На украинском рынке минеральных вод и безалкогольных напитков наблюдается стремительный рост предложения, взаимностью которому отвечает потребительский спрос. С каждым сезоном сюда приходит всё больше и больше новых производителей, что убедительно свидетельствует о привлекательности этого сегмента. Увеличившийся спрос на бутылированную минеральную воду способствует тому, что уже шестой год подряд ее производство растёт. При этом импорт минералки в Украину тоже увеличивается, а экспорт, наоборот, значительно сократился. Только не подумайте, что эта тенденция каким-то образом связана с небезызвестной народной мудростью, мол, стали потреблять больше воды, чтобы сэкономить на еде... Нет. Просто с бесплатной чистой водой у нас, похоже, уже напряженка. Вот и приходится утолять жажду за счет кошелька.
По данным Госкомстата, в 2001 году объёмы рынка минеральных вод достигли 55,2 млн. дал, немного превысив пиковое значение, которое было зафиксировано в 1990 году — 55,0 млн. дал. Судя по всему, нынешний сезон уже не будет мелочиться и уверенно пойдет дальше, ведь только за первое полугодие 2002 года было произведено 39,7 млн. дал минералки (72% от прошлогоднего).
Похожая картина складывается и на рынке безалкогольных напитков, которые производятся на базе минеральной или столовой воды с добавлением сахара (или других подсластителей) и ароматизаторов. Таковых за первое полугодие 2002 года произведено 49,7 млн. дал, что на 40,4% превышает данные за первое полугодие 2001 года — 35,4 млн. дал.
Работает на внутреннего потребителя и мировая торговля. Так, импортные поставки минеральных вод в Украину, снизившиеся с 1997 года (0,65 млн. дал) до 0,46 млн. дал в 1998-м и 0,42 млн. дал в 1999-м, в 2001 году вдруг увеличились до 0,58 млн. дал. Намечается тенденция к их постепенному росту. Очень может быть, что к концу 2002-го импорт снова вернется на уровень 1997 года.
Что касается экспортной торговли, то тут по сравнению с тем же 1997 годом (6,32 млн. дал) зафиксирован почти трехкратный спад (2,246 млн. дал), если сравнивать с прошлогодними результатами.
В чём причины такой неутоляемой жажды?
По мнению специалистов, в частности Игоря Товкача, помощника генерального директора по коммуникации и информации предприятий ВВН в Украине, одной из основных причин роста производства минвод и безалкогольных напитков является стабильное развитие ряда крупных производителей (таких, как «Росинка», «Сармат», «Славутич», «Рогань», «Оболонь» и т. п.), делающих погоду на рынке.
Впрочем, есть и другие мнения. Как считает Евгений Пекарь, директор производственно-коммерческого центра «Трэк Трэйд», возможно, такой стремительный рост производства минеральных вод несколько преувеличен. По его мнению, наличие в 90-х годах большого количества нелегальных производителей, не учтенных в статистических отчётах (но, тем не менее, занимавших существенную часть рынка), исказило реальные данные. Исходя из этого предположения, скорее всего, реальная динамика роста производства минеральных вод и безалкогольных напитков в Украине с 1996-го по 1999 год должна была бы выглядеть несколько более плавной.
Главная же причина роста потребления, как подтверждает заместитель генерального директора ЗАО «Укрпиво» Галина Коренькова, напрямую связана с ухудшением качества питьевой воды и повышением внимания людей к экологическим проблемам. Как это ни парадоксально, но получается, что дорогу производству прокладывает экология. И кто знает, сколько воды мы будем потреблять лет этак через 5—10, когда в наших водоёмах уже нельзя будет даже купаться, как это уже произошло в цивилизованной Европе, закономерно потребляющей минеральную воду в гораздо больших количествах.