенте. Правда, варшавский и краковский рынки уже практически близки к насыщению. Зато в центре внимания крупнейших операторов розничной торговли оказываются города с населением в 100 тысяч человек.
Более того, как показали специальные опросы, для 47% поляков одним из самых важных факторов при выборе места совершения закупок бакалейной продукции оказывается их близость к месту проживания. Две трети поляков ежедневно отовариваются в торговых точках, которые находятся не далее чем в пяти минутах ходьбы от дома, а 87% расширяют радиус закупок до десятиминутной досягаемости. В результате в Польше возникла мода на так называемые компактные гипермаркеты площадью в 1000 квадратных метров, тогда как на пике популярности этих торговых точек их площадь достигала 9000 квадратов.
Оператор крупнейшей в стране сети розничной торговли, британская компания Tesco, которой на данный момент принадлежит 57 польских гипермаркетов, в прошлом году, например, открыла восемь новых торговых точек, три из которых имеют площадь не более тысячи метров. Более того, сейчас она ведет переговоры о приобретении девяти супермаркетов у австрийской компании Julius Meinl, которая приняла решение покинуть польский рынок. После небольшой реорганизации (без расширения торговой площади) эти супермаркеты будут включены в общую сеть гипермаркетов британского оператора.
По аналогичному пути пошел и французский оператор E.Leclerc, который объединил под своей «крышей» пять супермаркетов и 11 гипермаркетов, преимущественно компактных. По оценкам экспертов, уже к 2010 году доля бакалейной торговли, осуществляемой через крупные сети, достигнет 45%, а темпы прироста количества гипермаркетов сохранятся на уровне 20% в год. Средним для ЕС показателем доли розничной торговли, осуществляемой операторами сетей, считается 50%, а вот темпы прироста там значительно ниже польских.
Характерно, что на изменение формата крупных торговых точек в сторону их уменьшения нацелены и усилия польского правительства, которое собирается вводить определенные ограничения на торговую площадь. Правда, пока эти меры остаются еще на уровне планирования, но уже сейчас можно не сомневаться, что врасплох операторов торговых сетей они не застанут. Хотя и идти по российскому пути развития, когда один и тот же оператор объединяет в своей сети торговые точки различных форматов — гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры, — в Польше не спешат. Ведь гипермаркет от супермаркета отличает не только размер, но и масса специфических преимуществ — расширенный ассортимент, возможность экономии на масштабе операций, наличие больших складских помещений, функции распределительных центров.
Если гипермаркетам и грозит конкуренция, то, скорее всего, со стороны дискаунтеров — магазинов, предлагающих обширную систему разнообразных скидок, но расположенных, как правило, на окраине крупных городов. Темпы роста количества новых торговых точек этого типа в Польше в ближайшие годы оцениваются на уровне 13% в год. Наименее же перспективным и окажутся торговые точки среднего формата — площадью от 200 до 400 квадратных метров с достаточно ограниченным ассортиментом, далеко не низкими ценами и не самым выгодным расположением. Мелкие же магазинчики «под домом» сохраняют неплохие шансы на выживание.