Кто кому должен?

15 января, 2016, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 15 января-22 января

Кто кому должен? "Укрречфлот" подготовил заявление в НАБУ с просьбой проверить наличие конфликта интересов у руководителя ГНИ Подольского района столицы. Конфликт показателен тем, что бизнес отстаивает свои права и интересы не путем "решения вопросов" с коррумпированными чиновниками, а пытаясь в рамках действующего правового поля зафиксировать незаконность действий фискалов.

Тест для государства

Сегодня Украина пытается доказать "преподавателям" из ЕС, что преуспела по целому ряду направлений. Но, к сожалению, государство может провалить евроинтеграционный экзамен. Причина банальна — отдельные чиновники по-прежнему используют незаконные схемы для личного обогащения.

При этом для заморозки евроинтеграции Украины достаточно лишь нескольких резонансных случаев применения госаппаратом "старых схем". Одним из таких антиимиджевых примеров может стать судебный спор между АСК "Укрречфлот" и Государственной налоговой инспекцией (ГНИ) в Подольском районе г. Киева по обжалованию незаконно доначисленных налогов и штрафных санкций.

Конфликт между "Укрречфлотом" и ГНИ показателен тем, что бизнес отстаивает свои права и интересы не путем "решения вопросов" с коррумпированными чиновниками, а пытаясь в рамках действующего правового поля зафиксировать незаконность действий фискалов.

Неутешительная статистика

Противостояние между фискалами и АСК "Укрречфлот" длится уже второй год и проходит по накатанной в Украине схеме. Налоговики проводят проверку финансовой деятельности предприятия, изымают бухгалтерскую документацию, якобы находят факты неуплаты налогов, выписывают огромные штрафы, открывают уголовные дела в отношении руководства компании и предлагают решить все вопросы за определенную сумму денег. Многие украинские компании в разные годы имели подобный опыт "общения" с проверяющими и понимают, как происходили события. Но хронология конфликта АСК "Укрречфлот" и ГНИ в Подольском районе г. Киева в определенной степени напоминает сценарий трагикомедии с использованием магических чисел.

После проверки финансовой деятельности судоходной компании фискалы пришли к выводу о занижении АСК "Укрречфлот" доходов на общую сумму свыше 100 млн грн и доначислили к уплате в бюджет сумму налогов и штрафных санкций на общую сумму 21 млн грн. В результате подачи многочисленных жалоб на незаконные действия налоговиков и судебных исков сумма "недоплаченных" налогов сократилась до 105 тыс. грн. При этом указанная сумма доначисленных налогов также может быть отменена, поскольку в данной части судебный иск находится на рассмотрении судов, и окончательное решение не вынесено.

Если проанализировать статистику судебных решений (Единый государственный реестр судебных решений) только по искам налогоплательщиков к Подольской ГНИ Киева, начиная с 01.06.2014 г., то в 47% случаев действия налоговиков признанны неправомерными или, простым языком, незаконными.

При этом далеко не все оштрафованные решаются защищать свои интересы в судах. Многие не верят, что смогут выиграть суд у налоговой, а услуги адвокатов могут превышать сумму выставленных фискалами штрафов. В свою очередь фискалы не несут ответственности за вынесение незаконных решений, поэтому могут с легкостью "рисовать" штрафы. Если же решение налоговика суд признает незаконным, максимально, что ему грозит,— лишение премии.

Сомнительные аргументы

Юристы, защищающие интересы бизнеса в судах, говорят, что после смены власти принципы работы налоговиков практически не изменились. Вся реформа свелась к переименованию и переструктурированию ведомства. Фискалы по-прежнему выписывают штрафы без минимальной законодательной аргументации мнимых нарушений. Судебные решения в спорах "Укрречфлота" и ГНИ Подольского района г. Киева — наглядные тому подтверждения.

