В цивилизованном мире в каждой стране имеется один флагманский авиаперевозчик, представляющий интересы государства на международных линиях. Соответственно, если речь идет о Великобритании, то вспоминают о British Airways, если о Германии, то, естественно, об авиакомпании Lufthansa, во Франции — об Air France и т.д. Украина, по мнению специалистов, пока не может это себе позволить — слишком велики требования к флагману, как бы не получилось так, что он не выдержит прямой конкуренции с более именитыми воздушными операторами. Да и исторически так уж сложилось, что у нас на фоне множества порой очень мелких авиакомпаний тон задают две ведущие, активно занимающиеся пассажирскими авиаперевозками. Последние две — это «Аеросвіт» и «Международные авиалинии Украины» (МАУ) — и оспаривают между собой первенство.
Кто из них «первее» в данное время, судить специалистам, которые на базе множества разрозненных показателей работы в состоянии вывести один интегральный. Но, судя по данным, прозвучавшим из уст первого вице-президента МАУ Юрия Мирошникова на недавней пресс-конференции, его компания неплохо подготовилась к своему 10-летнему юбилею. Тут тебе и парк, разросшийся до семи современных «Боингов-737», и пассажиропоток, достигший в 2002 году 360 тысяч человек (20% роста против 2001 года), и доход 76 млн. долл. (против 69 млн. долл. годом ранее). Даже убытки, которые признал перед журналистами Юрий Мирошников, понесенные в результате кампании Минтранса по развитию внутренних авиаперевозок, удалось компенсировать за счет удачных стыковок этих же внутренних рейсов с международными. В целом все удается авиакомпании. Не удалось на сегодня реализовать разве что один из пунктов первого бизнес-плана, который предполагал «постепенную передачу всех международных маршрутов МАУ».
Впрочем, довольно неплохим компенсатором амбициозных планов стало получение «Международными авиалиниями Украины» сертификата JAR-145 по техническому обслуживанию самолетов «Боинг-737». Последнее подтверждает, что авиакомпания достигла европейских стандартов в этой сфере. И случилось это, по словам Александра Саустенко, вице-президента по техническому обслуживанию, не далее как две недели назад. Теперь, по его словам, взяв в лизинг «Боинг-737» любой европейской страны, компания может сама его обслуживать. Понятно, что такое положение дел позволит компании сэкономить значительные средства, которые раньше приходилось отдавать за сервис инофирм. Кроме того, это дает ей право существенно снизить страховку на воздушное судно. Соответственно, усилить свои позиции на рынке авиаперевозок.