На украинских дорогах в последнее время отмечается резкое увеличение количества автомобилей с иностранными номерами. И лидируют среди них литовские. Если вы думаете, что ездят на этих авто литовцы, то жестоко ошибаетесь. Это граждане Украины пригоняют себе недорогие авто, как правило, старые и не соответствующие экологическим стандартам, и гоняют на них до полного износа. Все чаще они становятся участниками ДТП. Неделю назад в Киеве на Куреневке можно было наблюдать картину, как авто с иностранной регистрацией столкнулось с… троллейбусом.
Пригнать - проще простого
Интернет-сайты по продаже подобных авто пестрят объявлениями о продаже и доказывают, что это выгодно и надежно, главное - решиться. Надо просто выбрать свою машину на литовском сайте объявлений, указать ее администраторам сайта, после чего они оформят все необходимые документы и за небольшую доплату в размере 500 евро пригонят авто вам. При этом экономия будет существенная по сравнению с покупкой такой же машины в Украине. Ведь расходы на "растаможку" отсутствуют.
Читаем на одном из таких веб-ресурсов: "1) Регистрация авто происходит на компанию, зарегистрированную в Литве, а на того, кто будет управлять автомобилем, будет выписана доверенность. Последняя позволяет управлять автомобилем, а также перерегистрировать его, то есть продать. 2) Регистрация происходит на лицо, которое будет управлять данным автомобилем, но для регистрации необходим поручитель, в данном случае это литовская компания. Если коротко, то это нужно для того, чтобы на адрес этой компании могли приходить письма, например, за превышение скорости и т.п.".
"Компания" предлагает определиться с параметрами автомобиля и подписать договор. Затем сотрудники подберут в Европе автомобили, соответствующие заказу. Видеоосмотр авто можно осуществить по Skype или Viber в режиме онлайн. То есть сотрудник сделает визуальный осмотр кузова и стекол авто, тест лакокрасочного покрытия, осмотр деталей кузова на предмет сварки, пайки или следов ДТП, осмотрит салон и даже проверит авто на СТО.
Если клиент согласен, то дальше автомобиль оформляется и транспортируется в Украину, где и произойдет окончательный расчет и передача транспортного средства.
Вся процедура, как обещают, занимает от трех до семи дней, в зависимости от сложности параметров заказа.
Въехать на территорию Украины может только иностранец (схему называют "ввоз"), поскольку гражданин Украины должен в течение десяти дней зарегистрировать ее в сервисных центрах МВД, получив при этом украинские номерные знаки и техпаспорт. А вот европеец может ездить на своем "служебном" транспорте до одного года.
Несколько иная схема ("транзит") действует в западных областях Украины. Там украинский гражданин, постоянно занимающийся перевозками, имеет возможность купить машину в Польше и каждые пять-десять дней выезжать-въезжать через границу. Поэтому, в отличие от остальной территории, в Западной Украине преобладают автомобили с польскими номерами.
Кто может ездить
Продавцы подобных автомашин утверждают, что беспокоиться особо не о чем. Мол, полиция может останавливать и штрафовать исключительно за нарушения Правил дорожного движения, и никакого отношения не имеет к таможенным нарушениям.
"На вопросы, касающиеся юрисдикции таможенных органов, мы отвечать не обязаны! - инструктируют на сайте. - Более того, подобные вопросы могут быть квалифицированы по ст. 365 УК Украины: Превышение власти или служебных полномочий. Настойчиво просим сотрудника полиции и ГАИ не превышать свои полномочия и не задавать вопросы, которые не входят в его юрисдикцию, а выполнять СВОЮ работу".
Действительно, в Украине нет синхронизации таможенной базы с полицейской. Но это вовсе не значит, что собственники авто с латинскими госномерами ничего не нарушают и могут спокойно на них разъезжать.
Согласно ст. 380 Налогового кодекса Украины, по нашим дорогам на автомобилях зарубежной регистрации имеют право ездить исключительно нерезиденты (иностранцы). На таможне они оформляют машины для временного ввоза на срок до года, и при этом таможенные сборы с них не взимаются. В соответствии с Правилами регистрации, если такие авто ввозятся на срок более двух месяцев, они должны опять же быть зарегистрированы в сервисных центрах МВД на срок до одного года. При этом им выдаются украинские номера и временный техпаспорт. По окончании срока временного ввоза автомобиль необходимо снять с учета, получить зарубежные номера и документы, после чего вывезти за пределы страны. То есть правилами четко установлено, что автомобили с литовскими номерами не могут разъезжать сколь угодно долго.
