Мораторий крепчал

17 октября, 2014, 21:05 Распечатать Выпуск №38, 17 октября-24 октября

Взгляд Госпотребинспекции  на дерегуляцию бизнеса

Мораторий на проверки субъектов хозяйствования в условиях тотальной коррупции в органах государственной власти должен был подарить бизнесу несколько месяцев спокойной работы. Но контролирующие органы, судя по всему, не намерены мириться с текущим положением вещей и не покладая рук ищут возможности обойти решение правительства. Будучи лишенными своего основного источника чиновничьей "ренты" — возможности проведения проверок, — они под этим предлогом саботируют выполнение своих ключевых функций — обеспечения выполнения требований законодательства. Так что в результате очередной победы чиновничьей логики над здравым смыслом вреда от моратория получается больше, чем пользы. В частности Госпотребинспекция решила, что до декабря без проверок она не протянет, и чиновники нашли способ добраться до предпринимателей, мимоходом ущемив потребительские права граждан, а также максимально усложнив и сделав практически невозможной процедуру возврата некачественного товара.

Одним из примеров такой сомнительной защиты прав потребителей стал тот факт, что для возврата пары туфель в магазин, который по иронии судьбы находится через дорогу от Госпотребинспекции, понадобилось разрешение самого Кабинета Министров Украины. 

"6 августа я приобрел пару обуви в небольшом обувном магазине, — рассказал ZN.UA Владимир, один из столичных покупателей. — Позже, когда появилась возможность лучше рассмотреть туфли, понял, что их качество мне не подходит и попытался вернуть товар. Администратор магазина сказала, что согласно внутренним правилам они обратно товар никогда не принимают. Я подумал, что устно обращаться неправильно, написал заявление и пришел к ним снова, передав заявление администратору. Но и это не дало позитивного результата. На просьбу ответить мне официально был получен письменный отказ".

5 сентября Владимир обратился в Госинспекцию по вопросам защиты прав потребителей с соответствующим заявлением. 9 сентября получил официальный ответ, уведомлявший, что инспекция рассмотрела его обращение и пришла к выводу, что для восстановления справедливости им необходимо ни много ни мало — провести проверку предприятия, продавшего туфли. "Зачем?! — недоумевает Владимир, — ведь я приложил копию отказа магазина, факт нарушения очевиден, данный случай не требует никакой проверки". Но, по мнению чиновников Госпотребинспекции, проверка необходима, а провести ее можно исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины. И инспекция уже якобы похлопотала и обратилась в КМУ с просьбой получить такое разрешение, но поскольку Кабмин добро не дал, больше ничего сделать с обращением потребителя нельзя.

Случай, как выяснилось, не единичный. С похожими проблемами сталкивались не только обычные потребители, но и профессиональные юристы. "В интересах клиента нами была подана жалоба, рассмотреть и разобраться мы просили Управление по защите прав потребителей. Результат — отписка о том, что Кабмин не дал разрешение на проведение проверки, — рассказал ZN.UA Александр Пинчук, управляющий партнер Правовой группы "Доминион". — Ситуация, конечно, уникальная. Существует государственный орган, в полномочиях которого защита потребителей, но свои прямые функции он не выполняет. А страдает в первую очередь потребитель".

В ответ на запрос ZN.UA Госинспекция подтвердила, что, действительно, с момента наступления моратория вынуждена для проверки запрашивать соответствующее разрешение у Кабинета Министров. С августа по сентябрь таких случаев, по данным Госинспекции, было уже порядка трех сотен. Но ни официальный ответ Госпотребинспекции, ни ответ Кабинета Министров не объяснили редакции целесообразность вмешательства высшего исполнительного органа власти в вопросы возврата туфель, что недвусмысленно предусмотрено соответствующей законодательной нормой!

Так что чиновники явно лукавят, отказывая потребителям и сваливая ответственность на Кабмин. Ведь проверки не являются единственным инструментом борьбы с нарушителями законодательства о защите прав потребителей. Так, например, Госпотребинспекция Украины может, среди прочего, давать субъектам хозяйствования обязательные для выполнения предписания, в частности, о прекращении нарушений прав потребителей. А то и вовсе запрещать реализацию продукции в случае ее некачественности, просрочки или отсутствия надлежащих документов. "Все органы государственной власти, уполномоченные на проведение проверок, имеют ряд других прав, которыми они могут эффективно пользоваться в случаях нарушения законодательства подконтрольными лицами. Тут, как говориться, было бы желание", — считает Андрей Павлишин, юрист ЮКК "Де-юре".

Госпотребинспекция же вместо этого занимается разработкой проекта распоряжения, разрешающего ей проводить внеплановые проверки во время действия моратория. А потребителям пока советует решать все проблемные вопросы в судах, обещая, что сотрудники территориальных органов защиты прав потребителей помогут с составлением исковых заявлений. Владимир, уже имеющий опыт общения с сотрудниками инспекции, очень сомневается в предоставлении такой помощи. "При подаче заявления мне напрямую удалось пообщаться только с вахтером. Когда я спросил у нее, как можно подать заявление, она набрала номер внутреннего телефона и дала мне трубку. Консультация по телефону заключалась в следующем — мне сразу же предложили записать под диктовку "шапку" заявления, прямо там в вестибюле дописать само заявление и оставить вахтеру". Согласитесь, помощь весьма сомнительная.

Как, впрочем, и желание чиновников получить добро на внеплановые проверки. Получается, что деятели из Госпотребинспекции, игнорируя другие способы выполнить закон, сознательно создали условия для продвижения распоряжения, разрешающего им проводить внеплановые проверки предпринимателей. Иначе как саботажем это не назовешь. В том, что в случае получения такого разрешения в списке компаний, попадающих под проверки, не будет магазина, продавшего Владимиру туфли, нет сомнений. "Если Госпотребинспекции на время действия моратория предоставить право осуществлять внеплановые проверки на основании заявлений граждан, это, как показывает практика, неизбежно приведет к тому, что работники инспекции будут подделывать обращения потребителей с целью получения права на проведение внеплановых проверок по "лакомым объектам". А на обращения простых граждан времени у них не останется", — уверен Андрей Павлишин.

Следует отметить, что обращения физических и юридических лиц — это один из наиболее распространенных поводов для проведения внеплановых проверок. За первое полугодие государственные контролирующие органы под этим предлогом проверили свыше 118 тысяч предпринимателей. А сама Госпотребинспекция, наряду с ГФС, славится размерами накладываемых на бизнесменов штрафных санкций — за первое полугодие их объем превысил 553 млн грн. Как только они получат возможность снова проводить внеплановые проверки и присоединятся к фискалам, на которых мораторий не распространяется, — от обещанной властями дерегуляции останутся только пустые слова. "Контролеры крайне редко занимались своими прямыми обязанностями по защите прав потребителей, — резюмирует юрист Игорь Реутов. — Основной их деятельностью всегда было выжимание денег из бизнеса. И даже в том случае, если потребитель обращался за защитой своих нарушенных прав, такие права редко защищались при содействии Госпотребинспекции. В любом случае вред, причиняемый Госпотребинспекцией, как и другими контролирующими органами, гораздо больший, чем приносимая польза от их деятельности".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно