Президенту Украины В.Ф.Януковичу
Премьер-министру Украины Н.Я.Азарову
Многоуважаемый господин Президент!
Многоуважаемый господин Премьер-министр!
К вам обращаются основные производители ликеро-водочной продукции, обеспокоенные ситуацией, сложившейся в ликеро-водочной и спиртовой отраслях. Для предприятий - производителей алкогольной продукции настали трудные времена. В настоящее время существует ряд факторов, которые обусловливают разрушение отечественных спиртовой и ликеро-водочной отраслей, приводят к уменьшению объемов производства, снижению их конкурентоспособности на внешних рынках, резкому сокращению поступлений в государственный бюджет.
Во-первых, концерн «Укрспирт» в очередной раз, злоупотребляя своим монопольным положением, экономически необоснованно повысил цену на спирт до 115 грн. за декалитр. То есть цена спирта выросла почти на 40% от предыдущего повышения. Расчетная же калькуляция себестоимости показывает, что она должна составлять 89 гривен за декалитр, и спирт должен реализовываться производителям по 99 гривен за декалитр.
Цена украинского спирта в два раза выше, чем цена российского! В России декалитр спирта стоит 590 руб. В этой сумме - 18% НДС и 305 руб. акцизного сбора. То есть стоимость одного литра спирта составляет 195 руб. (0,64 долл. США), при том что в Украине один литр спирта сейчас стоит 11,5 грн. (1,4 долл. США).
Следует отметить, что стоимость спирта этилового при его экспорте концерном «Укрспирт» для потребностей внешнего рынка ниже стоимости спирта, реализуемого внутри страны, и составляет на данный момент в гривневом эквиваленте 86 гривен за декалитр. Это ставит в неравные условия отечественных производителей и создает благоприятные условия для импортеров алкогольной продукции, учитывая возможность реализации в Украине импортируемой алкогольной продукции по более низким ценам, чем цены на аналогичные отечественные товары.
Вместе с тем законодательно установленный порядок импорта спирта этилового исключительно государственными предприятиями, специально уполномоченными Кабинетом министров Украины, то есть фактически предприятиями, подчиненными концерну «Укрспирт», исключает возможность его импорта другими отечественными производителями алкогольных напитков.
Реорганизация концерна в государственное предприятие постановлением КМУ «О создании Государственного предприятия спиртовой и ликеро-водочной промышленности» от 28.07.2010 года привела к еще более жесткой монополизации, при которой все вопросы в концерне, в частности и по ценообразованию на спирт, решаются несколькими столичными чиновниками. В результате реорганизации стало возможным внедрение коррупционных схем при заготовке сырья, распределении и реализации спирта, производстве неучтенной продукции. Так, сегодня при отгрузке спирта государственное предприятие «Укрспирт» получает экономически необоснованные высокие комиссионные в размере 15%. И это вместо того, чтобы, наоборот, демонополизировать отрасль производства спирта путем разрешения на приватизацию спиртовых заводов, что позволило бы уменьшить теневой оборот спирта и увеличило бы поступления в государственный бюджет.
В отрасли продолжают катастрофически падать объемы производства и растут убытки. В среднем в год государственная монополия зарабатывает всего 15 млн. грн.
Общая задолженность концерна на начало 2009 года составила свыше 700 млн. грн. При том что основные покупатели приобретают спирт по предоплате!
По сравнению с 2007 годом задолженность по заработной плате в отрасли увеличилась в 16 раз (с 600 тыс. грн. до 11 млн.) при численности работников около
10 000 человек. При этом треть этой суммы автоматически составляет задолженность перед Пенсионным фондом Украины. Задолженность перед бюджетом достигла 59,3 млн. грн., кредиторская - 333,9 млн. грн., что приводит к штрафным санкциям и ежемесячному росту задолженности. С учетом оценки остаточной стоимости предприятий спиртовую отрасль, являющуюся государственной монополией, вообще можно признать банкротом.
Прибыль концерну «Укрспирт» обеспечивают производители ликеро-водочной продукции, на этот сегмент работают 17 спиртовых заводов. Разговоры об открытии производства биоэтанола пока остаются только разговорами.
