Для украинского бизнеса попадание в «красную» зону с ее ограничениями — серьезный удар, хотя уже и не настолько шокирующий, как полтора года назад. Сегодня большинство предпринимателей осознают, что надо не просто переждать сложный период, но и активно помогать государству как можно скорее закончить борьбу с ковидом.
Предприниматели уже готовы к переходу в онлайн-режим предоставления услуг. Есть множество сервисов, которые бизнес сейчас активно применяет. Научились работать с персоналом, договариваться об изменении арендных условий, снабдили персонал масками, антисептиками, провели обучение, начали активно вакцинировать сотрудников. Поэтому 90% предпринимателей продолжают работать даже при существенных ограничениях красного уровня.
Однако риски остаются. Прежде всего макроэкономические, поскольку инфляция в Украине замедляется весьма небыстро, в годовом измерении составляет 7,5%, а подорожание газа на мировых рынках еще долго не позволит ей приблизиться к эффективному показателю в 5%. Соответственно, и монетарная политика центробанка останется довольно жесткой: НБУ не планирует снижать ставку с нынешних 8,5% по крайней мере до второго полугодия будущего года. А значит, и средства для бизнеса в этой перспективе не подешевеют. Очевидно, что карантинные ограничения в таких условиях не добавляют оптимизма.
Мы уже можем проанализировать последствия предыдущих строгих ограничений. Например, по данным Государственной службы занятости, по состоянию на июль этого года темп безработицы увеличился на 48%, а количество оставшихся без работы выросло на 157 тысяч человек, до полумиллиона безработных.
Кроме того, карантин, связанный с «красной» зоной, замедляет розничную торговлю, гостинично-ресторанный бизнес, разрушает бизнес перевозчиков, все производственные цепочки таких производств. Анализируя последствия предыдущего локдауна, можно с уверенностью сказать, что новая волна СОVID-19 и связанные с ней ограничения ударят по пассажирским перевозкам, спортклубам, общественному питанию, продаже непродовольственных товаров и концертной деятельности.
По данным исследования Poster, во время действия ограничений в «красных» зонах потери объемов деятельности кафе и ресторанного бизнеса составляют 34%. Средний чек упал на 28%. И дело не только в том, что клиенты физически не могут зайти в ресторан или магазин. Просто их потребительские настроения в таких условиях на нуле. Стоит ли тратить деньги, если впереди — неопределенное будущее? Или, может, лучше придержать их до лучших времен.
Все выглядит так, что в дальнейшем будет еще труднее: покупательная способность населения будет падать, а себестоимость продукции — расти в связи с увеличением стоимости энергоресурсов в холодный период. Надежда только на то, что совместными усилиями мы сможем преодолеть пик кризиса в ноябре и перед Новым годом выровнять ситуацию.
Предпосылки подобного оптимизма: в Украине достаточно вакцин и предполагаются новые поступления. Так что единственное препятствие на пути к массовой вакцинации — личная позиция людей, не желающих прививаться. Надеюсь, что информационная политика, проводимая на высоком уровне, а также ограничительные меры, предусмотренные в «красных» зонах, принесут положительные результаты. И «ковидное давление» на бизнес снизится.
Предприниматели как никто заинтересованы в том, чтобы страна вышла на европейские показатели по уровню вакцинации (не менее 70% населения) и, как следствие, достигла коллективного иммунитета. Для этого бизнес готов 2–3 недели посидеть на карантине, уговаривать собственные коллективы прививаться и всячески способствовать борьбе с COVID-19.
Однако и государство должно пойти навстречу. Ведь на сегодняшний день ситуация такова: бизнес находится на передовой, выполняет все требования государства, а его еще и облагают штрафами из-за невозможности выполнить условия, прописанные без учета нынешних реалий. Поэтому представители бизнеса настаивают на создании условий для упрощенного контроля вакцинации или негативных тестов клиентов. Это могут быть программы или доступ к ним либо обеспечение пунктами экспресс-тестирования, — так, чтобы это можно было сделать в каждой аптеке по доступной цене. В таком случае появляется возможность не отказывать клиентам в предоставлении услуг, а направить их на прохождение теста. А это снизило бы напряжение между бизнесом и клиентами.
Следует отметить, что власти пытаются помочь, но, к сожалению, этих усилий либо недостаточно, либо они направлены не на то, что нужно. Помощь в восемь тысяч гривен или кредиты под 5–7–9%, конечно, сыграли свою положительную роль, но этого мало. Недавно премьер-министр заявил, что в «красных» зонах будут рассматривать вопрос о предоставлении налоговых поддерживающих предложений для бизнеса. Речь идет не о дополнительных выплатах, а об облегчении условий или льготах в виде уменьшения стоимости аренды, налогообложения, то есть опосредованных пособий и дотаций.
В то же время Кабмин напоминает органам местного самоуправления, что у них достаточно разнообразных мер, механизмов, средств для поддержки предпринимателей. Власти готовы выделить дополнительное финансирование из центрального бюджета, чтобы на местах появились дополнительные средства для поддержки предпринимателей. Задача власти в регионах — не только заглядывать в государственную казну, но и использовать собственные возможности, расширенные благодаря реформе децентрализации, и смотреть, какая отрасль и вид деятельности больше всего пострадали и нуждаются в дополнительных программах.
Как пример высокой сознательности местной власти и населения можно привести курортный городок Моршин во Львовской области. Там привиты 70% жителей. Поскольку в Моршине весь бизнес ориентирован на сферу услуг — медицина, курортно-санаторная зона, оздоровление, общепит, горожане решили привиться и продолжать работать. Поэтому сейчас Моршин — единственный город в Украине, работающий в докризисном формате: все предприятия открыты и оказывают услуги.
Это ориентир, к которому нужно стремиться. И нам всем это по силам.
Все статьи автора читайте тут.