Так, 30 июля 2014 г., налоговики выставили судоходной компании штраф на сумму 819 тыс. грн. Аргументация — в отчете занижена сумма единого социального взноса (ЕСВ), подлежащая к уплате. В "Укрречфлоте" представили доказательства, что ЕСВ был уплачен в предусмотренные законом сроки и полном размере — 1,6 млн грн, а техническая опечатка в отчете до момента проведения проверки впоследствии была исправлена, что никоим образом не привело к несвоевременному и в не полном объеме перечислению денежных средств в бюджет. Но подобные аргументы не были убедительными для фискалов, которые настаивали на выплате штрафа.

5 сентября 2014 г. вышестоящая инстанция, в лице Главного управления Миндоходов г. Киева, отменила решение о штрафе в 819 тыс. грн и обязала инспекцию Подольского района принять новое решение. Фискалы выполнили предписание руководства весьма оригинально. Снова выписали "Укрречфлоту" решение, в котором фигурировала ранее отмененная сумма штрафа — 819 тыс. грн.

После чего судоходная компания решила искать правды в судах. Примечательно, что все судебные инстанции признали требования налоговиков об уплате 819 тыс. грн штрафа незаконными.

Неудача фискалов постигла не только в судах, но и при расследовании уголовного производства, возбужденного с подачи ГНИ Подольского района г. Киева в отношении руководства АСК. В его рамках следователи изъяли порядка 600 финансовых документов, была проведена судебно-экономическая экспертиза. В течение восьми месяцев правоохранители проверяли законность действий руководства судоходной компании, но в итоге закрыли уголовное производство в связи с отсутствием состава преступления. Подобный сценарий не на руку руководству ГНИ Подольского района. Сегодня фискалы для сохранения своего лица по надуманным основаниям возобновили уголовное преследование руководства "Укрречфлота".

Поддельный интерес

Пристальное "внимание" налоговиков к деятельности "Укрречфлота" объяснить достаточно просто. С июня 2014 г. руководителем ГНИ Подольского района столицы назначен человек, который может быть заинтересован в создании искусственных преград для деятельности компании "Укрречфлот". Дело в том, что нынешний руководитель ГНИ Подольского района Марина Твердохлеб предыдущие 9 лет до госслужбы занимала руководящие должности в судоходных компаниях, которые являются прямыми конкурентами "Укрречфлота".

Поэтому неудивительно, что в первый свой рабочий день новоиспеченная чиновница инициировала продление сроков проверки деятельности "Укрречфлота", которая завершилась за несколько дней до назначения ее на должность. Хотя ни одна из норм Налогового кодекса не предусматривает возможности продления уже проведенных проверок. После издания М.Твердохлеб незаконного приказа о продлении сроков проверки "Укрречфлота" ее подчиненные "нарисовали" занижение доходов АСК, а также незаконно доначислили к уплате в бюджет налоги и штрафные санкции.

При этом руководитель налоговой инспекции Подольского района не имеет смелости признать наличие у нее конфликта интересов и всячески добивается от "Укрречфлота" уплаты денег независимо от результатов деятельности компании.

Воз и ныне...

Невзирая на заявления с высоких трибун, фискальная служба продолжает оставаться карательным органом. Государство использует ее для борьбы с неугодными, а бизнесмены — для борьбы с конкурентами. В результате предприниматели вынуждены тратить уйму времени и денег для борьбы с вымышленными претензиями и штрафами. Так, "Укрречфлот" потратил 1,8 млн грн только на услуги адвокатов. Эти деньги АСК могла направить на развитие своего бизнеса, создание рабочих мест, что гарантировало бы увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

Таким образом, незаконные действия Марины Твердохлеб и ее подчиненных нанесли "Укрречфлоту" ущерб в размере 1,8 млн грн, что является достаточным основанием для квалификации таких действий в соответствии с Уголовным кодексом. Именно поэтому руководство "Укрречфлота" подготовило соответствующее заявление в Национальное антикоррупционное бюро Украины с просьбой проверить наличие конфликта интересов в работе руководителя ГНИ Подольского района г. Киева и причастности ее к коррупционным действиям.

Расследование детективами НАБУ уголовного дела в отношении Марины Твердохлеб может стать своеобразным индикатором готовности власти наказывать коррупционеров и приверженности нашего государства евроинтеграционному курсу развития.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно