Американская мотоциклетная фирма «Харлей-Дэвидсон» была основана в городе Милуоки в 1903 году. Уже в 1909-м все мотоциклы этой марки стали оснащаться двухцилиндровыми двигателями, расположенными вдоль рамы в виде латинской буквы V. Именно такие силовые агрегаты рабочим объемом 1200-1300 см куб. и являются с той поры и до сегодняшних дней флагманами марки, сделавшими ее всемирным брэндом.
Ременной привод на заднее колесо, огромные подножки (1912), навесные сумки-кофры (1936), бензобак каплевидной формы без резиновых накладов (1929) - компоненты, принесшие марке «Харлей-Дэвидсон» популярность, несравнимую ни с одной из мотостроительных фирм.
Во время второй мировой мотоциклы из Милуоки вынесли все фронтовые невзгоды. В мирное время, когда в 1948 году прекратила существование единственная марка-конкурент «Индиан», «Харлей» становится единственным мотоциклом полиции США.
Когда в 60-х годах всю Америку от океана до океана охватил бум молодежных движений, и сидеть на месте стало просто неприличным, фирменный «харлеевский» девиз - «Жизнь на дороге» - стал толчком к действию. Именно тогда и появились мотогиганты с отхромированными высокозадранными выхлопными трубами, сиденьями-«ступеньками» и далеко вынесенными вилками переднего колеса. Эти удивительные машины назвали «Чоперами», что в переводе на великий и могучий значит обрубок. Невероятными почитателями и фанатами такого мужского вида транспорта были и остаются Питер Фонда, Мики Рурк, Сильвестр Сталлоне и даже Билл Клинтон.
Персидская часть этой истории началась, когда 12 декабря 1925 года учредительное собрание Персии выбрало главой страны 47-летнего Реза-шаха Пехлеви. Новое правительство, отойдя от старинных исламских традиций, избрало курс на европеизацию страны. Международные инвесторы, словно мухи на халву, набросились на шаха со своими предложениями. В 1928 году были вложены огромные средства на обустройство Тегерана - столицы государства.
Любопытно отметить, что такие сооружения как столичный вокзал, шахский дворец и другие проектировал бывший киевлянин, а в то время житель Польши - Лешек Дезедерий Владислав Городецкий.
Но янки не ограничивались строительными инвестициями, а вели настоящую культурно-экономическую экспансию в азиатской стране. В 1936 году Пехлеви решил пересадить свою полицию с верблюдов и лошадей на мощные и современные мотоциклы. Для стражей порядка были выбраны мотоциклы марки «Харлей-Дэвидсон» -по тем временам лучшие в мире двухколесные машины.
Закупка 1200-кубовых мотоциклов из Милуоки продолжалась и после смерти Реза-шаха Пехлеви, когда в 1944 году его место занял сын. В 1966-м на рынок вышла самая совершенная модель - «Харлей-Дэвидсон Электро Глайд». Эта машина по праву стала во главе модельного ряда фирмы. Естественно новинка сразу появилась не только у американских байкеров, но и у иранских полицейских.
Поступление американских мотоциклов в Тегеран прервалось в 1979 году, когда правительство Айятолы Хамейни свергло шаха. Новые хозяева страны провозгласили Исламскую Республику и предали анафеме все американское. Досталось и полицейским мотоциклам, их просто выкинули, заменив, пусть и худшими, но не «вражескими».
Таким положением воспользовался 16-летний убежденный байкер, житель Тегерана Феридоон Афкари. Юноша стал собирать бесхозные машины легендарной марки еще в 1979 году. Сегодня он владелец единственного «кладбища» мотоциклов «Харлей-Дэвидсон», насчитывающего 182 «покойника». Такое «кладбище» уникально лишь потому, что нигде в мире не выбрасывают мотоциклы самой коллекционной марки. Любители охотятся за каждой деталью милуокского «божества», дабы построить нечто свое. Все «Чоперы» и «Хуки», достойные внимания, строятся либо специальными ателье, либо энтузиастами одиночками. Но для создания настоящих технических шедевров нужны «харлеевские» агрегаты. Главными имиджевыми «трансплантантами» являются двигатель, рама, редуктор. А остальные органы делаются самостоятельно - насколько хватит фантазии. «Кладбище» господина Афкари - просто клондайк для истинных коллекционеров, ведь все мотоциклы комплектны.