Первый (после обнародования итогов голосования в АРК) звонок приятельницы из Крыма:
- У нас тут такой праздник, такой замечательный концерт, такой салют! Мы просто счастливы!
И второй, по истечении совсем небольшого времени, разговор:
- Как дела?
- Ну, мы ж не думали, что так будет…
А как - "так"?..
"Молочные реки"
и "кисельные берега"
Нельзя сказать, что жизнь после референдума на Крымском полуострове не заладилась вовсе. Но вот с обещанной, "сладкой" (во всех смыслах), появились определенные проблемы. Начиная с самого что ни на есть сладкого продукта - сахара, цена на который не замедлила подняться. Выросли также цены и на другие особо востребованные продукты питания: крупы, картофель, макароны, консервы, соль…
Вот как прокомментировал журналистам ситуацию с продовольственным обеспечением Крыма министр аграрной политики и продовольствия Украины Игорь Швайка: "Цены очень сильно возросли… это достаточно существенно в сравнении с сезонным ростом материковой части Украины. Это чисто спекулятивные ожидания: чем сложнее доставка, тем выше поднимаются цены".
Да уж, о сложностях доставки продуктов в автономию с материковой части, как и об условиях поставок, их ритмичности, проблемах с валютой для расчетов, возврата, налогообложения и пр. за последнее время сказано и написано немало. Но дело не только в объективных трудностях. Многие аналитики склоняются к тому, что сама нынешняя обстановка на полуострове, контролируемом российскими войсками, неблагоприятна для функционирования бизнеса и спокойной торговли как в Крыму, так и на материковой части Украины, а также между ними.
Особенно это ощущается на знаменитых крымских рынках, о чем обеспокоенные жители полуострова с тревогой пишут в социальных сетях. Вот лишь некоторые из наблюдений: "сегодня крымские татары не приехали на рынок, и все… ни "молочки", ни мяса, ни овощей, и, скорее всего, в знак протеста большая часть точек была закрыта…", "у нас подорожали овощи на рынке. Примерно на одну-две гривны за килограмм"...
Но, быть может, большие торговые сети и сотрудничающие с ними крупные поставщики могут удержать свои позиции на полуострове? "Улыбнуло" в этой связи заявление главы правительства Крыма Сергея Аксенова на одной из недавних пресс-конференций: "Практически со всеми сетями проведены переговоры, а многие говорят, что не обращали внимания на политические заявления от собственников. Это политика, а не экономика, как торговали, так и будут торговать. Еще и будут радоваться…".
Нынче на полуострове представлено более десятка национальных и иностранных ритейлеров под брендами, в числе которых: "Сільпо", Fozzy C&C, "Фора", "АТБ", "Фуршет", "Фуршет Гурман", "Велика Кишеня", "Ашан", "ЭКО-маркет", Novus, Metro и пр. "Радуются" ли на самом деле их сотрудники? Большинство из них неохотно идут на контакт, но все же утверждают, что работают в штатном режиме, поскольку пока что не наблюдалось серьезных сбоев в работе супер- и гипермаркетов: особых задержек с поставками продуктов питания с материковой части не было. Впрочем, обычные потребители таки фиксируют в сетях дефицит товаров, производимых не на полуострове: "Ты в магазины крымские заходила? Видела, что на полках?", "осталось только то, что продается на вес", "с полок сметают все", "есть сложности с предметами бытовой химии… простого недорогого мыла я вчера купить в магазине не смогла"... Немало "теплых" отзывов - и о дефиците свечек, спичек.
"Запасайтесь… валидолом, вас ждет много сюрпризов"
В крымских почтовых отделениях появились рублевые пенсии. Определенной части пожилых людей, всерьез рассчитывавших на то, что отныне они будут получать их в большем размере, чем это было до принятия решения о вхождении полуострова в состав РФ, довелось испытать чувство некоторого неудовлетворения и даже разочарования. Дело в том, что пенсии на полуострове нынче выплачивают в украинских размерах, просто они пересчитаны по рублевому курсу. Местные власти поясняют, что в ближайшее время крымчанам ожидать какого-либо повышения пенсий не стоит, обещая индексировать выплаты "по-российски" постепенно. Комментируя ситуацию, глава крымского парламента Владимир Константинов также пообещал, что выплаты "по-новому" получат в т.ч. и безработные. Надо полагать, что эти выплаты тоже индексируют, потом как-нибудь, позже…
И если одна часть крымских пенсионеров воспринимает происходящее более-менее спокойно, не теряя надежды, что со временем новое правительство все же подкорректирует (в сторону увеличения) соцвыплаты для крымчан, то сегодня на полуострове немало и откровенно возмущенных тем, что их "кровные" в пересчете на российские рубли на самом деле оказались такими же, какими их назначили в Украине в гривнах. Местные почтальоны констатируют: большинство пенсионеров всерьез рассчитывали, что размеры пенсий сразу будут вдвое больше.
