прядется все туже
«Куда желаете сегодня пойти?» - этими словами заканчивались рекламные ролики Microsoft. Скоро этот вопрос Билла Гейтса перестанет быть риторическим.
При помощи Cityscape - новой онлайновой услуги - Microsoft намерен советовать вам, куда сходить. «Мы станем вашим другом, которому вы сможете доверять, который знает, какие фильмы вам нравятся и что появилось нового и интересного в городе», - говорит руководитель службы маркетинга Cityscape Ричард Тейт.
Если, как предполагается, тысячи пользователей будут подключаться к Cityscape по собственной сети Microsoft или через WWW, чтобы поинтересоваться, как им провести досуг, то виртуальное «паутинное» пространство в конце концов сможет продать рекламодателям давно обещанный товар: массу нетерпеливых покупателей, сведенных с продавцами в тот самый момент, когда они готовы тратить свои доллары. Неудивительно, что Microsoft вкладывает в дело миллионы, нанимает обозревателей и редакторов в дюжине городов, иногда даже за пределами Соединенных Штатов. Неудивительно и то, что руководство печатных изданий ломает голову, как удержать рекламодателей. Всемирная Паутина выходит на новый виток развития - и этот факт может изменить как способ получения нами информации о районе, в котором мы живем, так и способ, которым мы тратим свои деньги.
«Microsoft - всего лишь новое действующее лицо в стремительно развивающемся бизнесе по открытию городских сайтов, где в ближайшем будущем намечается ряд важных нововведений», - пишет в журнале «Newsweek» Стивен Леви. Лозунг Интернета на текущий момент мог бы звучать так: «Добивайтесь глобального присутствия - деньги загребайте на местах». И это правильно, поскольку 70 процентов покупок совершается в радиусе 10 миль от родного дома. Будущие игроки в этом бизнесе не скупятся на довольно однотипную саморекламу: их, мол, поддерживают рекламодатели, они якобы получают щедрое финансирование и потому-де могут охватить все города континента, создав для каждого из них виртуальное отображение в WWW. (Нью-йоркские сайты намерены уделять основное внимание каталогам ресторанов; сайты Сиэтла будут одновременно освещать музыкальные вечера и основные маршруты пешеходных экскурсий.) Но каждый претендует и на ряд отличительных черт.
Проект «Сити Серч» (CitySearch) уже действует в «Ночном треугольнике» Северной Каролины (часть штата, где поблизости друг от друга расположены три крупных университета), городе Пасадена в штате Калифорния и Нью-Йорке. К следующему году организаторы проекта надеются пустить корни в тридцати американских городах. «Мы будем тесно сотрудничать с торговой палатой и мэром», - говорит генеральный директор Чарльз Конн. CitySearch надеется заработать на поддержке и администрировании Web-сайтов, обслуживающих местных бизнесменов; типичным покупателем такой услуги мог бы стать ресторан, публикующий свои меню в онлайновом режиме. Со временем потребители смогут выбирать для себя ресторан, заказывать столик, изучать план автостоянки и даже выбирать, где им хочется сидеть. Самые занудливые гурманы смогут затем заняться Web-серфингом в муниципальном архиве в поисках нарушений законодательства по охране здоровья. Проект Диджитал Сити (Digital City) стоимостью 100 миллионов долларов начат сетью Америка-он-Лайн (AOL) при участии компании «Трибьюн» и призван стать «AOL на микроуровне», сообщил генеральный менеджер Боб Смит. Ему хотелось бы, чтобы потребители входили в сеть по нескольку раз в день: утром они справлялись бы о погоде, ситуации на дорогах и пр., а по вечерам узнавали местные новости и принимали участие в беседах, скажем, с депутатом местного муниципалитета или вратарем хоккейной команды.
Босс компании Yahoo! regional sites Джерри Ян считает, что «создание собственных редакционных материалов нецелесообразно». Вместо этого компания намерена объединять все WWW-сайты в данном регионе, обеспечивать бесперебойную и быструю связь между ними (фактически работать в режиме поискового сервера) и публиковать бесплатные объявления, а также продавать рекламную площадь местным банкам и yнивермагам. Microsoft ворвался на сцену в свойственной ему манере - как тот пресловутый метеорит, что погубил динозавров. Уже упомянутый Cityscape сконцентрируется прежде всего на области искусства и развлечений. Потом можно ожидать всего - от каталогов недвижимости до путеводителей по магазинам.
Совсем недавно было объявлено о скором выходе в свет Windows СЕ, которая позволит входить в WWW с недорогих домашних терминалов. Но этот новый жанр сталкивается с определенными препятствиями. Ряд газет - таких, как «Бостон глоб», «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк таймс», - уже открыли собственные Web-сайты. Они являются бесспорными специалистами в сборе частных объявлений и рекламы и вовсе не намерены лечь на спинку и тихо умереть, едва завидя, как пылит на горизонте грозный Microsoft. «Да, газеты обеспокоены, - говорит Стив Бротмэн, генеральный директор компании «ЭдУан» (AdOne), которая централизованно собирает для газет частные объявления на своем легкодоступном сайте. - Но пока что газеты - все-таки самый известный рынок рекламных площадей». Администраторы городских сайтов, конечно, верят, что большинство предпочтет именно под их руководством лавировать среди рифов виртуального пространства. Если им удастся предоставлять своим гостям сведения о лучшей новой группе в городских клубах, о домашнем задании по математике в четвертом классе и начале распродажи у Армани, то они могут стать неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Поживем - увидим, какая компания снимет самый богатый урожай на этой ниве. «Битва будет идти за каждый город», - говорит представитель «Сити Серч» Конн. Ведь Microsoft не собирается почивать на лаврах.