Правительство не зря ринулось побыстрее расписать исполнителей по каждому конкретному пункту пресловутого президентского указа «О мероприятиях по введению государственной монополии в сфере контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий» еще до опубликования последнего. Там понимают, насколько неподъемную задачу взвалили на них, да еще и в условиях жестких временных рамок. Ведь для реализации воли гаранта придется поменять едва ли не всю законодательную базу, которая регулирует не только систему контроля, но и производство, и оборот в алкогольной и табачной отраслях. Чего стоит решить один лишь вопрос приватизации предприятий спиртовой, ликеро-водочной и винодельческой отрасли. Но не только о новации, а даже о набившие оскомину вопросы голографической защиты марок акцизного сбора (казалось бы, окончательно решенные в прошлом году, а теперь снова поднятые на-гора) могут набить шишки исполнители. Во-первых, голографизацией в Кабмине теперь будут заниматься совсем другие люди, а во-вторых, по всему видно, авторы указа правительство в покое не оставят, пока не получат свое. В условиях давления сверху и временного цейтнота в головах у чиновников может совсем не остаться места для элементарной логики, а в их решениях — экономической целесообразности…
До боли знакомый сценарий
Может быть, для кого-то это и мелочь, но как не учитывать, что фактически с лета до конца прошлого года вопрос об обязательной голографической защите будоражил не только предпринимательские структуры, но и стены Верховной Рады, различные министерства, госкомитеты, СБУ, НБУ, ГНА, да и сам Кабмин. Было проведено множество «круглых столов», совещаний и пресс-конференций. А впоследствии внесены изменения в закон, предусматривающие и сквозную нумерацию акцизных марок и изменение их дизайна в зависимости от вида продукции и емкости тары.
В результате обсуждений Минагрополитики предложило пересмотреть перечень документов и групп товаров, подлежащих защите голографическими элементами, и исключить из него акцизные марки. На этом же настояли НБУ и ГНА. Там посчитали нецелесообразным введение голографической защиты марок акцизного сбора на табачные изделия и преждевременным — на алкоголь. Кроме того, Госкомпредпринимательства предложил исключить из перечня девять документов, в том числе марки акцизного сбора. В результате СБУ так и не смогла внести согласованный проект правительственного постановления «О порядке введения защиты документов и товаров голографическими элементами». А вице-премьер-министр Василий Роговой в своей докладной записке премьеру Анатолию Кинаху рекомендовал принять данное постановление только в отношении алкогольной продукции. Таким образом, табачную марку оставили в покое, по крайней мере до тех пор, пока не будет всесторонне изучен вопрос и проанализирован опыт голографизации алкоголя.
Увы, правительства меняются достаточно часто, дело до конца так и не было доведено. Теперь указ закрутил новый голографический виток.
«Свет» заплатит по счетам
Самое неприятное, что, по всей вероятности, идеологи президентского указа дальше провозглашения своих идей не пошли. Выдав Кабинету министров перечень мероприятий, там, похоже, совсем не побеспокоились о каких-либо наработках, которые хоть немного приблизили бы выполнение задания. Судя по той «аккуратности», с какой готовился указ (нумерацию и стилистику пунктов не смогли четко выдержать), времени не хватило даже для внимательного прочтения собственного детища. Почему-то к мероприятиям по внедрению государственной монополии в сфере контроля за производством и обращением спирта попало и введение сквозной нумерации защищенных голограммами акцизных марок на табачные изделия. Хотя написанное носили не к корректору, а на подпись к Президенту!
Заметьте, до сих пор точно никто не знает, сколько будет стоить марка от «Голографии». Полиграфкомбинат «Украина» обещал, что табачная марка обойдется только в два раза дороже, чем сейчас, меньше подорожает (на 0,4 коп.) алкогольная. Сколько заломят монополисты? Незадача в том, что граничная цена акцизной марки определена законом. И ее не сдвинуть с места, не договорившись с депутатами. Значит, деньги будут искать в бюджете? И это для того, чтобы загрузить мощности негосударственного предприятия? Не верится. Точно так же не верится, что это самое предприятие, осчастливленное доверием Президента, возьмется бесплатно производить около 5 млрд. шт. голографических этикеток ежегодно. Да и зачем бесплатно? Согласно постановлению Кабинета министров Украины от 24 февраля 2001 г. №171, расходы, связанные с разработкой, производством, ведением учета, внедрением, ввозом, вывозом, сертификационным испытанием, проведением государственной экспертизы голографических защитных элементов, которые используются для государственных потребностей и/или созданы по заказу государственных органов, проводятся за счет средств государственного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством.
Думается, не пойдет Кабмин и на упразднение уже имеющихся степеней защиты акцизной марки с целью ее удешевления. Скорее всего, в процессе знакомства с проблемой там обнаружат, что сегодняшней защиты (цветные текстильные волокна, микропечать, объемная печать, рельефный рисунок, надписи, видимые в УФ-лучах) достаточно даже для денежных купюр. Более того, эксперты Интерпола утверждают, что по сравнению с интаглиопечатью, используемой сейчас на украинских марках, голограмма — это вчерашний день и может использоваться только как вспомогательный элемент.
Теоретически существует еще один вариант удешевления. Он предполагает учет стоимости марки в акцизном сборе. Это мировая практика. Кстати, вариант уже прописан в проекте Налогового кодекса. Но до такого порядка еще далеко, как и до принятия многострадального Налогового кодекса.
«Тень» объявит благодарность
Предприятия-производители почему-то не сомневаются, что за все эксперименты заплатят они, а потом это может отразиться и на потребителях. Другое дело, что последних может стать значительно меньше. И потом, рынок рынку рознь. Если алкогольный сегмент на 40% наполнен контрафактом, то совсем иначе обстоят дела с оборотом сигарет. Господа «борцы», да будет вам известно, что пока вы в кабинетах намеревались победить сигаретную контрабанду, она практически изжила себя. Подспорьем тому стали мощные производства и умеренные акцизы, которые сейчас не превышают российские. Так от кого теперь защищать? Самое время не тратиться дополнительно на марочки, а наоборот сэкономить на них, ведь они себя исчерпали.
Комментарий
Сергей Терехин,
заместитель председателя комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности
— Нельзя сбрасывать со счетов, что всего два месяца разделяют президентский указ и Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины о налогообложении, производстве и обороте подакцизных товаров», которым четко определена цена акцизной марки. Естественно, голограммы законом в расчет не брались, поэтому Кабинету министров придется как-то решать эту проблему.
Но суть в том, что голограммы на марках так же необходимы, как и светоотражательные полоски на авто. Ведь от контрафактной продукции защищают не марки, а система производства и сбыта подакцизной продукции. Поэтому в данном случае имеет место тупое денежное лоббирование исполнительной власти.