Мало того, такие машины могут использоваться исключительно людьми, которые ввезли их в Украину, и только для личных нужд. С помощью этих авто (внимание!) запрещено осуществлять коммерческую деятельность, разукомплектовывать их, передавать во владение, пользоваться или передавать в распоряжение другим лицам. А в последнее время зачастую можно увидеть литовские номера и у столичных таксистов, что является вообще нонсенсом.
Кстати, по последней информации, Национальная полиция с Таможенной службой начали совместные рейды по выявлению и конфискации незаконно ввезенных в Украину автомобилей. На сегодня известны случаи таких рейдов в Тернопольской и Полтавской областях, сообщает finance.ua. Если автомобиль находится незаконно на территории Украины более месяца, владелец штрафуется на 8 тыс. грн. Если же автомобиль ввозил нерезидент, а ездит соотечественник, такое транспортное средство может быть изъято.
Что касается литовских компаний, то они легко создаются именно с целью продаж подобных машин и подготовки доверенностей, которые штампуются и фактически не имеют никакой юридической силы, а служат исключительно филькиной грамотой для украинской полиции.
Кроме того, можно нарваться и на более серьезную неприятность. В Литве есть не только компании, продающие автомобили, но и фирмы, зарабатывающие на их возврате. Они скупают "продавцов" и таким образом могут получить доступ к координатам их украинских "сотрудников". Затем они обзванивают наших соотечественников и требуют добровольно вернуть автомобиль в течение
72 часов представителю компании в Украине. Если владелец не идет на сотрудничество с юристами компании, то машину подают в Интерпол как угнанную. И если на таком авто поймают соотечественника, то ему грозит уже уголовная ответственность за угон автомобиля.
Езда до разборки
Вполне вероятно, что данной информацией автолюбителей просто запугивают продавцы легальных автомашин. Поскольку литовцы создают компании по продаже, быстро сбывают авто, причем ничего не стоит их тут же снимать с регистрации в местной полиции. Так что основная масса таких авто вообще нигде не числится. Да и закрыть предприятие в Литве стоит всего 500 евро. Поэтому достаточно просто создавать компании, чтобы через некоторое время их закрывать и создавать новые.
И поскольку автомобиля как бы и нет (он нигде не зарегистрирован. - Г.Б.), на нем можно ездить "до упора", пока не начнутся какие-либо проблемы или (как крайний случай) ДТП. Естественно, и страховки у такого авто фактически нет. В конце концов, если ездить не дадут, то остается сдать машину на разборку и отбить половину затраченных средств.
В случае отечественных такси с литовскими номерами прослеживается даже определенный бизнес. Недорогая машина ввозится, "убивается" за год, но при этом зарабатывает деньги, дальше сдается на разборку. И вуаля! - можно пригонять следующую.
По данным Государственной фискальной службы (ГФС), на сегодняшний день насчитывается около 11 тыс. автомобилей, находящихся на территории Украины с нарушением таможенных сроков въезда. Сотрудники ГФС собираются в ближайшем будущем перейти к активным действиям по отбору таких авто. Для этого им достаточно ввести совместное патрулирование с дорожной полицией.
Так что любителям нерастаможенных автомобилей скоро придется несладко. Такие машины подлежат конфискации. Вернуть авто можно будет только после уплаты штрафов и полных таможенных сборов, а это, как известно, большие деньги. Мало того, в Украине запрещено растаможивать автомобили, у которых стандарт двигателя меньше, чем Евро 5. Поэтому остается единственный путь - на разборку!
Не хотелось, чтобы Украина превращалась в автомобильную свалку всей Европы, но пока что двигаемся именно по этому пути. Высокие пошлины на ввоз б/у автомобилей толкают потребителя к нелегальному ввозу еще более сомнительного товара.
Выход видится в принятии целевых государственных программ по субсидированию отечественного производства и стимулированию закупок в первую очередь экологичных электромобилей.