Молодежь реагирует на ситуацию категоричнее. Вот, например, показательное мнение одного из интернет-пользователей: "То есть цены уже поднялись (и нехило) в этом месяце, а пенсии будут подниматься постепенно. Это тоже называется - кинули. Самое интересное будет потом, когда пенсии переиндексируют окончательно (поднимут), и люди увидят, что пенсии поднялись меньше чем цены, - то есть реально покупательная способность пенсий/зарплат станет ниже, чем была в Украине. В общем, запасайтесь, крымчане, валидолом, вас ждет много сюрпризов".
Кстати, о лекарствах. Наблюдатели в Крыму фиксируют не только дефицит товаров, но и уже обозначившиеся вопросы с ассортиментом лекарств, всерьез опасаясь возможности возникновения проблем с их поставками. И хотя местные жители пока не заметили особенного ажиотажа в здешних аптеках, но проблемы в этой сфере очерчиваются все более рельефно. Например, крымские провизоры в последнее время наблюдают повышение покупательского спроса на самые обычные товары: йод, перекись водорода, активированный уголь, бинты, пластырь, медицинский спирт и т.п. Нынче в лидерах аптечных продаж - лекарственные препараты, нормализирующие сердечную деятельность, регулирующие артериальное давление, успокаивающие таблетки, прежде всего - валериана, валидол.
Учитывая, что достаточно широкий ассортимент лекарств производится не в Крыму, местные их потребители, особенно люди пожилого возраста, опасаются, что при нынешней ситуации не исключены проблемы с их поставками на полуостров. Ведь здесь проживают десятки тысяч диабетиков, сердечников, других больных с хроническими заболеваниями. Надо сказать, что пока, хоть и с определенными сложностями, но жизненно необходимые лекарственные препараты с материка в Крым все же доставляются.
Узел транспортных проблем
Нынче на крымском полуострове много сложностей. Транспортная проблема - одна из самых болезненных. Что теперь будет с железной дорогой, портами, авиасообщением, грузоперевозками?
Пока что пассажирские поезда, направляющиеся на полуостров или с него, не имеют международного статуса, и цена сравнительно недорогих билетов на отдых на крымском берегу не бьет по карману потребителей. Но нетрудно догадаться, что при переходе железнодорожной инфраструктуры в сферу влияния российской железной дороги тарифы на пассажирские перевозки будут оперативно пересмотрены, причем - в сторону увеличения. В пресс-службе "Укрзалізниці" не исключают, что стоимость проезда в "крымских" поездах может увеличиться вдвое. Не говоря уже о "веселой" перспективе для их пассажиров дважды пересекать границу…
Знаменитые крымские порты - это, кроме всего прочего, центры предоставления международных услуг, в первую очередь - туристических. Смогут ли они при нынешней ситуации сохранить свою привлекательность для международных операторов? Вопрос не праздный не только для тех, кто там работает, но и для тамошних местных жителей, жизнь которых в той или иной степени "привязана" к портовой деятельности. Свою озабоченность по этому поводу выразил руководитель администрации морских портов Ю.Васьков: "Крымские порты, прежде всего, важны с точки зрения круизных перевозок. Если круизная компания-оператор будет видеть опасность - коммерческую или физическую, - она туда просто не зайдет". Соответственно, не будет и работы…
Нелегко сейчас приходится авиаперевозчикам. В связи с продолжающимися ограничениями на полеты в Крым рейсы между Киевом и Симферополем отменены по не зависящим от авиакомпаний причинам. В общем, ни для кого не секрет, что если Крым окончательно "отсоединится" от материковой Украины, произойдет ощутимое сокращение пассажиропотоков как наземного, так и воздушного транспорта.
Не лучше положение и с грузооборотом. По расчетам аналитиков Центра транспортных стратегий, задержки при оформлении грузопотоков через границу значительно добавят времени для прохождения грузов в целом, не считая "подтягивания" тарифов за транспортировку к уровню РЖД, - и все это вряд ли устроит отправителей. Тем более что есть из чего выбирать. Уже сейчас специалисты полным ходом разрабатывают новые маршруты для перевалки грузов: уголь из Керчи - в Одесскую область, металлы из Севастополя - в Николаев, нефтепродукты из Феодосии - в Херсон, - тамошние труженики будут рады заработать. По словам директора Центра политического и экономического анализа А.Кавы, сокращение грузопотока, особенно транзитных грузов, произойдет в любом случае. Впрочем, даже на фоне этих, не весьма радужных перспектив, все же находятся те, кто не исключает возможности создания своей, крымской логистической компании, координирующей перевозки, перевалку грузов. Ее работа может опираться на открытие крымских портов (как минимум для российских грузов), а еще лучше - на строительство моста через Керченский пролив (правда, сроки претворения в жизнь этого проекта пока что туманны).
Хочется, чтобы людям в Крыму жилось хорошо. Чтобы тамошних жителей кормили не только "зрелищами", но и "хлебом насущным", а соотношение "плюсов" и "минусов" жизни в новых условиях было здравым.