Вмешательство организованных преступных группировок в деятельность отрасли достигло масштабов, представляющих угрозу экономической безопасности государства.
Государственная отрасль, более того - государственная монополия не может находиться в таком состоянии годами. Уже который год вся вертикаль власти делает вид, что отрасль не существует и не существуют проблемы у людей, работающих на ее предприятиях! Параллельно, из-за царящего в отрасли хаоса, обогащаются преступные группировки и теневые частные структуры, которые системно подчиняют себе финансовые потоки и предприятия в концерне. Этот порочный круг необходимо разорвать немедленно, иначе страну смоет поток «фальсификата», а легальные отечественные ликеро-водочные компании будут вынуждены исчезнуть с рынка.
Во-вторых, производители ликеро-водочной продукции постоянно несут необоснованные расходы, которые также влияют на мощность отрасли.
Так, при отсутствии преимуществ при отнесении товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородсодержащих примесей и алкогольных напитков к бланкам документов строгого учета, на субъектов хозяйствования ложатся значительные дополнительные финансовые затраты по их приобретению. Государственное предприятие «Торговый дом «Этанол», являющееся монопольным продавцом ТТН, постоянно экономически необоснованно повышает стоимость бланков ТТН, себестоимость изготовления которых незначительна. С введением в июне 2010 года приказом Министерства АПК Украины голографического защитного элемента «МинАгро» стоимость бланков ТТН выросла в два раза.
Следует подчеркнуть, что действующим законодательством уже предусмотрена эффективная система довольно строгого контроля участников рынка на всех стадиях производственного процесса, хранения и торговли алкогольными напитками. Производители неоднократно обращались в государственные органы с предложением исключить товарно-транспортные накладные на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородсодержащих примесей и алкогольных напитков из перечня бланков документов строгого учета, но безрезультатно.
21 июня 2010 года на официальном сайте Министерства экономики Украины в рамках регуляторной политики был обнародован проект постановления Кабинета министров Украины «О внесении изменений в приложение к постановлению Кабинета министров Украины от 19 апреля 1993 г. № 283», которым предложено исключить из документов строгого учета товарно-транспортные накладные на перемещение алкогольных напитков. Тем не менее указанный проект до сих пор не принят по непонятным причинам, несмотря на то, что получил одобрение и поддержку всех производителей и операторов алкогольной отрасли.
Также сейчас лоббируется вопрос о введении новых защитных элементов и повышении стоимости акцизной марки в несколько раз. Это не повлияет на борьбу с теневым рынком, а только приведет к очередному скачку цен. При этом прозрачность реализации марок и выгоды для бюджета также вызывают вопросы. Деньги производителей, скорее всего, осядут на счетах определенных бизнес-структур и вряд ли поступят в государственный бюджет.
Постоянный рост стоимости ликеро-водочной продукции при снижении покупательной способности населения угрожает отечественным производителям потерей рынков сбыта, активизацией импорта и увеличением объемов теневого производства. Так, за пять месяцев текущего года импорт водки в Украину по сравнению с аналогичным периодом 2009 года возрос практически в два раза - с 89,9 до 161,4 тыс. дал. Тогда как производство отечественной продукции продолжает снижаться. В январе-июле 2010 года предприятиями ликеро-водочной отрасли было произведено 29,7 млн. дал. ликеро-водочной продукции, в том числе водки - 22,5 млн. дал., ликеро-водочных напитков - 6,2 млн. дал. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года объемы производства ликеро-водочной продукции сократились на 11,8%, в частности водки - на 10,7%.
Итак, отечественная ликеро-водочная отрасль, учитывая постоянное повышение ставок акцизного сбора на спирт, а также вышеперечисленные факторы, нуждается в защите со стороны государства.
С учетом вышеизложенного просим вас поручить провести совещание с участием руководства заинтересованных министерств и ведомств, ведущих производителей ликеро-водочной продукции и руководства концерна «Укрспирт» для обсуждения и конструктивного решения затронутых в обращении вопросов с целью не допустить уменьшения поступления налогов в государственный бюджет и разрушения отечественной ликеро-водочной отрасли.