В наше время работу любого банка, государственного учреждения, корпорации невозможно представить без использования корпоративной информационной сети, баз данных. Естественно, спрос рождает предложение, и на рынке появляется все больше компаний, в той или иной мере предлагающих услуги по установке и обслуживанию информационных систем. Однако рынок информационных технологий в Украине уже практически сформировался: самые крупные компании в этой отрасли работают восемь и больше лет. Как правило, они стремятся к тому, чтобы заказчик, заплатив деньги, получал полный комплекс услуг, включая не только поставку и установку оборудования и программного обеспечения, но и обучение персонала, высококачественное гарантийное и послегарантийное обслуживание, консультационную поддержку. При таких условиях заказчик сам стремится продолжать работу именно с этой компанией, зная, что она его не подведет и в будущем.
Что же остается молодым, вновь появляющимся компаниям, которые только выходят на практически уже занятый и остроконкурентный рынок? Стремясь занять на нем свою нишу, они часто идут на не всегда корректные меры, призванные снизить цену услуг и продукции.
Сплошь и рядом встречаешь случаи, когда фирма, существуя на рынке год-два, декларирует гарантийное обслуживание сроком, скажем, на пять лет. Где же гарантия, что через пять лет она сможет обеспечить обещанное? И будет ли она существовать вообще?
Да, предлагаемое оборудование значительно дешевле, чем у крупных компаний. Но снижение цены происходит за счет сопровождения, обучения и так далее. К сожалению, наш менталитет способствует тому, что, забыв известную украинскую пословицу о дешевой рыбке, многие клиенты «ведутся» на дешевое предложение, не задумываясь о том, что будут делать с «железом», если что-то сломается.
Еще одна проблема также связана с достаточно агрессивной деятельностью молодых компаний. Многие ведущие мировые поставщики техники и программного обеспечения, стремясь охватить как можно больше сегментов рынка в Украине, как перспективном регионе, объявляют партнерские статусы не только проверенным и надежным компаниям, но и просто желающим этот статус получить. Опять-таки возникает ситуация, когда небольшая фирмочка продает технику серьезного брэнда, а обеспечить грамотную поддержку не в состоянии. В результате подрывается доверие потребителя к этой технике.
Ну и, наконец, третья проблема — не очень добросовестная или вообще недобросовестная реклама, которая, к сожалению, все чаще встречается. Например, в рекламе указывается, что компьютеры фирмы такой-то имеют такой-то сертификат, соответствуют такому-то стандарту, и при этом умалчивается, что сертификат выдан на конкретную модель, имеющую определенный объем памяти, тактовую частоту процессора и так далее. Под одну гребенку приводится вся линейка изделий этой торговой марки, что, мягко говоря, не соответствует действительности.
Сразу оговорюсь: конечно же, нельзя обвинять все молодые компании в таком способе ведения бизнеса. Очень многие из них, хоть и недавно работают на рынке, понимают, насколько важно не просто продать товар, а обеспечить длительную поддержку. Но попадаются и те, которые в погоне за быстрой прибылью выставляют демпинговые цены, бросая затем потребителя на произвол судьбы.
Самое ценное у фирмы — это репутация, в чем мы уже неоднократно убеждались за многие годы работы на рынке. Зато теперь можем гордиться и своим именем, и своими достижениями. Наверное, поэтому с нами работают крупнейшие банки, корпорации и государственные учреждения.