Рекламный ролик одной из компаний по производству мобильных телефонов вовсю эксплуатировал миф об избранности их счастливых обладателей. Однако, как показывает статистика, собранная Международным союзом телекоммуникаций, в действительности с этого года в меньшинстве окажутся те, кто пользуется стационарным телефоном. Стремительно ворвавшись на рынок каких-то двадцать лет назад, новинка уже в 1993 году обрела 34 миллиона своих приверженцев. Первый миллиард «мобильных» абонентов был зафиксирован в 2001 году. Примечательно, что и количество абонентов стационарных телефонных линий затормозилось приблизительно на этой же числовой отметке — даже в 2003 году армия «стационарников», по самым оптимистическим прогнозам, не превысит 1,2 миллиарда. Зато число абонентов мобильных телефонов превысит указанный уровень уже в нынешнем году. Причем это могло произойти и несколько раньше, если бы не спад глобальной экономики и не шок после сентябрьской трагедии прошлого года. Хотя именно тогда аналитики предсказывали резкий рост рынка мобильных телефонов, на самом деле объем продаж новых мобилок в третьем квартале прошлого года сократился на 9%. Пять крупнейших производителей — Nokia, Ericsson, Motorola, Siemens и Samsung — за этот период продали всего лишь 67,7 миллиона мобильных телефонов по сравнению с 70,5 миллионами трубок, реализованных в третьем квартале 2000 года.
Специалисты объясняют данный спад очень просто. Подсчитано, что ныне 55% продаж новых мобильных телефонов приходится на модели замещения. Т.е. более половины приобретений делают сегодняшние пользователи мобильной связи: их в данном случае интересуют более современные модели. Ожидается, что количество таких покупок в ближайшие годы превысит 80%. И как раз большая часть такого рода клиентов после событий 11 сентября временно отказали себе в обновлении своих трубок. Таким образом, объемы продаж на мировом рынке мобильных телефонов держались за счет тех покупателей, у которых средств мобильной связи не было вообще.
Зато сейчас повышенным спросом пользуются наиболее «продвинутые» модели. Не случайно одна лишь Nokia в первом полугодии выбрасывает на рынок 20 новых типов мобильных телефонов и столько же готовит к выпуску на второе полугодие.
В развивающихся странах, таких, как Китай и Индия, наблюдается экстенсивный рост рынка мобильных телефонов. Хотя в некоторой степени он тормозится распространенной там системой оплаты звонка, когда платит как звонящий, так и получающий звонок. Интересно, что данная система расчетов наиболее распространена в США и Канаде, где темпы роста рынка мобильных телефонов также отличаются невысокой скоростью. С другой стороны, Западная Европа, предпочитающая взимать плату со звонящего, вполне может похвастать высокими темпами роста мобильного рынка.
по материалам International Herald Tribune