Стоит попробовать свои силы и украинцам
Идея возврата затраченных на раскрутку торговой марки средств в «живом» денежном виде — не нова. Как правило, для ее реализации требуется наличие развитого фондового рынка. Именно там эмитенту, размещающему акции, удается заполучить дешевые финансовые ресурсы у населения, поверившего в брэнд. В Украине, в силу отсутствия интереса населения к спекуляциям на фондовом рынке и законодательных ограничений, подобные операции редки. Из последних можно назвать эмиссию акций «Киевстара» в 2001 г. и акций сокового брэнда «Винни-фрут» в 2000-м. Однако в обоих случаях вклад населения был мал, акции приобретались в основном юридическими структурами.
Поэтому известие о том, что российская компания «Вимм-Билль-Данн — Продукты Питания» успешно разместила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, повергло аналитиков и операторов украинского рынка в шок: объем выпуска акций составил 25% плюс одна акция уставного капитала. Согласно данным агентства Reuters, основную часть ценных бумаг выкупили американские инвесторы!
Интересны и детали сделки. Так, каждая акция первоначально предлагалась по достаточно высокой цене — 19,5 доллара, но и при этом интерес иностранных инвесторов оказался настолько высок, что превзошел все ожидания. Объем предварительных заявок на покупку акций превысил предложение в несколько раз. По итогам только первого дня торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже котировки акций компании выросли сразу на 16% — до $22,6. В результате реализации 10 620 001 американских депозитарных акций капитализация ВБД достигла почти $1 млрд., что включило ее в двадцатку крупнейших российских компаний.
По словам председателя совета директоров «Вимм-Билль-Данн — Продукты Питания» Давида Якобашвили, полученные средства будут направлены на развитие производства, а также на приобретение новых предприятий и погашение кредитов. Сегодня ВБД объединяет 14 предприятий России и СНГ (в прошлом году компания приобрела Киевский молокозавод №3, который сегодня кроме молокопродуктов выпускает и соки J7). Компании принадлежат торговые марки «Домик в деревне», «Милая Мила», J7 и другие. По итогам прошлого года продукция ВБД занимала в своей нише около 30% российского рынка.
По мнению биржевых аналитиков, результаты размещения акций ВБД — показатель высокого интереса к российским компаниям, ориентированным на свой внутренний рынок и экспансию на рынки стран бывшего СССР. Повышенный спрос на российские ценные бумаги в США позволит ВБД привлечь дополнительные финансовые ресурсы для такой экспансии в Украине и Казахстане, а также для технической программы по подъему АПК «Молочные реки», технического перевооружения молочных комбинатов, разработки и выпуска на рынок новых продуктов питания. Всего в этом году ВБД вкладывает в развитие своих молочных и соковых проектов более 90 млн. долларов. Что смогут противопоставить этому украинские конкуренты — «Галактон», «Сандора», «Мрия», «Смак» и др. — остается загадкой. Скорее всего ничего. А могли бы тоже попробовать свои силы на Западе…